Социализм ХХІ века Уго Чавеса
Уго Чавес был одним из тех политических лидеров, который уже вошел в мировую историю. Лидеров, о смерти которых искренне скорбели бы миллионы людей как в их родной стране, так и по всему миру, сейчас практически нет.
Чавес прожил яркую, неординарную жизнь, о которой по всему миру уже написано множество книг и снято фильмов. И еще больше книг и фильмов появится теперь, когда Чавес превращается в легендарную личность.
Напомню только некоторые из составляющих "социализма ХХІ века", проводившегося в жизнь Уго Чавесом, которые принесли ему любовь и уважение большинства народа, и вызвали ненависть "элит" – в Венесуэле и во многих других странах.
В процессе национализации энергетического сектора в Венесуэле все месторождения нефти в стране были поставлены под государственный контроль, а американские компании Exxon Mobil и ConocoPhillips, отказавшиеся работать на новых условиях, ушли с венесуэльского рынка. Также национализации были подвергнуты другие стратегические отрасли, такие как энергетика, металлургия и телекоммуникации.
В результате этих шагов объем средств, поступающих в государственный бюджет Венесуэлы, вырос в разы, что позволило провести социальные реформы, которые реальным образом изменили к лучшему жизнь миллионов венесуэльцев.
Была почти ликвидирована безграмотность, бывшая до этого массовым явлением, и открыты новые государственные университеты с бесплатным образованием.
Создана развитая сеть бесплатных медпунктов, открыты государственные магазины-меркали с фиксированными ценами на товары первой необходимости, а бедные слои населения получили возможность покупать бытовую технику по сниженным ценам и в беспроцентный кредит.
Во всех школах детей начали кормить бесплатными завтраками, была налажена система всеобщей детской вакцинации.
Миллионы венесуэльцев из бедных слоев получили бесплатные квартиры, построенные для них за счет государства, а городские трущобы начали превращаться в нормальные благоустроенные кварталы с водопроводом и канализацией.
Длительность рабочей недели была сокращена с 48 до 40 часов, введено два обязательных выходных дня в неделю, а при увольнении выплачивается компенсация в размере двухмесячной зарплаты.
Была проведена земельная реформа, наделившая землей большинство крестьян, у многих из которых фото Чавеса стоит теперь в домах рядом с четками и распятием.
В конституции Венесуэлы, принятой по инициативе Уго Чавеса в 1999 году, было впервые в истории страны признано, что 300 тысяч коренных жителей страны – индейцев, имеют права на земли своего традиционного проживания и могут участвовать в оформлении их границ.
Наконец, по инициативе Чавеса начали регулярно проводиться референдумы по ключевым для жизни страны вопросам. При этом надо особо отметить, что, вопреки ярлыку "диктатор", который пыталась навесить Чавесу "прогрессивная либеральная общественность", и референдумы, и выборы в Венесуэле проходили абсолютно демократично.
Более того. Именно в годы правления Чавеса страна получила самую демократическую в своей истории конституцию, которая неукоснительно соблюдалась. При этом большая часть телевизионных каналов и крупнейших газет принадлежали и принадлежат оппозиционно настроенному крупному бизнесу, и беспрепятственно вели пропаганду против правительства. И все выборы, проводившиеся в Венесуэле, были западными наблюдателями признаны безупречно честными, а при подсчете голосов практиковалось специальное дублирование, технически исключающее возможность фальсификации (чего нет даже в США и европейских странах).
Противники Чавеса регулярно выигрывали выборы то в одной, то в другой провинции, включая и столицу страны. Проиграл Чавес и один из инициированных им референдумов, тут же, кстати, признав его итоги. Именно поэтому в Венесуэле никто и никогда не пытался устроить что-либо подобное "цветной революции", ссылаясь на неправильный подсчет голосов – либеральным политикам каждый раз не оставалось ничего иного, кроме как, скрепя сердце, признать свою неудачу и поздравить победителя.
А потому противники Чавеса, будучи не в состоянии справиться с ним путем демократических выборов, так якобы ими уважаемых, прибегли к испытанному методу борьбы с неугодными олигархии режимами – военному перевороту.
В 2002 году группа военных во главе с мэром Каракаса А.Пена и командующим сухопутными войсками Э.Васкесом попыталась свергнуть У.Чавеса. Путчисты арестовали президента и вывезли его из столицы.
На пост временно исполняющего функции президента мятежники выдвинули президента ассоциации промышленников и предпринимателей Педро Кармона (что, кстати, более чем наглядно демонстрирует, кого именно не устраивал Чавес и его политика).
Путчисты, приветствуемые "либеральной демократической общественностью", а также "светочем мировой свободы и демократии" в лице США, распустили парламент, приостановили работу генерального прокурора и государственного контролёра, а также отменили принятое в годы президентства Чавеса законодательство, перераспределившее часть национального богатства в пользу малоимущих.
Однако большая часть армии осталась верна президенту, к тому же на улицы вышли многие сотни тысяч его сторонников, которых мобилизовали "Боливарианские комитеты", преимущественно в бедных кварталах городов. Они требовали освободить арестованного президента, которого мятежники двое суток держали на отдалённом острове, и вернуть ему власть.
В результате военный путч провалился, а Чавес вернулся к власти, после чего еще дважды триумфально выигрывал президентские выборы.
Уго Чавес наглядно доказал, что "конца истории", объявленного капитализмом после гибели СССР, не случилось. И что иная реальность, чем раздел человечества на кучку сверхбогатых людей и стран и массу остальных, обреченных на бедность – возможна.
Вместо эпилога:
"Самого великого социалиста нашей эры звали Иисус Христос. Подумайте только, Иисус капиталист... Кому в голову может прийти такое? Иуда был капиталистом, взяв свои сребренники! Христос был революционером. Он восстал против религиозных иерархий. Он восстал против экономической власти того времени. Он предпочел смерть для защиты своих гуманистических идеалов, и он жаждал перемен."
"Не показалось бы странным, если бы на Марсе когда-то существовала цивилизация, но она, видимо, дошла до этапа капитализма, появился империализм и прикончил эту планету."
"Я как колючка в саванне, которая может давать аромат друзьям во время цветения, и шипы врагам, когда меня трогают."
"Если кому-то хочется оставаться нашим партнером, пожалуйста. Но если кому-то не хочется становиться акционером, отдавайте нефтяные скважины и до свидания!"
"Если бы климат был банком, вы бы (участники климатического саммита ООН в Копенгагене – прим.) его непременно спасли."
"Боливарианская революция позволила Венесуэле научиться ходить на собственных ногах. После того, как мы были колонией, мы обрели свою независимость. Украине также надо научиться ходить на собственных ногах..." Из цитат Уго Чавеса
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.