21 вересня 2017, 03:14

О псевдооппозиционности

Три базовых процесса/вызова/темы, судя по событийному началу осени, будут определять текущий политический сезон.

Безопасность. С одной стороны: есть более активное давление Запада на Россию (новые санкции США против России, продление санкций ЕС); есть реальное обсуждение вопроса миротворческой миссии на территорию оккупированного Донбасса (что очень объёмно прозвучало во время выступления Петра Порошенко на саммите СБ ООН и во время дебатов на 72-ой сессии Генассамблеи ООН); есть перспектива предоставления США Украине летального оборонного оружия. С другой стороны: Россия находится в ситуации предпрезидентской кампании в марте 2018 года, что априори не способствует снижению агрессивной риторики и действий.

В целом, можно говорить о том, что внешняя конъюнктура сегодня – на стороне Украины. Имею в виду: и уровень сотрудничества (стратегического и оборонного), который удалось выстроить с США; и результат выборов в отдельных странах ЕС, которые закончились проигрышем так называемых "друзей Путина".

Что касается стратегии в вопросе восстановления территориальной целостности, то она состоит в согласованной позиции Украины и Запада, а именно в сочетании разных инструментов принуждения России к деоккупации Крыма и Донбасса (в частности, усиление обороноспособности Украины, санкции против РФ, международные суды).

Поэтому очень важно, чтобы украинские политики, когда в ВР будет внесен законопроект о деоккупации/реинтеграции ОРДЛО, а также другие предстоящие решения (в частности, о предоставлении национально-территориальной автономии Крыма), все-таки, хотя бы в вопросе национальной безопасности не ставили политический интерес на первое место.

Реформы. С одной стороны: есть запрос общества на изменения в Украине, которые не проводились десятилетиями; есть давление Запада на украинских политиков в проведении реформ; есть выбор – либо развитие, либо все тот же риск развала (Россия еще долго будет, так или иначе, пытаться ослабить Украину). С другой стороны: есть безответственный политический класс, который политический интерес ставит выше государственного.

Очень жаль, что важнейшие реформы (медицинская, пенсионная, судебная, земельная и т.д.) превратились для ряда политиков исключительно в темы для политического пиара и спекуляций. Нередко мы наблюдали и наблюдаем такое понятие, как синдром "политических амфибий". Это когда политики имеют смежный интерес (скажем, в медицинской или судебной сферах), и в предлагаемых изменениях исходят, прежде всего, из корпоративных интересов (судей, медиков и т.д.).

Думаю, все согласятся с тем, что качество решений зависит, во многом, от качества дискуссии. Посмотрите, как у нас обсуждаются те же медицинская, пенсионная или земельные реформы. Поверхностно и эмоциально. Это и понятно – такой подход позволяет политикам быстрее мобилизовать свой электорат. Профессиональных и прагматичных дискуссий, нацеленных на конструктив и результат, практически нет. Когда к законопроекту вносится около 5 тысяч поправок (часть из которых дублируют друг друга), с целью завалить/затянуть законопроект, то на этом фоне теряются реальные замечания/поправки, которые могли бы, при содержательном их рассмотрении, усовершенствовать качество того или иного закона.

Псевдооппозиционность. С одной стороны: есть много оппозиционных партий и ярких оппозиционных политиков; уровень "зрады", если говорить о публичном пространстве и коммуникации, превышает уровень "перемог". С другой стороны: критика оппозиции преимущественно ориентирована исключительно на политический интерес, а не на качество и результат решений в масштабах и интересах государства.

Традиционно роль оппозиции равноценна роли власти. Но это если – настоящая оппозиция. А если единственная логика оппозиции – это стратегия обвинения – то это очень деструктивный подход. Критика власти (если это настоящая критика) – всегда только в плюс. Но возникает закономерный вопрос, а что подразумевается под критикой? На мой взгляд, критика, во-первых, должна изначально исходить из описания объективной ситуации/статуса-кво (неважно, благоприятная эта ситуация или нет). А, во-вторых, критика должна исходить из реальных альтернатив. И в этом смысле мне тоже не хватает критики от тех, кто декларирует свою оппозиционность. Потому что их критика не исходит из объективной оценки ситуации, обсуждения первопричин той или иной проблемы и вариантов ее разрешения.

Очень часто отдельные оппозиционные политики озвучивают то, что не имеет вообще никакого отношения к ситуации после 2014 года, а любая критика самой оппозиции тут же объясняется этой же оппозицией "проплаченностью". При этом мы нередко наблюдаем ситуацию, когда оппозиционные политики вначале очень громко говорят о необходимости борьбы с олигархами. А потом, когда власть начинает бороться с олигархами, отдельные оппозиционеры идут за поддержкой к этим самим олихархами, чтобы "свалить" власть. Тот же принцип применяется и по отношению к реофрмам.

Очень спекулятивно выглядят какие-либо сравнения с 2013 годом. Хотя бы потому, что мы находимся в абсолютно других реалиях, чем до 2014 года. Следует понимать, что внутренние вызовы (запрос на реформы, сформулированный ожиданиями Майдана) и внешние вызовы (восстановление и защита территориальной целостности от агрессии РФ) требуют, чтобы украинские политики (и власть, и оппозиция) на уровне государственной активности объединяли две функции – стратегическую и тактическую – и воспринимали их как единый процесс. Реальные результаты возможны только при правильной постановке цели и ежедневной работе на эту цель. В этой ситуации опыт поэтапного достижения результата (тот же безвызовый режим), требующий консолидации усилий разных ветвей власти, а также политических оппонентов, – это и есть проявление стратегии и тактики как единого процесса на примере конкретного вопроса.

И такое единство сегодня крайне необходимо Украине. Но, к сожалению, политическая осень уже демонстрирует расслоение. Власть сегодня озвучила правильные стратегические цели (обороноспособность и восстановление территориальной целостности, наполнение содержанием Соглашения об ассоциации, реформы). Но не обладает полным инструментарием реализации – для этого нужна работа всех ветвей власти, включая парламент, на общую цель и общий результат. А оппозиция делает акцент на тактике, ситуативных союзах, на использовании любых уязвимостей в действиях власти, чтобы переформатировать ситуацию в свою пользу. Прорыв западной границы отдельными украинскими политиками вместе с Михаилом Саакашвили – одно из ярких проявлений такой логики. В то время как прорыв Россией восточной границы Украины, вопреки всем усилиям Кремля, не остановил евроинтеграционные инициативы (Соглашение об ассоциации, ЗСТ с ЕС, безвиз), отдельные украинские политики сами же занимаются созданием уязвимостей на западной границе. Идея досрочных выборов для той части оппозиции, которая знает, что с первыми ощутимыми позитивами для граждан, начнет терять рейтинги, превратились в самоцель. Хотя целью должно быть, как минимум (если мы говорим о выборах), создание предпосылок и условий, которые бы привели к качественному, а не количественному обновлению политического класса.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Про стратегічну не/визначеність та рух до неї

Все ж, є відчуття та певні передумови вважати, що адміністрація Дональда Трампа енергійно почне діяти у напрямку зупинки війни. Це також помітно і по рішеннях діючої адміністрації Джозефа Байдена, яка зараз задіює усі можливі ресурси, що важливо...

Хто кому "дасть в морду" (про передпереговорчий етап)

Скажем так. Не прийняти рішення щодо зняття заборони на використання Україною далекобійних ракет по рос цілях на цьому етапі Захід уже не міг...

Про європейське лідерство

Тема європейського лідерства назріла давно, безвідносно до ризику президентства Дональда Трампа, одним із напрямків політики якого може бути скорочення трансатлантичної єдності та співпраці...

А завтра після виборів

В МЗС Росіі, реагуючи на результат Дональда Трампа на виборах, заявили, що працюватимуть з новою американською адміністрацією, "жорстко відстоюючи російські національні інтереси і досягаючи всіх поставлених цілей у війні"...

Між угодою та нерішучістю (в контексті виборів у США)

У ході передвиборчої кампанії Дональд Трамп в одному з інтерв'ю пожурив навіть Лінкольна, за те, що той допустив Громадянську війну. Замість досягнення угоди з південними штатами, які виступали проти скасування рабства...

Про заяву Сікорського щодо Криму

Маю на увазі слова міністра закордонних справ Польщі Радослава Сікорського щодо такого варіанту по Криму: мандат ООН на 20 років і тоді референдум...