Война на три фронта: Украина проиграет Европе, России и потеряет внутренний рынок
Очень многие ждут от Вильнюсского саммита чуда – Украина подпишет соглашение об ассоциации с ЕС, и наши зарплаты и пенсии станут европейскими. Но, на самом деле, нас ждет, скорее всего, обратный эффект.
Последние несколько дней у меня была возможность поговорить с рядом представителей украинского бизнеса и экономистами. Хочу поделиться их переживаниями по поводу рисков от зоны свободной торговли с ЕС.
Почему украинские производители опасаются зоны свободной торговли с ЕС
Главная часть соглашения об ассоциации с ЕС – это зона свободной торговли. Ее больше всего опасаются наши предприниматели, и, прежде всего – производители пищевых продуктов. В течение трех месяцев после подписания соглашения об ассоциации страны ЕС начнут временное применение норм зоны свободной торговли до вступления в силу и ратификации всего соглашения об ассоциации. К осени мы будем иметь полноценную зону свободной торговли с большинством, а, возможно и со всеми странами Евросоюза.
Таможенные тарифы упадут практически до нуля. Наш рынок наводнится европейскими товарами.
Для потребителя это вроде как благо – он может рассчитывать на снижение цен ориентировочно до 20% в результате повышенной конкуренции. Правда, при условии, что эти 20% не пойдут в карман собственникам сетей розничной торговли.
Чья колбаса лучше?
Что произойдет с нашими продуктами, которые гордо носят штрих код под номером 482? Они столкнутся с сильными европейскими конкурентами и будут вынуждены выживать в новых условиях.
Какую вы выберете колбасу: сделанную в Германии по евростандартам с
соблюдением норм ЕС, или украинскую, сделанную по нашим техусловиям? Причем наша будет дороже, так как немецкую дотирует бундесбюджет, а наша платит "коррупционный налог"!
На этот вопрос должен ответить потребитель. И мне кажется, что его симпатии будут на стороне ЕС, где жестко карают за нарушения стандартов.
В итоге, большинство динозавров отечественного пищепрома, оборудование которых зачастую не обновлялось со времен Советского Союза, ждет быстрая смерть. И только небольшая часть производств – современных, модернизированных и сертифицированных по евростандартам, сможет побороться за своего покупателя лозунгами "покупай наше" и в перспективе выйти на европейский рынок.
Стоит напомнить, что в ЕС перепроизводство сельскохозяйственной продукции. То есть, они производят больше, чем могут съесть и поэтому с удовольствием займут новый рынок.
Большинство моих собеседников считает, что потери от быстрой смерти старых производств (которых в Украине большинство) будут существенней, чем перспективы современных украинских производителей. В итоге, бюджет недоберет налоги из-за закрытия и сокращения объемов производства, а поступления от таможенных сборов упадут в разы из-за нулевых ставок на импорт из ЕС.
Конечно, потребитель будет рад ожидаемому падению потребительских цен и более качественной продукции. Но сможет ли он себе позволить европейские товары, если вместо зарплаты получит нищенское пособие по безработице?
Восточный фронт закрыт
Открыв западные границы для бесконечного потока товаров из ЕС и проиграв им внутренний рынок, Украина должна искать компенсаторы, чтобы восстановить баланс. Логичным выходом было бы направить товары украинского производства в Россию. Но там граница уже на замке. И это третий фронт, который проиграет Украина в битве за соглашение об ассоциации с Евросоюзом.
Мы не только не сможем направить на Восток вытесненные с нашего рынка товары. Мы потеряем производства, изначально ориентированные на рынки СНГ. То есть большинство нашей промышленности.
Почему никто из восторженных украинских евроромантиков не говорит об этих вызовах, которые стоят перед украинским производством и предпринимателями? Почему у правительства нет программы помощи для отечественного товаропроизводителя? Где программы дотаций, хотя бы приблизительно сопоставимые с подобными программами в том же ЕС? Почему никто не объясняет людям, что соглашение об ассоциации с ЕС – это не менее глобальное социальное потрясение, чем переход от плановой экономики к рыночной? Что делать людям, которые могут остаться без зарплаты и без работы?
Я полагаю, что именно эти вопросы должны быть главными в повестке дня власти и оппозиции, а не судьба Тимошенко или реформа прокуратуры.
Эти вызовы требуют ответа и значительного периода подготовки. Это, кстати, не исключает подписания соглашения об ассоциации с ЕС в Вильнюсе, раз уж украинская власть нацелилась на это подписание. И не означает разворота в сторону Таможенного союза, что маловероятно. Это означает, что нужно грамотно и вовремя подготовиться к последствиям евроассоциации. А этой подготовки пока что-то не видно.
Нужно говорить всю правду, определять приоритеты и защищать свои национальные интересы, а не идти на поводу у ЕС, США или России.