22 вересня 2017, 18:09

Вторая значимая победа Украины и проигрыш России

Первые полгода 2017-го были крайне важны для Украины, с точки зрения внешнеполитической конъюнктуры. Речь идёт о формировании политики администрации Дональда Трампа по ряду направлений, в том числе по вопросу агрессии России против Украины. А также об итогах выборов в очень важных для Украины странах ЕС: Нидерландах (с точки зрения разрешения проблемы референдума по ассоциации Украины с ЕС, прошедшего в апреле 2016 года), Франции и Германии (как стран-участниц Нормандского формата и стран, в целом влияющих на позицию ЕС в вопросе санкций против РФ).

В итоге, можем констатировать, что так называемые "друзья Путина" в Европе проиграли. А с США Украине, несмотря на низкий старт отношений с администрацией Трампа еще полгода назад, удалось выстроить стратегическое и оборонное сотрудничество. Запад сегодня един с Украиной не только в формулировках по отношению к российской агрессии, но и в действиях, способствующим деоккупации Россией украинских территорий. Это и новый закон США о санкциях против России, Ирана, Северной Корее. Это и перспектива реального предоставления Украине летального оборонного оружия. Это и поддержка украинского видения, а не российского, миротворческой миссии ООН на оккупированном Донбассе. По Крыму также есть общая позиция – аннексия полуострова никогда не будет признана Западом, и никакие обмены вопроса Крыма на какой-либо другой не приемлемы. Это и активное сотрудничество в военно-технической сфере (уровень сотрудничества НАТО с Украиной как страной-не членом Альянса, пожалуй, наиболее высокий, по сравнению с другими сстранами). Наконец, есть общее понимание необходимости реформирования СБ ООН. Россия как правопродолжательница СССР по СБ ООН, по идее, должна была выполнять, как и другие постоянные члены, позицию тех, кто противодействует и противостоит агрессивной политике. А по факту оказалось, что РФ работает на войну, блокируя при этом любые решения по Украине, по Сирии, по расследованию сбившего боинга MH 17, думается, что в перспективе и по КНДР. Тем самым, Россия сводит свою роль не просто к деструктивной, а фактически перешла от статуса победителя над агрессией в ХХ столетии к статусу продолжателя агрессии в ХХІ столетии (в случае с Украиной).

Второе полугодие 2017-го показало, как Украина, приложив усилия, смогла трансформировать благоприятно складывающуюся внешнюю конъюнктуру в свою пользу. Многие критиковали первую встречу Петра Порошенко и Дональда Трампа. В то же время, после этой встречи (как части работы украинской власти по выстраиванию стратегического партнерства с США) состоялся визит в Киев министра обороны Джеймса Мэттиса. Спецпредставитель США по Украине Курт Волкер довольно четко и недвузначно сформулировал американскую позицию в вопросе российской агрессии. Сенат США, как мы знаем, одобрил проект бюджета на 2018 год, в котором предполагается выделить 500 млн.дол. для поддержки Украины в сфере безопасности и оборонной сферах.

По итогам второй встречи Порошенко и Трампа уже есть заявление о том, что США поддержат украинский вариант миротворческой миссии ООН на Донбассе. Думаю, дальше мы услишим и определенную конкретику во вопросу возможного предоставления Украине летального оборонного оружия.

Что касается выступлений президента Украины на саммите СБ ООН и на дебатах 72-ой Геассамблеи ООН, то прозвучл весь спектр вопросов, связанных с военной агрессией РФ, в том числе тема Крыма и незаконно удерживаемых украинских граждан в России и ОРДЛО. А предложение технической оценочной миссии на Донбассе (шаг, предшествующий принятию решения об отправке миротворцев) говорит о том, что Украина понимает всю поэтапность, пошаговость достижения решения по миротворцам на Донбассе. Здесь для Украины было важно показать, что без расширенного мандата миссии ООН реального прекращения войны и демилитаризации ОРДЛО невозможно достичь.

Не менее важно и то, что в рамках Генассамблеи ООН состоялись ряд встреч Порошенко с европейскими политиками и чиновниками. В частности, с президентами Польши, Словакии, Болгарии, Австрии, Финляндии, а также с еврочиновниками. Часть этих встреч имеет значение с точки зрения предстоящего саммита Восточного партнерства, который состоится в ноябре. Отдельно, о чем я уже упомянула выше, обсуждался вопрос деоккупации Крыма (в состав украинской делегации был включен Мустафа Джемилев).

Первая значимая промежуточная победа Украины, если говорить о международной поддержке, это не только продление санкций, но и перелом на каком-то этапе в понимании Запада того, что никакие политические изменения невозможны без реальной демилитариции оккупированных территорий. Этот перелом произошел в 2016 году, когда от Украины перестали требовать политических изменений и отошли от возможного варианта поэтапного снятия санкций с РФ, а сакцентировали внимание на вопросебезопасности. Это связано в том числе с вмешательством РФ в избирательных кампании на Западе. Такой подход, по сути, лишил Россию всякого смысла продолжать военный шантаж Украины (разве что на зло и во зло Украине) – просто потому что он не переводим в гео/политическую победу.

Вторая значимая промежуточная победа Украины произошла/происходит сейчас, когда стало понятно, что никто не будет торговаться с Россией, меняя уступки в одном конфликте на преимущества в другом. А также, когда логика на "сохранение лица" и логика "не раздражать агресора" сменились более жесткими мерами реагирования на агрессивную политику российской власти. К которым можно отнести такой важнейший промежуточный результат, как начало реального обсуждения миротворческой миссии на Донбассе, согласно украинского видения (миротворцы на всей оккупированной территории, включая украинско-российскую границу, а также неприемлемость российских представителей в составе миссии). Кремлю не удалось провернуть очередные "гибридные предложения": 1). "Впарить" вариант "миротворческая миссия ООН для наблюдателей ОБСЕ" (что, согласитесь, бред); 2). Попытаться найти срединный вариант между украинским и российским предложениями (Украина уже отмечала фейковость новости в рос СМИ, что украинская сторона якобы уже внесла резолюцию по миротворцам, хотя речь на самом деле идет пока об инициативах, озвученных еще в 2015 году).

Кремль все время повышал ставки, рассчитывая, видимо, что вот-вот созреет ситуация для большого пакта. А оказалось, что время возможностей добиваться желаемого через ультиматум и шантаж для России заканчивается. Для нас же очень важно две эти значимые промежуточные победы продолжить на уровне принятия важных внутриполитических решений и дальнейшей внешнеполитической активности (имею в виду принятие закона о деоккупации/реинтеграции ОРДЛО, а также международные суды). Как минимум – продолжить на уровне ответственной позиции политиков, когда вопросы безопасности не должны быть темой для политических спекуляций и пиара.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Хто кому "дасть в морду" (про передпереговорчий етап)

Скажем так. Не прийняти рішення щодо зняття заборони на використання Україною далекобійних ракет по рос цілях на цьому етапі Захід уже не міг...

Про європейське лідерство

Тема європейського лідерства назріла давно, безвідносно до ризику президентства Дональда Трампа, одним із напрямків політики якого може бути скорочення трансатлантичної єдності та співпраці...

А завтра після виборів

В МЗС Росіі, реагуючи на результат Дональда Трампа на виборах, заявили, що працюватимуть з новою американською адміністрацією, "жорстко відстоюючи російські національні інтереси і досягаючи всіх поставлених цілей у війні"...

Між угодою та нерішучістю (в контексті виборів у США)

У ході передвиборчої кампанії Дональд Трамп в одному з інтерв'ю пожурив навіть Лінкольна, за те, що той допустив Громадянську війну. Замість досягнення угоди з південними штатами, які виступали проти скасування рабства...

Про заяву Сікорського щодо Криму

Маю на увазі слова міністра закордонних справ Польщі Радослава Сікорського щодо такого варіанту по Криму: мандат ООН на 20 років і тоді референдум...

Чи можна "заморозити" війну без руху до сталого миру

По суті, Олаф Щольц пропонує (маю на увазі його пропозиції, про які пише La Repubblika) варіант замороження війни. Мабуть, виходячи із того, що за умов крайніх позицій сторін можливо говорити про варіанти зменшення активності – і бажано не за рахунок країни, на яку здійснено напад, а за рахунок країни, яка цей напад здійснила...