17 жовтня 2020, 21:32

О частоте и процедуре проведения референдумов и консультативных опросов

Президент Зеленский – большой поклонник швейцарской практики голосований по важным общественно-политическим вопросам. Он это подтвердил и в своем последнем видеообращении, в котором сказал, что ничего не мешает ежемесячно и даже еженедельно узнавать мнение граждан по различным вопросам. Соглашусь с Президентом, что граждане должны иметь право высказывать свое мнение по самым разным вопросам. Это один из механизмов демократии.

Но, как говорится, все хорошо в меру, що занадто, то не здраво. Поэтому в качестве доброго совета главе государства и его команде выскажу ряд предостережений на будущее относительно и частоты и процедуры проведения не только референдумов, но и простых консультативных опросов.

Если речь идет о всеукраинских референдумах, то надо иметь в виду, что это недешевое удовольствие. Это процедура, аналогичная выборам. Затраты на проведение общенациональных выборов (президентских или парламентских) составляют около 2 млрд. гривен. Для сравнения, это годовой бюджет небольшого областного центра. Затраты на проведение референдума будут несколько дешевле, но все равно существенно больше 1 млрд. грн. Если проводить референдум одновременно с выборами можно еще больше удешевить затраты на его проведение. Но общенациональные выборы проводятся не каждый год. И в такой небогатой стране как Украина финансово нецелесообразно проводить референдумы чаще, чем раз в год, а еще лучше делать это несколько реже (раз в два-три года).

Если речь идет о всеукраинских консультативных опросах, то и они будут стоить немалых денег, в том случае, если будут проводиться по полноценной процедуре голосования и контроля за этой процедурой. Если же это будет какая-то упрощенная процедура, тогда будет утрачено доверие к результатам этого опроса, так как не будет надлежащего контроля над процессом голосования и подсчета голосов.

В недалекой перспективе наверняка будет возможность проводить всеукраинские консультативные опросы в электронном виде (при обеспечении надлежащей защиты, конечно). И вот тогда можно будет голосовать и каждый месяц и даже каждую неделю. Но если голосовать слишком часто, тогда быстро пропадет интерес к этой "забаве", произойдет девальвация самой процедуры из-за ее слишком частого употребления. В этом случае резко снизится активность участия в таких опросах. И если по каким-то вопросам проголосует менее 10% или вообще всего несколько процентов граждан с правом голоса, то значимость и влияние результатов таких опросов будут минимальны. Поэтому не стоит слишком увлекаться в будущем даже электронными опросами.

Крайне деликатно и осторожно стоит подходить к выбору тем (вопросов) для референдумов и даже консультативных опросов. В каждом правиле, в том числе и по референдумам, есть свои исключения. В частности, у нас они зафиксированы в Конституции Украины: нельзя проводить референдумы относительно законопроектов по вопросам налогов, бюджета и амнистии. Не стоит выносить на всенародное голосование вопросы, требующие для оценки высокой (экспертной) квалификации. Желательно также избегать и референдумов (и просто консультативных опросов) по темам, которые могут спровоцировать острые внутриполитические конфликты. Для нашей страны характерны высокие риски политико-идеологической поляризации по целому ряду вопросов, поэтому с выбором тем для опросов необходимо действовать обдуманно, соблюдая принцип "не навреди".

В заключение напомню историю с Брэкзитом. Вынося какой-то значимый вопрос на референдум, можно ожидать один результат, а получить совсем другой. А может быть распределение голосов почти 50 на 50, что только усилит конфликтность по этой теме и посеет сомнения в легитимности результата. Поэтому лучше принимать решение на референдуме только квалифицированным большинством голосов (не менее 60%) и при участии в референдуме не менее 50% граждан, обладающих правом голоса.

Общий вывод таков. Действительно не стоит бояться референдумов и консультативных опросов. Это нормальная демократическая практика. Но не стоит частить с такими опросами, иначе они потеряют свое значение. Надо соблюдать осторожность с выбором тем для референдумов и консультативных опросов. И процедура их проведения должна быть прозрачной, надежной и легитимной, иначе не будет доверия к результатам таких опросов.

powered by lun.ua

Президент Зеленский: Что делать дальше? (Сценарий, реализуемый сейчас: "Удар по Медведчуку")

Возвращаюсь к теме "Президент Зеленский: Что делать дальше?". За последние недели на эту тему появилось немало слухов, утечек, публичных предложений...

Как отключение медведчуковских телеканалов повлияло на рейтинги украинских политиков

5 марта сразу несколько социологических центров презентовали данные своих опросов, проведенных в начале марта (у КМИС – с 23 февраля по 1 марта)...

Рекорд Авакова

Семь лет назад (27 февраля 2014 г.) Арсен Аваков был утвержден министром внутренних дел Украины. Обязанности министра он исполнял еще с 21 февраля 2014 г...

Президент Зеленский: Что делать дальше? (часть первая)

Этот вопрос, вынесенный в заголовок данного текста, возникает перед Президентом Зеленским как минимум уже третий раз. Первый раз это произошло, когда Владимир Зеленский только что был избран главой государства...

Динамика президентских рейтингов после закрытия медведчуковских телеканалов (по данным опросов КМИС)

Продолжаю оценивать влияние закрытия медведчуковских телеканалов на политические рейтинги. Сегодня КМИС опубликовал президентские рейтинги ведущих политиков (по данным опроса, проведенного 5-7 февраля 2021 г...

Шестая годовщина "Минского тупика"

Февраль – месяц, насыщенный на разные символические даты. Вот и сегодня – шестая годовщина вторых Минских соглашений ("Минска-2"). Можно в очередной раз подвести итоги их выполнения и оценить перспективы их реализации...