2 лютого 2018, 03:24

Трансформация кремлевскго "ждуна" (как геополитической стратегии)

Вначале Кремль думал, что если аннексировать/оккупировать те украинские территории, где российской власти в силу своего присутствия это было сделать легче всего (Крым и часть Донецкой и Луганской областей), то остальные области (Харьковская, Одесская, Запорожская, Днепропетровская, Николаевская, Херсонская) – автоматически падут перед Россией. Оказалось наоборот – Украина отмобилизовалась.

Затем Кремль всячески пытался навязать Украине политические изменения, сохраняя свое присутствие на оккупированной части Донбасса, – в надежде спровоцировать политический кризис в целом в Украине. Но в итоге – у Украины и Запада к концу 2016 года выстроилась и сохраняется единая позиция, суть которой: "вначале безопасность, потом – политические изменения". И еще: в России, как мы знаем, как мантру любят повторять, что Киев должен вести переговоры с самопровозглашенцами. Но здесь все время возникает закономерный вопрос: а с кем РФ, согласно ее же терминологии, контактирует на украинско-российской границе на Донбассе? Ведь псевдовыборы в ОРДЛО в декабре 2014-го Кремль официально так и не признал. Получается, что российская власть контактирует на участке украинско-российской границы (от 400 до 600 км) с людьми, которых сама же не признает, и в ее юридической терминологии эти люди – никто.

Дальше Кремль ждал выборов в США, чтобы заключить "пакт" с Дональдом Трампом. Вместо пакта – получил закон о новых санкциях, где Россия указана в качестве угрозы вместе с Ираном и Северной Кореей.

Параллельно Кремль ждал выборов в Нидерландах, Франции и Германии, чтобы привести к власти "друзей Путина", рассчитывая, тем самым, остановить процесс окончательной ратификации Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, снять санкции, а также ожидая роста евроскептических настроений внутри ЕС. Вместо этого – "друзья Путина" в меньшинстве, санкции продлены, а "гибридное поведение" российской власти воспринимается теперь не только с точки зрения узроз на постсветском пространстве, но и угроз для самой Европы.

Ну и наконец – теперь Кремль, российские элиты в целом, с замиранием сердца ожидают, будет или не будет иметь продолжение на уровне реальных санкций "список Путина". Чтобы ни говорили российские политики/чиновники/ представители крупного капитала, санкции – болезненный и действенный инструмент принуждения к миру России как страны-дестабилизатора существующего миропорядка. Думаю, многие из окружения Владимира Путина рассчитывали на то, что за год-два санкции удастся снять, передоговориться с Европой и навязать новый "пакт" с США. В общем, практически закрыть глаза, посчитать до ста и санкции исчезнут. Но, оказалось, что все не так – санкции не только не снимаются, но и усиливаются. Опубликованный список, несмотря на самые разные оценки, которые звучат, – это в любом случае демонстрация уязвимости и зависимости российских элит, дети, деньги и недвижимость у многих из которых находятся на Западе. А тут ещё решение американского суда по сбитому MH 17, с иском в который обратилась часть семей жертв. Согласного этого решения, Игорь Стрелков/Гиркин должен выплатить порядка 400 млн. долл. компенсации.

Да, Украина по-прежнему еще довольно уязвима и не в полной мере защищена от самых разных "гибридных атак", от попыток Кремля влиять на ситуацию через вмешательство как извне, так и изнутри. И, тем не менее, за эти годы в Украине многое осознано, а цели – восстановить территориальную целостность и построить сильное самодостаточное государство – верные. А вот к чему в стратегическом, долгосрочном смысле стремиться Россия – это вопрос для самой России. Ведь тактическое преимущество в 2014 году, когда Кремль воспользовался слабостью Украины, России не удастся перевести, и это уже понятно, в какое-либо стратегическое преимущество. Отсюда зачастую – российская политическая и дипломатическая "калинка-малинка".

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Про стратегічну не/визначеність та рух до неї

Все ж, є відчуття та певні передумови вважати, що адміністрація Дональда Трампа енергійно почне діяти у напрямку зупинки війни. Це також помітно і по рішеннях діючої адміністрації Джозефа Байдена, яка зараз задіює усі можливі ресурси, що важливо...

Хто кому "дасть в морду" (про передпереговорчий етап)

Скажем так. Не прийняти рішення щодо зняття заборони на використання Україною далекобійних ракет по рос цілях на цьому етапі Захід уже не міг...

Про європейське лідерство

Тема європейського лідерства назріла давно, безвідносно до ризику президентства Дональда Трампа, одним із напрямків політики якого може бути скорочення трансатлантичної єдності та співпраці...

А завтра після виборів

В МЗС Росіі, реагуючи на результат Дональда Трампа на виборах, заявили, що працюватимуть з новою американською адміністрацією, "жорстко відстоюючи російські національні інтереси і досягаючи всіх поставлених цілей у війні"...

Між угодою та нерішучістю (в контексті виборів у США)

У ході передвиборчої кампанії Дональд Трамп в одному з інтерв'ю пожурив навіть Лінкольна, за те, що той допустив Громадянську війну. Замість досягнення угоди з південними штатами, які виступали проти скасування рабства...

Про заяву Сікорського щодо Криму

Маю на увазі слова міністра закордонних справ Польщі Радослава Сікорського щодо такого варіанту по Криму: мандат ООН на 20 років і тоді референдум...