Володимир Фесенко Політолог, керівник Центру політичного аналізу "Пента"

Местные выборы-2020: обзор избирательной кампании (11-18 октября 2020 р.)

19 жовтня 2020, 08:58

Предпоследняя неделя избирательной кампании по местным выборам кардинально изменила предвыборную ситуацию. 13 октября Президент Зеленский в своем видеообращении сообщил, что проведет 25 октября всеукраинский опрос, в котором обратится к украинцам с 5 вопросами. При этом сами вопросы он сразу не назвал, а сообщил их формулировки в последующие три дня. Это был такой политический мини-сериал.

Вначале было непонятно, что это будет за опрос и как он будет проводиться. И это вызвало разнообразные подозрения и опасения. Но довольно скоро выяснилось, что этот опрос не будет проводиться на избирательных участках, не будет финансироваться государством, и не будет иметь юридических последствий. Судя по имеющейся на данный момент информации, анкетирование по вопросам Президента Зеленского будет проводиться возле избирательных участков и с привлечением волонтеров. Хотя данный опрос является инициативой Президента Украины, он по своей форме будет общественным проектом, неформальным экспериментом в стиле прямой демократии, своеобразной репетицией будущих референдумов.

По сути, это – "электоральное оружие двойного назначения": с одной стороны, это эксперимент с реализацией предвыборного обещания Владимира Зеленского о всенародных опросах (по швейцарскому образцу), с другой стороны, это предвыборная технология. Обращение Президента (в его видеороликах) на "ты" – по стилистике наверняка направлено на молодых избирателей, большинство из которых симпатизируют Зеленскому, и которых желательно привлечь на избирательные участки. В своих видеообращениях Владимир Зеленский использует слоган партии "Слуга народа" – "Украина – это ты!". Предположение об избирательной технологии подтверждает и список предложенных вопросов. Разные вопросы обращены к отдельным электоральным группам с различными интересами и позициями. По каннабису это скорее к молодежи, по свободной экономической зоне на Донбассе – к сторонникам мирного урегулирования конфликта в этом регионе, по пожизненному заключению за коррупцию в больших масштабах и сокращение депутатского корпуса до 300 депутатов – для тех избирателей, которые настроены популистски и негативно относятся к элитам. Меньше всего на выборы сработает вопрос о Будапештском меморандуме, но он должен показать противодействие российской агрессии в международном контексте.

Прямо Президент за "Слугу народа" не агитирует и тем самым закон не нарушает. Но своей партии стремится помочь (😊). А вот насколько это сработает – увидим 25 октября и по результатам выборов.

Главный и несомненный электоральный эффект этой инициативы в том, что Президент Зеленский кардинально переформатировал информационно-политическую повестку финального этапа избирательной кампании. Тема для новостей и дискуссий задана аж до дня голосования. Соответственно ломаются логика и содержание финального этапа избирательной кампании для всех остальных участников выборов. Уже оплаченная реклама в значительной мере теряет свою актуальность. Поэтому так и критичны все политические оппоненты Президента Зеленского. Но их критика также привлекает внимание к инициативам главы государства.

У Зеленского и его партии есть шанс сыграть на интересе к этому опросу. Все-таки, игра в опросы, особенно на таком уровне и во время выборов, может вызвать интерес у немалой части наших граждан. В таких опросах, как и в выборах, всегда есть немалая доля азарта (такое себе "политическое казино"). С электоральной точки зрения представляется важным интерес к этому опросу у тех избирателей, которые не определились в своем выборе. По данным исследования соцгруппы "Рейтинг", проведенного 14-16 октября, в этой группе доминирует нейтральное отношение (41%), 39% отнеслись положительно к этой инициативе Президента Зеленского, и лишь 15% – негативно. Далее все зависит от политтехнологического искусства – насколько удастся политтехнологам "Слуги народа" использовать этот опрос и для мобилизации в день голосования и для поддержки президентской партии.

Еще одна тенденция прошедшей недели – возрастание напряжения в избирательной кампании. К сожалению, это проявляется и в агрессивных, насильственных действиях в процессе межпартийной борьбы. В частности, возросло число нападений на кандидатов в депутаты местных советов и партийных агитаторов. Такие инциденты сейчас происходят почти каждый день. Регулярно происходят и нарушения избирательного законодательства. Но и ведомство Авакова проявляет заметную активность. Пресс-служба Нацполиции сообщила 15 октября, что за время избирательного процесса (с 5 сентября) зарегистрировали 4690 сообщений, связанных с нарушением избирательного процесса. За это время полиция открыла 346 уголовных дел. Из них 174 связаны с нарушением избирательного законодательства, еще 172 связаны с избирательным процессом. Также составлено 1152 протокола о совершении административных правонарушений, связанных с избирательным процессом. 17 октября пресс-служба Нацполиции сообщила, что только за сутки правоохранители открыли 24 криминальных производства по фактам нарушений в избирательном процессе.

Некоторые нарушения весьма оригинальны и связаны с новой избирательной системой. В городе Бровары (Киевская область) двое молодых людей в течение ночи заменили номера, присвоенные кандидату в избирательном бюллетене, на 18 агитационных билбордах. Нарушители заклеили на агитационных материалах настоящий номер кандидата, заменив его на выдуманный. Полиция задержала нарушителей.

Нарушения происходят даже в работе избирательных комиссий. Как уже сообщалось в предыдущем обзоре, Центризбирком (ЦИК) вынужден был распустить состав Одесской городской избирательной комиссии из-за грубых нарушений в ее работе. 15 октября ЦИК сформировал ее новый состав.

В середине октября вновь возникла интрига с выборами мэра Харькова. В некоторых СМИ появилась информация, что у Г.Кернеса, который лечится в берлинской клинике "Шарите" от последствий коронавируса, случился инсульт, повлекший потерю речи. В Харьковском горсовете опровергли эту информацию и назвали ее ложью политических оппонентов Кернеса. Председатель Харьковской облгосадминистрации (и одновременно кандидат на должность мэра Харькова) Алексей Кучер сообщил 12 октября, что мэр Харькова Геннадий Кернес не вернется в Харьков до выборов. По информации А.Кучера состояние Г.Кернеса не улучшилось. Тем не менее, по оценкам большинства наблюдателей, Геннадий Кернес даже в своем нынешнем состоянии остается главным фаворитом на выборах мэра Харькова. Но, возможно, несколько снижается вероятность его победы уже в первом туре выборов. И можно уверенно прогнозировать крайне острую борьбу за должность секретаря Харьковского горсовета в его новом послевыборном составе.

Как уже отмечалось в предыдущем Обзоре, на финальный этап избирательной кампании будет влиять эпидемия COVID-19, масштабы которой возрастают и целый ряд городов и районов страны оказались в красной зоне карантина. Инициатива Зеленского о проведении опроса 25 октября означает, что президентская команда не заинтересована в переносе даты голосования. Следовательно, с высокой вероятностью местные выборы все-таки состоятся в срок, обозначенный Конституцией Украины. Но во время голосования будут предприняты меры безопасности для снижения эпидемических рисков, о чем уже заявили и ЦИК и Министерство здравоохранения. Возможно, по городам и районам, которые оказались в красной зоне карантина, будут заявлены дополнительные меры безопасности в день голосования. Однако, велика вероятность, что увеличение масштабов эпидемии COVID-19 может привести к снижению активности избирателей, что, в свою очередь может повлиять (хотя бы косвенно) и на результаты голосования по отдельным политическим силам.

В завершение этого Обзора коснусь одной не сиюминутной темы. Нынешняя избирательная кампания – это еще и проверка (тест) на партийное строительство. Например, для "Слуги народа" именно местные выборы стали толчком для создания региональной партийной инфраструктуры, а избирательная кампания и послевыборный период станут ее первым испытанием. Для уже существующих партий – это тест на то, кто и как контролирует местные парторганизации. Две типичные тенденции в этой связи – 1) конфликты конкурирующих группировок за формирование партийных избирательных списков и выдвижение своего кандидата в мэры; 2) перекупка партийной франшизы на местах местными кланами.

Местные выборы-2020 – это также и период "политических стартапов" – новых партийных проектов. Однако инициировать и раскрутить новую партию, и даже добиться успеха на выборах – это только полдела. Наша политическая практика знает немало примеров, когда выборы выигрывал новый политический бренд (за счет успешной рекламной кампании), а самой партии не было. В случае с "Народным фронтом", к примеру, партию так и не создали. И где сейчас "Народный фронт"?

Поэтому мало создать новую партию. Она еще должна пройти испытание несколькими выборами, иногда испытание утратой статуса правящей партии, и проверку на создание реальной партийной инфраструктуры на местах. Из нынешних парламентских партий только "Батькивщина" прошла разнообразные испытания за 20 лет своего существования. А вот ее конкуренты в прошлом – Партия регионов и "Наша Украина" – почили в бозе, и в Верховной Раде присутствуют уже их идеологические наследники. Но и они проходят испытание. В ОПЗЖ – тест на сожительство конкурирующих бизнес-политических группировок ("Оппозиционный блок" после нескольких лет существования такой тест не прошел). "Европейская солидарность" сейчас проходит проверку оппозиционным статусом. Но наличие в роли партийного лидера одного из богатейших олигархов страны, предельно мотивированного на политический реванш, является главным стимулом для масштабной активности "Евросолидарности". А вот "Голос" проходит сейчас драматическое испытание, связанное с уходом из активной политики лидера и основателя этой партии. В абсолютном большинстве случаев новые партийные проекты при такой ситуации прекращали свое существование или быстро теряли свое влияние и популярность. В лидерских партиях это практически неизбежно. "Голос" как раз в ходе местных выборов пытается и перестроить свою партийную модель (с лидерской на идеологическую) и выжить как самостоятельная политическая сила.

Один из важнейших инструментов партийного строительства (если не ключевой) – создание действенной и стабильной системы финансирования партийной деятельности. Почти все наши ведущие партии избрали простую и надежную систему финансирования – за счет партнеров из крупного бизнеса. Но именно эта ситуация создает одну из главных проблем (деформаций) для украинских партий – их зависимость от олигархических кланов. Поэтому создание в Украине современных и демократичных партий требует формирования цивилизованной и прозрачной системы партийного фандрейзинга (системы сбора пожертвований на финансирование партийной деятельности, в том числе избирательных кампаний). Такие попытки у нас предпринимались, в частности Анатолием Гриценко. Но они были редкими и не очень удачными. На нынешних местных выборах такую попытку предпринял "Голос", который создал систему онлайн-пожертвований. Интересно как эта форма финансирования избирательной кампании сработает на практике. Поэтому после выборов ждем от "Голоса" публичного отчета о том, как система онлайн-финансирования показала себя, в какой мере она позволила обеспечить затраты на проведение избирательной кампании. В любом случае крайне важно сейчас искать и формировать новые и демократичные практики партийного строительства. Только таким образом можно покончить с исторической зависимостью нашей партийной системы от олигархата.

powered by lun.ua
Зеленський69 Корупція1435 Aтака Путіна1284 Україна та Європа1126 Уряд реформ420
АВТОРИЗАЦІЯ І ВХІД ДЛЯ АВТОРІВ


УвійтиСкасувати
Ви можете увійти під своїм акаунтом у соціальних мережах:
Facebook   Twitter