15 вересня 2019, 01:55

Компромиссная Европа, реакционная Россия, пассивная Украина, или О ''нормализации'' на условиях РФ

На днях Владимир Зеленский анонсировал обсуждение "формулы Штайнмайера" на предстоящей встрече лидеров государств "нормандской четверки". Вслед за Владимиром Путиным и Сергеем Лавровым, которые назвали в качестве условия для проведения саммита необходимость "зафиксировать на бумаге" эту самую формулу. Затем, правда, Зеленский сказал, что выборы на Донбассе можно проводить только после выведения российских войск и согласно украинского законодательства.

Но, судя по самым разным заявлениям (и главы ОБСЕ о приемлемости этой формулы, и Владимира Путина и Эммануэля Макрона после их телефонного разговора, и Леонида Кучмы о риске навязывания указанной формулы), ясно, что Кремль прикладывает и будет прикладывать все усилия, чтобы переубедить Запад в правильности своего подхода, и потом совместными усилиями давить на Украину.

Позиция российской власти по навязыванию "нормализации" в виде "формулы Штайнмайера" (причём, в сугубо российской ее трактовке) не удивляет. Кремль продвигает вариант, при котором изменения в Конституцию об особом статусе ОРДЛО и выборы должны пройти де-факто – до выполнения Россией пунктов по безопасности. Эту своеобразную трактовку Путиным "Минских соглашений" Кремль навязывал с самого начала, еще с 2014 года – иначе, зачем надо было развязывать войну, если, в итоге, придётся убраться без возможности и дальше шантажировать Украину? Но украинская власть тогда переубедила Запад в деструктивности российской логики. Ведь, навязывая именно такой подход, Россия не только хочет избежать ответственности за преступления и "сохранить лицо" (а мы здесь уже сделали определенные уступки), но и сохранить свой контроль над оккупированными территориями (в том числе через проведение выборов до выполнения пунктов по безопасности). А дальше – использовать "особый статус" для навязывания федерализация, после чего вопрос Украины для Кремля действительно будет решен.

А вот позиция новой украинской власти – до конца так и непонятна. Оказалось, что никакого украинского варианта "нормализации" нет, а есть: или готовность действовать в рамках, навязанных Путиным; или тактическая игра при отсутствии стратегического подхода/переговорной позиции.

Если следовать логике России, то можно предполагать, что следующим пунктом такой "нормализации" станет амнистия, вообще всех. Тут некоторые СМИ, в том числе украинские, уже "прощупывают почву" на предмет возможной реакции общества. Дальше – российские условия возврата ОРДЛО. И параллельно снятие санкций с России. Иски в международных судах против РФ таким образом потеряют какую-либо актуальность. А вопрос Крыма, при том, что для Кремля он исторически закрыт, будет подниматься в контексте требований от Украины возобновить поставки воды.

Это все пытаются навязать Владимиру Зеленскому, используя его подход на быстрый результат и ориентацию на "апплодисменты". Надеюсь, "формулу Штайнмайера" после того, как активная часть общества явно высказала своё неприятие, не попытаются навязать нам внутри через референдум.

Очень хочу ошибаться в таком возможном развитии ситуации. Развеять эти опасения (уверена, не только мои) мог бы украинский вариант этой самой "нормализации". Уже стало известно, что встреча лидеров "нормандской четверки" откладывается – из-за России. Также, о чем я выше уже написала, президент Украины во время встречи с президентом Эстонии заявил, что выборы в ОРДЛО могут быть только после выведения российских войск и согласно украинского законодательства, и это правильное заявление. Но, опять же, мы в очередной раз наблюдаем логику противоположных позиций одновременно. Сюда же – можно отнести и слова министра иностранных дел Вадима Пристайко о том, что "между Украиной и Россией наметилось потепление", сказанные на фоне усиления обстрелов в зоне боевых действий. Никакое это не потепление, а продолжение шантажа со стороны Кремля, когда он демонстрирует готовность идти на отдельные шаги, требуя взамен полномасштабных уступок со стороны Украины. И в этом смысле противоречивая и размытая позиция украинской власти не переубедит Путина, а наоборот – ослабит наши позиции. Потому что если у Украины нет четкой и внятной позиции, в которой надо убеждать Запад, то это будет делать и делает Россия, навязывая свой вариант "нормализации".

Чи можна "заморозити" війну без руху до сталого миру

По суті, Олаф Щольц пропонує (маю на увазі його пропозиції, про які пише La Repubblika) варіант замороження війни. Мабуть, виходячи із того, що за умов крайніх позицій сторін можливо говорити про варіанти зменшення активності – і бажано не за рахунок країни, на яку здійснено напад, а за рахунок країни, яка цей напад здійснила...

Про "червоні лінії"

Взагалі, вираз "червоні лінії" трохи про епоху, що відходить. Про систему, що склалася після Другої Світової війни, де інструмент "червоних ліній" виконував, передусім, функцію запобігання...

Про заборону релігійних організацій, афілійованих з РПЦ

Рішення щодо заборони в Україні релігійних організацій (265 голосів за у другому читанні), що мають відношення до РПЦ, є закономірним. Підхід "ми проти агресії, але не називаємо агресора" (а були ж іще хресні ходи за мир, щоб показати, що ніби-то в Україні йде внутрішня війна), згадуємо Кирила (бо такі канони) і тд в умовах повномасштабного вторгнення є непрацюючим...

Курський бумеранг для Росії

Декілька висновків з прецеденту у Курській області. 1. Дії Сил оборони України у Курській області змінюють ситуацію військового статусу-кво (це зрозуміло, навіть, для невійськових) не стільки у кількісному, скільки у якісному вимірі...

Про таймінг

Є така робота Роберта Уітмена під назвою "Ущільнення". Її премʼєра відбулася у нью-йоркському кінотеатрі "Синематика кінематографіста" ще у 1965 році...

Ready-made

Художник і скульптор Марсель Дюшан якось сказав, що одна з його ідей полягала у тому, "щоб вкласти мізки туди, де завжди були лише очі". Щось подібне, в плані трансформацій (які десь уже почались, а десь лише визрівають), переживає зараз на рівні процесів міжнародна система взаємовідносин...