5 жовтня 2017, 15:36

О законопроектах по Донбассу и спекуляциях отдельных политиков

Как только законопроекты по Донбассу (субъектом законодательной инициативы которых является президент) были внесены в ВР, политический пиар и спекуляции тут же стали доминировать в оценках отдельных политиков. Оппозиция настойчиво выискивает в законопроектах по Донбассу "сдачу интересов". Этим же, еще настойчивее, занимаются российские политики. Хрусталики глаз в этом вопросе, видимо, синхронизировались.

Речь идет о проекте Закона 7163 "Про особливості державної політики із забезпечення державного суверенітету України над тимчасово окупованими територіями в Донецькій та Луганській областях" и проекте Закона 7164 "Про створення необхідних умов для мирного врегулювання ситуації в окремих районах Донецької та Луганської областей".

Главная идея базового законопроекта 7163 "Про особливості державної політики із забезпечення державного суверенітету України над тимчасово окупованими територіями в Донецькій та Луганській областях" – это восстановление территориальной целостности Украины.

Законопроект, во-первых, определяет правовой статус ОРДЛО как временно оккупированных территорий, что влечет за собой все последствия, согласно международного права об оккупированных территориях.

Во-вторых, в тексте определяются понятия "российская оккупационная власть" и "российские оккупационные войска".

В-третьих, нормирует государственную стратегию возвращения Донбасса и противостоит ползучей аннексии ОРДЛО Россией (введение рубля, ограничение экономических связей с Украиной, введение так называемых "паспортов" республик).

В-четвертых, гармонизирует правовое поле Украины с реальной ситуацией на Донбассе, в частности, в части применения ВСУ.

В-пятых, фиксирует право Украины на самооборону, согласно 51 статье Устава ООН.

В-шестых, законопроект защищает собственность украинских юридических и физических лиц на оккупированных территориях, не признавая правовые акты так называемых "республик".

В-седьмых, повышает роль Министерства по вопросам оккупированных территорий (в части защиты прав внутренне перемещенных лиц).

Что касается законопроекта 7164 "Про створення необхідних умов для мирного врегулювання ситуації в окремих районах Донецької та Луганської областей", то, по сути, он продлевает еще на год действие закона об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, который был принят три года назад. Как мы знаем, этот закон де-факто так и не вступил в действие, поскольку, согласно поправкам, внесенным позже, он вступает в силу после проведения местных выборов в ОРДЛО. А местные выборы, в свою очередь, могут быть проведены только согласно украинского законодательства, стандартов ОБСЕ полного допуска украинских СМИ и т.д., в общем, после возвращение в правовое поле Украины этих регионов.

Две позиции, которые вызывают опасения/критику у части политиков, – это: 1). упоминание Минских соглашений; 2). продление еще на год закона об особенностях самоуправления в ОРДЛО, который не работает.

Эти риски, на мой взгляд, на сегодня не акутальны. Украина, наконец, указывает на субъекта агрессии и обозначает статус территорий ОРДЛО как оккупированных. При этом, для нас важно, предоставив больше полномочий ВСУ, всячески подчеркнуть мирно-дипломатический способ возврата территорий. К Минским соглашениям, кто бы что ни говорил из украинских политиков, привязаны санкции по Донбассу, а также резолюция ООН по Донбассу. Сегодня позиция Украины и Запада едина в необходимости выполнения вначале пунктов по безопасности. И отказ от Минских соглашений означает обнуление совместной логики давления Украины и Запада на Россию. Без предложения какой-либо другой реальной альтернативы. Некоторые политики предлагают вернуться к Будапештскому меморандуму. Можно, конечно, вернуться, только пускай эти политики покажут в меморандуме ответственность сторон, в случае его нарушения. Что касается продления закона об особенностях самоуправления, этот закон де-факто не работает. Но с точки зрения дальнейших переговоров в Нормандском и Минском форматах, дальнейших перегоров по миротворческой миссии продление действия этого закона является юридически важным. Тех рисков, о которых говорили в 2014-2015-частично 2016 годах применительно к Минским соглашениям (навязывание политической части Минских соглашений без выполнения пунктов по безопасности, что могло спровоцировать кризис в целом в Украине), на сегдоня нет (в выходе из Минских соглашений, которые реализовываются не в той последовательности, на которую расчитывал Кремль) на текущем этапе как раз больше заинтересована Россия.

Тактика Украины на совмещение внутренних и внешних инструментов реагирования на военную агрессию РФ позволила нам: избежать полномасштабной войны с Россией (а уход в военную логику в 2014-2015 годах мог именно к этому привести); 2. уйти от варианта "мир любой ценой", то есть, капитуляции под видом компромисса (в том числе обмена Крыма на Донбасс); 3. использовать время для усиления обороноспособности Украины; 4. сохранить и усилить международную поддержку. 5. начать процесс исков против России в международных судах.

Украине сегодня крайне важна целостная позиция внутри страны в вопросах восстановления территориальной целостности, с тем, чтобы максимально эффективно использовать совместное с Западом давление на Россию в деоккупации украинсикх территорий. И это давление сегодня начинает реализовываться в конкретных и довольно болезненных для России инструментах (санкции, обсуждение миротворческой миссии, возможное предоставление Украине Соединенными Штатами оборонного летального оружия).

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Хто кому "дасть в морду" (про передпереговорчий етап)

Скажем так. Не прийняти рішення щодо зняття заборони на використання Україною далекобійних ракет по рос цілях на цьому етапі Захід уже не міг...

Про європейське лідерство

Тема європейського лідерства назріла давно, безвідносно до ризику президентства Дональда Трампа, одним із напрямків політики якого може бути скорочення трансатлантичної єдності та співпраці...

А завтра після виборів

В МЗС Росіі, реагуючи на результат Дональда Трампа на виборах, заявили, що працюватимуть з новою американською адміністрацією, "жорстко відстоюючи російські національні інтереси і досягаючи всіх поставлених цілей у війні"...

Між угодою та нерішучістю (в контексті виборів у США)

У ході передвиборчої кампанії Дональд Трамп в одному з інтерв'ю пожурив навіть Лінкольна, за те, що той допустив Громадянську війну. Замість досягнення угоди з південними штатами, які виступали проти скасування рабства...

Про заяву Сікорського щодо Криму

Маю на увазі слова міністра закордонних справ Польщі Радослава Сікорського щодо такого варіанту по Криму: мандат ООН на 20 років і тоді референдум...

Чи можна "заморозити" війну без руху до сталого миру

По суті, Олаф Щольц пропонує (маю на увазі його пропозиції, про які пише La Repubblika) варіант замороження війни. Мабуть, виходячи із того, що за умов крайніх позицій сторін можливо говорити про варіанти зменшення активності – і бажано не за рахунок країни, на яку здійснено напад, а за рахунок країни, яка цей напад здійснила...