Володимир Фесенко Політолог, керівник Центру політичного аналізу "Пента"

Дневник президентских выборов-2019 (18.03.2019 – 24.03.2019)

25 березня 2019, 09:27

Двенадцатая неделя президентской избирательной кампании – предпоследняя перед первым туром голосования. Активность ведущих кандидатов на пост Президента Украины заметно возросла. Постепенно возрастает и политическое напряжение, хотя, скорее, в скрытой форме.

В команде лидера президентской гонки Владимира Зеленского 20 марта запустили так называемый "наблюдатель-челлендж" – призвали украинских артистов побыть наблюдателями на выборах президента. 21 марта в команде кандидата в президенты, шоумена Владимира Зеленского заявили, что власть заказала против него "желтые" газеты с фейковых материалами.

21 марта Владимир Зеленский вместе с супругой Еленой дали интервью телеканалу ICTV. Сам факт этого интервью показал, что Виктор Пинчук (владелец телеканала ICTV) продолжает демонстрировать открытость всем фаворитам предстоящих выборов, а заодно показал, что у него нет "аллергии" на В.Зеленского, которого подозревают в связях с И.Коломойским. В этом интервью "Зе" в очередной раз опроверг данный тезис, заявив, что не служит Коломойскому, и что у него "нет никакого хозяина". Владимир Зеленский также заявил, что его эксперты и юристы готовят законопроект о снятии неприкосновенности президента, судей и депутатов одним законом. Кроме того, он отметил, что планирует развивать экономику и привлекать инвестиции в Украину через перезапуск судебной системы и восстановление доверия к государству. В этом интервью В.Зеленский подтвердил, что в случае победы на выборах и согласования вопроса переговоров с международными партнерами Украины, он готов вести двусторонние переговоры с Россией, хотя и не уверен, что они сработают. В комментарии "Новому времени" он также отметил, что считает приемлемыми компромиссы в вопросе возвращения оккупированных Крыма и Донбасса, готов учитывать культурно-языковые особенности этих регионов.

Вечером 24 марта предвыборное интервью В.Зеленского появилось и в эфире телеканала "1+1" в программе "ТСН-тиждень". А в ночь с 23 на 24 марта на "плюсах" был показан документальный фильм ВВС "Рейган", который явно должен был подтвердить, что актер может стать успешным президентом. Родной телеканал стал главным инструментом продвижения интересов кандидата "Зе". Последние недели "плюсы" показывали первые два сезона телесериала "Слуга народа". На предвыборную неделю анонсирован третий сезон этого сериала. Журналисты обратили внимание, что даже в день тишины (30 марта) в эфире телеканала "1+1" будет много программ с участием В.Зеленского. Но, на телеканале "1+1" ответили, что будут показывать не кандидата, а актера В.Зеленского. Справедливости ради надо отметить, что суббота на "1+1" традиционно является днем Зеленского и "95-го квартала". Но не исключено, что эта ситуация станет предметом правовых разборок в Центризбиркоме и даже в судах.

Юлия Тимошенко 18 марта дала большое интервью Радио "Свобода", вечером 21 марта выступила вместе с другими оппозиционными кандидатами в прямом эфире телеканала "1+1". В своих выступлениях основной акцент она делала на критике деятельности Президента П.Порошенко, на обещании кардинальных перемен в случае своего прихода к власти, и раскрытии основных позиций своей предвыборной программы. Одновременно ей приходилось отбиваться от обвинений, которые постоянно идут со стороны команды П.Порошенко и подконтрольных ему правоохранительных органов. В частности, пришлось отвечать на обвинения Генпрокурора Ю.Луценко о разоблачении правоохранителями "черного нала" для сети подкупа избирателей "кандидата Ю". В ответ в партии "Батькивщина" "официально заявили", что "крайне возмущены этой провокацией. Информация в СМИ не соответствует действительности, этот факт изъятия крупной суммы денег произошел в одном из отделений "ПриватБанка", который является государственным и никакого отношения к партийным офисам партии "Батькивщина" не имеет". Пришлось ответить и на ремарку Ю.Бойко (в ответ на наводящий вопрос ведущей одного из медведчуковских каналов) о готовности к коалиции с Ю.Тимошенко, в том случае, "если будет посыл к миру". Штаб П.Порошенко через СМИ стал активно раскручивать эту "новость". В ответ заместитель главы фракции "Батькивщина" Сергей Соболев заявил, что создание в Верховной Раде коалиции с пророссийскими силами невозможно.

Юлия Тимошенко продолжает и свои предвыборные поездки. В частности, 18 марта она побывала на Донеччине в Славянске и Святогорске, подчеркнув там, что сразу после выборов начнет переговоры о мире на украинских условиях в новом формате. Затем Ю.Тимошенко посетила Харьков и Чугуев. 21 марта она провела предвыборные митинги в Житомире и Коростени. 22-23 марта Ю.Тимошенко посетила западные регионы Украины, выступив во Львове, Червонограде, Луцке, Ровно.

Президент П. Порошенко на прошедшей неделе также продолжил свой предвыборный тур, побывав 18 марта на Хмельницкой АЭС, а затем в Ровно, 19 марта – в Ивано-Франковской области, 20 марта – в Хмельницкой области, 23 марта – в Черновицкой области. Правда, перед встречей Президента П.Порошенко с избирателями в Ивано-Франковске вновь произошли столкновения представителей "Национальных дружин" и "Национального корпуса" с правоохранителями. На прошедшей неделе прошел и ряд других мероприятий с участием Президента в стилистике предвыборного пиара. И даже мини-саммит Украина-ЕС, состоявшийся 20 марта в Брюсселе, явно был приурочен под интересы избирательной кампании Президента П.Порошенко. Активно проявился Петр Порошенко и на больших телеканалах: 18 марта – в программе "Свобода слова" на ICTV, 22 марта – на телеканале "Украина". В начале прошедшей недели большой и неоднозначный резонанс вызвало заявление Президента Порошенко, сделанное вечером 17 марта: "Крым будет возвращен Украине. Мы сделаем все возможное, чтобы это было сделано как можно скорее, сразу после президентских выборов". Очевидно, что это не очень реалистичное обещание. Как и весной 2014 г. Петр Порошенко стал поддаваться соблазну легковесных обещаний, которые он вряд ли сможет выполнить.

Из представителей второй тройки лидеров наибольший резонанс вызвал Юрий Бойко. 22 марта главной новостью дня стал его визит в Москву (вместе с Виктором Медведчуком) и встреча с российским Премьером. Москва продемонстрировала – кого она поддерживает на этих выборах, с кем она готова договариваться. Вряд ли это кардинально изменит расстановку сил среди лидеров избирательной гонки. Но, безусловно, это прибавит голосов Юрию Бойко, прежде всего за счет тех украинских избирателей, кто симпатизирует России и колеблется в своих симпатиях между Ю.Бойко и А.Вилкулом. Естественно, это событие вызвало очень неоднозначную, преимущественно резко критичную реакцию в Украине. Представители патриотического лагеря обвинили Ю.Бойко и В.Медведчука в государственной измене и призвали немедленно арестовать их сразу после возвращения в Украину. В этой связи отмечу, что, как это ни парадоксально, свои пиар-бонусы от этого события получил и Петр Порошенко. Вновь стала актуальной тема реванша пророссийских сил и вмешательства России в украинские выборы. Президент Порошенко получил возможность резко раскритиковать прогиб пророссийских политиков перед Москвой. Правда, некоторые наблюдатели отметили, что визит Ю.Бойко и В.Медведчука в Москву состоялся на частном самолете В.Медведчука и для пересечения украино-российской границы требовалось разрешение СБУ. И вряд ли бы этот визит состоялся без санкции Президента П.Порошенко.

Громко отметился на прошедшей неделе и Олег Ляшко. Дважды он устроил шумное радикал-шоу: сначала в Кабмине (20 марта), где он едва не сорвал заседание правительства и "наехал" одновременно на Премьер-министра В.Гройсмана и главу НАК "Нафтогаз Украины" А.Коболева в связи с подписанием контракта с последним; а 22 марта в парламенте, где он опять атаковал Премьер-министра В.Гройсмана. Владимир Гройсман, правда, не испугался, спокойно и достойно ответил лидеру радикалов. Но для кандидата в президенты Олега Ляшко важен был информационно-политический эффект. Мы увидели прежнего, скандально-эпатажного Ляшко, который умеет взбудоражить политическую ситуацию вокруг себя, привлечь к себе максимальное внимание. О.Ляшко благодаря этим "наездам" получил пропагандистские предвыборные бонусы, выступил в роли "защитника простых людей", продемонстрировал свое противостояние с властью.

Анатолий Гриценко на прошедшей неделе сделал ряд резонансных заявлений. 21 марта он пообещал, в случае победы на выборах Президента Украины, внести в Верховную Раду законопроект об импичменте. 23 марта А.Гриценко призвал Владимира Зеленского выйти на дебаты в прямом эфире. В этот же день он сообщил, что будет выдвигать на пост Премьер-министра Андрея Садового. Однако для А.Гриценко на прошедшей неделе возникли и проблемные ситуации. 21 марта Национальное агентство по предупреждению коррупции передало в Нацполицию материалы относительно распорядителя избирательного фонда кандидата Анатолия Гриценко в связи с возможным поступлением более 3 миллионов гривен незаконных взносов.

Ситуация с электоральными рейтингами на прошедшей неделе практически не изменилась. 19 марта огласила данные своего всеукраинского опроса, проведенного 9-15 марта (2500 респондентов от 18 лет и старше), Социологическая группа "Рейтинг". 20 марта представили данные своих опросов Центр "Социальный мониторинг" и Украинский институт социальных исследований (УИСИ) им. Яременко (опрос 2047 респондентов старше 18 лет проведен 11-18 марта), а также Центр социальных и маркетинговых исследований "Социс" который провел свой опрос (2000 респондентов старше 18 лет) совместно с Институтом стратегических исследований и прогнозов "Янус" в середине марта. По данным всех трех опросов продолжает лидировать Владимир Зеленский (24,9% по данным соцгруппы "Рейтинг", 29,4% – по данным центра "Соцмониторинг" и УИСИ, 29,6% – по данным центра "Социс"). Здесь и далее дается рейтинг кандидатов в президенты среди тех респондентов, которые определились в своем выборе и намерены голосовать. А далее повторилась картина предыдущей недели. Соцгруппа "Рейтинг" и Центр "Социальный мониторинг" совместно с Украинским институтом социальных исследований им. Яременко сообщили, что на втором месте в предвыборной гонке – Юлия Тимошенко, которую готовы поддержать 18,8% (по данным соцгруппы "Рейтинг"), 17,2% (по данным центра "Соцмониторинг" и УИСИ), а на третьем – Петр Порошенко, за которого готовы проголосовать 17,4% (по данным соцгруппы "Рейтинг"), 14,9% (по данным центра "Соцмониторинг" и УИСИ). А вот Центр "Социс", близкий И.Грыниву, главному политтехнологу Президента Порошенко, поставил на второе место Петра Порошенко (19,2%), а на третье место Юлию Тимошенко (13,8%).

Соответственно, нет единства среди социологов и в оценке рейтинговой динамики фаворитов (с начала по середину марта). По данным соцгруппы "Рейтинг" рейтинги первой тройки лидеров почти не изменились (колебания всего в доли процента). Центр "Соцмониторинг" и УИСИ зафиксировали (по сравнению с последней декадой февраля) возрастание рейтинга В.Зеленского (на 4%) стабильный рейтинг Ю.Тимошенко, и снижение рейтинга П.Порошенко (на 2,5%). Центр "Социс" показывает рост рейтинга В.Зеленского (примерно на 2%), неизменность рейтинга П.Порошенко (минус 0,4%) и некоторое снижение рейтинга Ю.Тимошенко (на 1%). В данном случае показательно, что даже президентские социологи фиксируют стагнацию рейтинга П.Порошенко. Думается, что в данном случае накладываются друг на друга прямо противоположные факторы (в минус сработал скандал вокруг "Уборонпрома", а в плюс – различные социальные выплаты: от монетизации субсидий до индексации пенсий). Однако несколько снизилась доля избирателей, уверенных в победе Порошенко. По этому показателю В.Зеленский практически догнал нынешнего Президента Украины (по данным соцгруппы "Рейтинг" и центра "Социс"). Соответствующий показатель Ю.Тимошенко на третьем месте, но сильно различается по данным различных социологических служб. А вот у А.Гриценко этот показатель катастрофически низкий. По данным соцгруппы "Рейтинг" в победу А.Гриценко верят всего 3% респондентов (и всего около трети его сторонников), а по данным "Социса" – менее 2%. На сегодня это главная проблема в кампании Анатолия Гриценко, которая почти лишает его шансов в борьбе за выход во второй тур президентских выборов. В этой связи следует отметить, что рейтинги второй тройки лидеров (Ю.Бойко, А.Гриценко и О.Ляшко) с начала по середину марта почти не изменились.

Телеканал "UA: Первый" на прошедшей неделе запустил проект дебатов между кандидатами на пост Президента Украины. Правда, топовые кандидаты в президенты не подтвердили свое участие в дебатах на общественном телеканале. Зато некоторые из кандидатов, которые не являются фаворитами, воспользовались возможностью дополнительно проявить себя перед избирателями. В общем-то это традиционная ситуация. Фаворитам не выгодно участвовать в дебатах с аутсайдерами либо с кандидатами, у которых ниже рейтинг.

Гораздо в большей степени (хотя и не критично) на ход избирательной кампании может повлиять решение руководства соцсети Facebook запретить публиковать политическую рекламу без указания источника ее финансирования. Это решение вступило в силу с 18 марта. Оказалось, что размещение в социальных сетях рекламных публикаций, направленных на дискредитацию лидера "Гражданской позиции", кандидата в президенты Анатолия Гриценко обошлось заказчикам в сотни тысяч долларов. Соответствующие скриншоты заказных публикаций с ценами сам кандидат опубликовал в Facebook. Также выяснилось, что кандидат в президенты Инна Богословская оплачивает рекламу в Facebook российскими рублями. Одним из первых последствий этой ситуации стало то, что почти вся политическая реклама Президента Украины и связанных с ним пропагандистских групп на данный момент неактивна. Это связано с тем, что по этой рекламе не указан источник финансирования. Поэтому Facebook заблокировал соответствующие агитационные посты. Но могут быть и более серьезные потенциальные последствия, связанные с расследованием незаконного (вне избирательного фонда) финансирования агитации некоторых из кандидатов в президенты. Также важно, что правила, введенные Facebook, ограничивают возможности российской пропаганды на украинских выборах.

С приближением дня голосования возрастают риски использования различных грязных технологий, которые могут деформировать волеизъявление украинских граждан. В нацполиции заявили, что фиксируют четыре наиболее распространенные схемы подкупа избирателей: сбор личных данных граждан под предлогом проведения социальных опросов; осуществление телефонных звонков с предложением проголосовать за того или иного кандидата; предоставление подарков с агитационной символикой; выплата материальной помощи при условии голосования за определенного кандидата. Но фантазии политтехнологов-манипуляторов не ограничиваются различными вариантами подкупа избирателей. Еще одной технологией подтасовки голосования на выборах могут стать "мертвые души". На прошедшей неделе выяснилось (при проверке списков избирателей), что в Киеве и Харькове есть квартиры, в которых зарегистрированы по несколько сот человек. В некоторых случаях одна такая квартира может давать до четверти избирателей на одном избирательном участке. Эта ситуация должна стать предметом специального расследования правоохранительных органов.

Вместо заключения. Шоу выброса компромата начинается. Старт дан в воскресенье (24 марта) в итоговой программе "ТСН-тиждень" телеканала "1+1", в которой представлены данные журналистского расследования о миллиардной краже на строительстве транспортной развязки в Киеве и причастности завода, принадлежащего Президенту П.Порошенко, к торговле с Россией. Продолжение обязательно последует. На следующей, последней предвыборной неделе перед голосованием 31 марта мы наверняка увидим новые порции компромата против основных фаворитов президентской гонки. А вот как это повлияет на избирателей – узнаем по итогам выборов.

powered by lun.ua
Aтака Путіна1168 Україна та Європа1021 Корупція1256 тітушки14 Уряд реформ371
АВТОРИЗАЦІЯ І ВХІД ДЛЯ АВТОРІВ


УвійтиСкасувати
Ви можете увійти під своїм акаунтом у соціальних мережах:
Facebook   Twitter