28 грудня 2020, 04:58

"Без лица", или Чужие сценарии для Зеленского

В конце года традиционно принято говорить об итогах года и прогнозах на будущий год.

Но я напишу не об итогах (разве что, коснусь/пройдусь по краю), а о процессах. Это более точно. В процессах можно увидеть тенденции и тренды.

В 2020 году для Украины, на мой взгляд, превалировала внешняя повестка. В плане формирования рамки событий. Пандемия ковида, выборы в США, недоговороспособность России. То, что не зависит от Украины.

Внутренняя повестка (если смотреть целостно, а не выборочно) – довольно хаотичная, фрагментарная и, даже, самоуничижительная (когда одна инициатива власти идёт в противовес другой/другим инициативам власти же). Но зачастую – бездействие и пустоты, которые автоматически заполняют повестки более активных политических субъектов (за исключением отдельных министерств, во главе которых находятся профессиональные руководители). Перечислю несколько странностей (назовем это так) действующей власти.

Странность 1. Отсутствие целей и задач. После президентских выборов в 2019 году у Владимира Зеленского много говорили о необходимости досрочных парламентских выборов. Тогда никто не понимал, зачем людям, не имеющим никакого опыта госуправления и общественно-политической деятельности, стремиться к полной монополии во власти. Избирательная кампания давно закончилась, но цели и задачи на уровне государства так и не появились. Отсюда – хаос в кадровой политике. Повторю то, что я часто пишу: базовая функция лидера любой страны – это формирование перспективы, которая затем определяет критерии для подбора кадров (под конкретные задачи) и задаёт границы в компромиссах. Ничего этого нет. Зеленский сказал в интервью NYT, что всему причина ковид, который мешает строить долгосрочные планы. Но даже в этих словах – непонимание того, что такое стратегические задачи.

Странность 2. Критика со стороны Владимира Зеленского (буквально на уровне психо-эмоциональной зависимости) в адрес своего предшественника Петра Порошенко при использовании как раз результатов пятого президента. По сути, действующая власть, критикуя, но не предлагая никаких альтернатив ни в одной из сфер, использует тот каркас сложных базовых решений, которые были наработаны за период 2014-2019 годов. Да, ситуация по ряду показателей ухудшается, но каркас этот все ещё держится. И, вместо того, чтобы предлагать решения в развитие (судебную реформу, например), мы видим две крайности – или во всем критиковать предшественников, или приписывать исключительно себе в заслугу какие-то результаты (так, как будто до Зеленского вообще ничего не было). И наоборот – там, где есть позитивные начинания (а они есть в отдельных сферах), их вытеснение (просто по факту) концентрацией ОП на других темах.

Странность 3. Вообще не видеть проблем/вызовов. Под "не видеть" я понимаю неспособность оценить их адекватно. Это как читать, но не понимать смысла написанного. Очень хорошо этот изъян виден (если говорить о более сложном уровне) по бесконечному соединению в публичных обращениях Зеленского масштабных тем с текущими, автоматически обнуляя любой масштаб серьёзных вопросов. В итоге, складывается впечатление даже не "тёплой ванны", в которой пребывает президент (как способа исключительно позитивного информирования о происходящем), а впечатление эффекта "сна", когда человек даже не догадывается о том, что происходит наяву, вне сна.

Странность 4. Обещание объединения страны, а по факту – усиление конфликтности. "Какая разница" – это не значит "носится" за Порошенко, в том числе по ходу пытаясь пересмотреть решения за его в период президентства. И это не пассивная позиция, типа, делать вид, что ничего не происходит. "Какая разница" (как я это понимаю) – это если бы власть, вместо попыток пересмотра решений предшественника, предлагала развитие в других сферах в построении современного государства, но системные, а не текущие (типа дорог).

Странность 5. Размывание институций и принципа разделения властей (с чем у нас и так всегда проблемы). С одной стороны, Верховная Рада и Кабмин зависимы от Зеленского. Депутаты от "Слуги народа", среди которых много случайных людей, шли на выборы и попали в парламент под брендом Зе; а Кабмин – это точно не команда, где премьер предлагает кадровый состав под экономическую программу. А с другой стороны – сам Зеленский, судя по всему, де-факто передал часть власти (в принятии решений/влиянии на их принятие) главе ОП Андрею Ермаку. А время от времени ещё и возникают недопонимания с местными властями, сформированные по вине изначально неправильно выбранной линии коммуникации со стороны ОП. В итоге, кто и за что несёт ответственность – вопрос. Теневое принятие решений, смена правительств/министров – или под интересы групп, или как пиар (чтоб свалить на кого-то вину за провалы).

В таких условиях неизбежно будут происходит (уже происходят) следующие причинно-следственные процессы.

1. Фрагментация и затем хаотизация власти. Когда нет базовой цели, а повестка дня нереалистичная (вот, скажем, на днях руководители партии "СН" Александр Корниенко и Давид Арахамия озвучили в качестве одного из предстоящих решений/планов на следующий год провести индексацию пенсий, а она, к слову, не требует никаких дополнительных решений, так как проводится автоматически, согласно закону, принятому еще предшественниками, и это только один из примеров) доминируют или интересы/инстинкты/ рефлексы отдельных групп внутри власти, или непрофессионализм/дилетантство случайных людей.

2. Чужие сценарии для президента. И во внутренней политике (например: навязывание в качестве политических врагов тех, кто не являются врагами; втягивание в "многоходовки", где президенту кажется, что на втором шаге он выиграет, а по факту, оказывается, что шагов куда больше, и уже на третьем он проигрывает). И во внешней политике (например: тема вмешательства в выборы в США, имею в виду активности Андрея Деркача, Давида Жвании; озвучивание иногда тем навстречу России с тактическими целями, думая, что таким образом и российская власть пойдет на компромисс, и наоборот, не думая, какие это может иметь последствия внутри страны, в плане конфликтности). Иногда – непонимание или наоборот сознательное использование внутренних тем под видом внешних, и потом в обратном направлении.

Все это, в конечном счете, создает впечатление власти "без лица" (ни "нового", ни "старого", никакого) – и как недостаток управленческих подходов, и как недостаток осмысленного видения (с разграничением краткосрочных и долгосрочных целей) в какой-либо из сфер вообще. И, в общем, сложно уже представить, что этой власти под силу изменить эти тенденции – и потому что, не знает, как; и потому что, придется делиться властью, а на это мало какая власть способна.

Но направление действий (как вариант) может/должно быть, на мой взгляд, следующим.

1. Возврат управляемости. С акцентом на институции (когда реальные полномочия и ответственность, согласно Конституции, имею в виду парламентско-президентскую форму правления), а не на почве очередных теневых договоренностей олигархов. Или в рамках переформатирования коалиции/правительства, или через досрочные парламентские выборы.

2. Обсуждение реальной повестки и умение публично согласовывать интересы. При существующем способе публичной коммуникации всех со всеми (политиков между собой и политиков с обществом), вряд ли, можно расчитывать на качественные изменения/решения. Бесконечные штампы (про "внешнее управление", партии "войны и мира" и тд), обвинения и аргументация под "политику настроений" – это не про системные изменения, а про удержание/возврат во власть.

3. Проведение/продолжение реформ – прежде всего, судебной, фискальной, децентрализации.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Хто кому "дасть в морду" (про передпереговорчий етап)

Скажем так. Не прийняти рішення щодо зняття заборони на використання Україною далекобійних ракет по рос цілях на цьому етапі Захід уже не міг...

Про європейське лідерство

Тема європейського лідерства назріла давно, безвідносно до ризику президентства Дональда Трампа, одним із напрямків політики якого може бути скорочення трансатлантичної єдності та співпраці...

А завтра після виборів

В МЗС Росіі, реагуючи на результат Дональда Трампа на виборах, заявили, що працюватимуть з новою американською адміністрацією, "жорстко відстоюючи російські національні інтереси і досягаючи всіх поставлених цілей у війні"...

Між угодою та нерішучістю (в контексті виборів у США)

У ході передвиборчої кампанії Дональд Трамп в одному з інтерв'ю пожурив навіть Лінкольна, за те, що той допустив Громадянську війну. Замість досягнення угоди з південними штатами, які виступали проти скасування рабства...

Про заяву Сікорського щодо Криму

Маю на увазі слова міністра закордонних справ Польщі Радослава Сікорського щодо такого варіанту по Криму: мандат ООН на 20 років і тоді референдум...

Чи можна "заморозити" війну без руху до сталого миру

По суті, Олаф Щольц пропонує (маю на увазі його пропозиції, про які пише La Repubblika) варіант замороження війни. Мабуть, виходячи із того, що за умов крайніх позицій сторін можливо говорити про варіанти зменшення активності – і бажано не за рахунок країни, на яку здійснено напад, а за рахунок країни, яка цей напад здійснила...