2 лютого 2018, 03:24

Трансформация кремлевскго "ждуна" (как геополитической стратегии)

Вначале Кремль думал, что если аннексировать/оккупировать те украинские территории, где российской власти в силу своего присутствия это было сделать легче всего (Крым и часть Донецкой и Луганской областей), то остальные области (Харьковская, Одесская, Запорожская, Днепропетровская, Николаевская, Херсонская) – автоматически падут перед Россией. Оказалось наоборот – Украина отмобилизовалась.

Затем Кремль всячески пытался навязать Украине политические изменения, сохраняя свое присутствие на оккупированной части Донбасса, – в надежде спровоцировать политический кризис в целом в Украине. Но в итоге – у Украины и Запада к концу 2016 года выстроилась и сохраняется единая позиция, суть которой: "вначале безопасность, потом – политические изменения". И еще: в России, как мы знаем, как мантру любят повторять, что Киев должен вести переговоры с самопровозглашенцами. Но здесь все время возникает закономерный вопрос: а с кем РФ, согласно ее же терминологии, контактирует на украинско-российской границе на Донбассе? Ведь псевдовыборы в ОРДЛО в декабре 2014-го Кремль официально так и не признал. Получается, что российская власть контактирует на участке украинско-российской границы (от 400 до 600 км) с людьми, которых сама же не признает, и в ее юридической терминологии эти люди – никто.

Дальше Кремль ждал выборов в США, чтобы заключить "пакт" с Дональдом Трампом. Вместо пакта – получил закон о новых санкциях, где Россия указана в качестве угрозы вместе с Ираном и Северной Кореей.

Параллельно Кремль ждал выборов в Нидерландах, Франции и Германии, чтобы привести к власти "друзей Путина", рассчитывая, тем самым, остановить процесс окончательной ратификации Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, снять санкции, а также ожидая роста евроскептических настроений внутри ЕС. Вместо этого – "друзья Путина" в меньшинстве, санкции продлены, а "гибридное поведение" российской власти воспринимается теперь не только с точки зрения узроз на постсветском пространстве, но и угроз для самой Европы.

Ну и наконец – теперь Кремль, российские элиты в целом, с замиранием сердца ожидают, будет или не будет иметь продолжение на уровне реальных санкций "список Путина". Чтобы ни говорили российские политики/чиновники/ представители крупного капитала, санкции – болезненный и действенный инструмент принуждения к миру России как страны-дестабилизатора существующего миропорядка. Думаю, многие из окружения Владимира Путина рассчитывали на то, что за год-два санкции удастся снять, передоговориться с Европой и навязать новый "пакт" с США. В общем, практически закрыть глаза, посчитать до ста и санкции исчезнут. Но, оказалось, что все не так – санкции не только не снимаются, но и усиливаются. Опубликованный список, несмотря на самые разные оценки, которые звучат, – это в любом случае демонстрация уязвимости и зависимости российских элит, дети, деньги и недвижимость у многих из которых находятся на Западе. А тут ещё решение американского суда по сбитому MH 17, с иском в который обратилась часть семей жертв. Согласного этого решения, Игорь Стрелков/Гиркин должен выплатить порядка 400 млн. долл. компенсации.

Да, Украина по-прежнему еще довольно уязвима и не в полной мере защищена от самых разных "гибридных атак", от попыток Кремля влиять на ситуацию через вмешательство как извне, так и изнутри. И, тем не менее, за эти годы в Украине многое осознано, а цели – восстановить территориальную целостность и построить сильное самодостаточное государство – верные. А вот к чему в стратегическом, долгосрочном смысле стремиться Россия – это вопрос для самой России. Ведь тактическое преимущество в 2014 году, когда Кремль воспользовался слабостью Украины, России не удастся перевести, и это уже понятно, в какое-либо стратегическое преимущество. Отсюда зачастую – российская политическая и дипломатическая "калинка-малинка".

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Про переговори: публічні та непублічні цілі сторін

Переговори як процес тривають постійно (з окремих питань, гуманітарних, зокрема). Переговори ж саме як припинення війни (через небажання РФ) засвідчують різні цілі у сторін та учасників...

Стамбульский транзит

Щодо переговорів у Стамбулі. 1. Не можна не відзначити парадокс абсолютно різних делегацій з боку РФ – та, яка була на зустрічах з американцями, і та, яка заявлена зараз на переговорах у Стамбулі...

"Неміцні звʼязки" як характеристика міжнародної системи

У 2002 році був такий перформанс "Неміцні зв'язки" (Loose Associations): художник, пояснюючи у своїй лекції причини, що спонукали його до створення інсталяцій, одночасно і демонстративно звертався до літератури, дизайну, архітектури, політики...

Навіщо Кремль проштовхує прецедент легалізації окупації

От здавалося б, навіщо США вносять до обговорення тему Криму, якщо від України не вимагається юридичного визнання його російським, а таке визнання від себе, ніби, допускають США? (Ніби, бо варто відзначити, що багато чого про пропозиції США ми читаємо в ЗМІ...

Про розвилку для світової системи

Днями міністр оборони Великої Британії Джон Гілі сказав, що 2025 рік стане критичним, закликавши союзників посилити військову підтримку України...

Самовизначення триває: deal, гібридність, пробудження та ієрогліф

Ну що ж, активна дипломатія останніх місяців (маю на увазі очікування від ініціативи адміністрації Трампа) у супроводі не менш активних військових дій на російсько-українському фронті показала: знайти Атланта, який утримує на своїх плечах ситуацію, неможливо...