Олексій Гіренко бізнесмен, зараз - доброволець

История третья: Как я стал крымским татарином

13 листопада 2014, 15:36

Друзья,

учитывая, что мне неожиданно представилась такая возможность, смею обратиться к Вам не с солдатской историей, а с не менее важным, на мой взгляд, посланием. Это не призыв о помощи. Нет. Это обращение с тем, что когда-то стало эпизодом моей частной жизни, но тем, что я считаю важным для нас всех.

Мои слова могут звучать несколько скукоженно и сумбурно, но я, все же, надеюсь, смею Вас просить прочесть это признание целиком.

Итак, позвольте все объяснить.

Более двух лет назад я принял решение уехать из Украины. Да, именно покинуть Украину, а не поменять работу или что-то изменить в привычном укладе жизни. Для этого имелись принципиально важные для меня причины, которые кому-то могут показаться смешными или инфантильными, но, все же, я рискну поделиться с Вами этим фрагментом своей жизни.

Однажды, еще в родном Запорожье, я поймал себя на мысли, что критикую собственный народ со странной самоотверженностью. Переезд в Киев, новые знакомые, интересная работа, к сожалению, не избавили меня от этого душевного дискомфорта. Хуже того – боль усиливалась. Стремление понять свой народ, определить его ментальную матрицу развило во мне некую внутреннюю гиперчувствительность. Будучи гражданином Украины, я стал физически ощущать, что что-то в моем народе вызывает во мне не только раздражение, но даже отторжение и это что-то присутствует, живет и во мне самом...

Простите, друзья, мою откровенность, но, все же, мне по-прежнему кажется, что я имею на неё право т.к. это одна из форм рефлексии основанной на самоидентификации, на попытке осознать себя частью своего народа. Или – возможно – это один из доступных мне способов стать достойным гражданином своей страны, обнаружить себя в существующей системе социальных координат, оставаясь при этом со своим народом и не поддаваясь искушению идентифицировать себя только с какой-либо его частью.

...При этом качественный состав украинского народа вызывал во мне внутренний гнев. Мы, украинцы – это множество добродетельных и достойнейших людей, множество злых и озлобленных сограждан и... и колоссальное количество безразличных (не только к другим, но и к себе), бездушных людей. Именно бездушные люди, по моему мнению, представляют самую большую опасность для нашего общества, нашего народа.

...в эти годы мрачные

в эти годы душные

развелись невзрачные

люди равнодушные...

И вот, однажды, мне стало тошно. Мне стало настолько тошно от самого себя, от собственного критиканства, от ощущения затхлости и безразличия, наполняющих мою Родину, что я принял решение.

Много честнее уехать, чем критиковать и порицать свои народ и страну. Это было принципиально важной для меня причиной, оправдывавшей моё решение покинуть Украину.

Знаете ли, любить нашу Родину и её сограждан на расстоянии намного приятнее и гармоничнее, чем пребывая среди них. Особенно если живешь в Москве.

Много всего, за это время, разного и разнообразного происходило в моей жизни, в ее восприятии и восприятии себя в ней. Жизнь шла, а вслед за нею поспевал и я.

Помню с какой радостью, по прошествии нескольких месяцев, после отъезда из Украины, я первый раз приехал погостить в Киев. О, какие же отзывчивые и приятные люди меня окружали теперь! Что изменилось в украинцах, что произошло со страной? Много чего – изменился я сам. Т.е. все оставалось прежним, но прежним по-иному. В последующие визиты на Родину стал замечать, что на третий день пребывания в Киеве эти приятные ощущения плавно улетучивались, но это никак не повлияло на ритуал и частоту посещения Украины.

Это было какое-то забавное чудачество – жить в Москве, что бы отдыхать в Киеве. Должен признаться – по-настоящему красивым я увидел Киев лишь после переезда в Белокаменную. Мне нравилось бродить по городу, рассматривать дома, улицы, людей. Возможно, когда-то, когда Россия станет страной свободных людей, мне понравится и Москва. Может быть.

Сложно вербализировать все метаморфозы, происходившие и происходящие с моим чувствованием Родины, восприятием человека и человеческого, да и вряд ли стоит доверять словам эти незаметные, но важные сдвиги. Отмечу единственное – неразрывные связи обнаруживают себя особенно остро, когда мы пытаемся их оборвать.

А потом был Майдан.

Помню в первые дни этого набухания гражданского самосознания, прежде чем поехать к Маме на день рождения в Запорожье, я навестил Киев. У меня не было сомнений что после того роста гражданской апатии (да-да, именно апатия в нашей стране произрастает особенно хорошо), окутавшей общество после Оранжевой революции, народ не поднимется на защиту собственных прав и будущего. К счастью, я ошибся.

В Киеве Свершилась История. Мой инфантильный апатичный украинский народ сам вершил Историю. А История, приняв от Украины жертву Небесной Сотни, отблагодарила нас надеждой, еще одним шансом, что мы не быдло, мы не хохлы... Жаль что некоторые, казалось бы, простые вещи доходят до нас с таким опоздание. Наверное, поэтому мы до сих пор продолжаем оплачивать свою ограниченность украинскими жизнями.

Иногда я задаюсь вопросом: были бы те всплески активности и прироста масштабов борьбы, если бы не пролилась кровь? Порой мне кажется, что к "хатоцентризму" мы обращаемся только после того как горе приходит в наш собственный дом, и от размеров этого горя зависят пределы нашей "хаты с краю" (ограничивается ли она нами лично, нашими близкими, нашей страной, и т.д.).

В январе, увидев это ошеломляющее народное единение против зла и во имя будущего, что-то во мне сместилось. Что-то важное и до сих пор не рационализируемое.

Нельзя сказать, что я увидел иной или новый народ. Нет. Я узрел возможность. С радостью и гордостью, но лишь возможность, т.к., наряду с людьми готовыми умирать за Будущее, вопреки моим очень субъективным предположениям, среди нас обнаружилось паталогически много лиц готовых бить и убивать за деньги.

При всем уважении к их вкладу в историю страны, у меня не вызывает восторга готовность моих сограждан терпеть лишения и умирать ради того что бы свергнуть наше коллективное, порожденное всеми вместе Прошлое. Прошлое наше было коллективным, и породили мы его все вместе. Участие и ответственность людей умеющих отличить черное от белого – думающих людей – в порождении коллективного Прошлого намного выше, чем ответственность тех, кто непосредственно за него голосовал и потворствовал его сумасбродству. Думающие и молчаливые созерцатели зла намного опаснее, чем его активные пособники. Мы все понемногу рождали зло, ибо кем оно было в самом начале? Малограмотной особью, которой одни вверили право быть главой государства, а другие просто смирились. А потом мы все вместе начали пестовать наше общее зло: взятками гаишникам и чиновниками для того что бы они просто делали свою работу, откупными и отступными, молчанием и смирением, когда другие вершили черные дела... Я питал режим, зачастую, более других.

Одной из причин моего пробуждения от оцепенения, наверное, было то, что я посмотрел на свою Родину и народ со стороны.

У Альбера Камю, в дневниках, есть хорошая фраза: "Разница между людьми, для меня, заключается не в достигнутом, а в возможном". Однажды я смог представить доступное и возможное для нас совместное будущее в одной стране и с тем же самыми людьми. Вот и все. Аннексия Крыма лишь ускорила мое возвращение в Украину, возвращение Домой.

Где-то я прочел, что на каменной стене шотландского парламента высечено: "Трудитесь так, как будто вы живете в первые годы достойного и великого народа".

Я осознал, что у меня не может быть другой Родины, но моя Родина может быть другой, и разница между нынешней Украиной и возможной заключается в людях. В людях готовых взять на себя ответственность за будущее. Именно в этой разнице, между нынешним и будущим, заключены мы – люди способные взять на себя ответственность. Именно так я могу сформулировать то, что принял и понял, то во что верю. В этом заключена моя свобода как человека, и ответственность как гражданина.

Учитывая, что Вы провели со мной так много времени, читая всю эту историю, я, все же, попрошу еще немного времени и поделюсь с Вами еще кое-чем очень важным для меня и для нас всех.

В конце апреля 2014 года мне довелось общаться у себя на кухне, в Москве, с российскими товарищами – людьми образованными и где-то даже талантливыми. Говорили, как всегда, обо всём, но когда касалось Украины и происходящего – мне, конечно же, оставалось только слушать. Слушать приходилось не потому, что нечего было сказать или рассказать, а потому что, как минимум, с декабря 2013 года самое большое количество экспертов по Украине живет именно в России. При этом не важно бывали ли они когда либо у нас или нет. Как только, во время общения с россиянином, возникает тема Украины (а она неизбежна, ибо в России проблему дураков и дорог заменила Украина) тебя непременно накрывает категоричностью коллективного понимания процессов. Это, порой, даже потеха смешанная с досадой, – видеть, как телевизор прирастает к человеку, заменяя ему отдельные органы. Так вот, сидели мы и общались с ребятами, периодически имитируя предметное общение, и где-то к ночи, по привычной традиции, коснулись темы Крыма. В этот раз мне удалось подправить дискурс, перейдя от полуострова непосредственно к судьбе крымскотатарского народа. И когда я рассказывал о трагической судьбе оболганного народа, о депортации и геноциде, о том, что сейчас, очередной раз, творят с коренным народом на его же земле, о том, что у целого народа забирают право на его будущее, и к чему все происходящее может привести – меня понимали. Да-да, понимали. Люди-то, как утверждал, не глупые – всего лишь инфицированные. Но мне, методично повторяли: "Да, может ты и прав, может так и есть, а тебе-то какая разница?" Я пытался говорить о чувстве справедливости, о жизни, о гуманизме которым пропитана русская культура... о здравом рассудке, в конце концов. А в ответ, по-прежнему, мне отвечали: "Так в чем смысл, тебе что, плохо?". Так, по завершении одного из циклов общения, я сказал своим гостям: "Так я же сам крымский татарин. Ведь этого достаточно?". Лишь после этого признания меня поняли и приняли мою позицию, представляете себе?! Даже как-то прониклись моими эмоциями и чувствами!

На следующий день, когда мои московские приятели отошли от ночных посиделок, в телефонном разговоре мне был задан вопрос: как выглядят крымские татары, и как возможно отсутствие их внешнего сходства со мной? Это, поистине, было очень необычно.

Так, в свои 32, я стал крымским татарином, и меня стало больше чем было до этого.

Через время, на майские праздники, я поехал к Родителям через Киев. После того как мои друзья убеждались, что я все такой же гражданин Украины (даже поскакать попросили), начинались расспросы о том как живется в Москве жидо-бандеровцам знающим русскую культуру лучше чем значительная часть граждан РФ. Кстати, это весьма любопытно, когда твои друзья, до этого не демонстрирующие признаков гражданского самосознания, вдруг оказываются в авангарде процесса. Таким образом, при живом интересе слушателей и не без юмора мне пришлось признаться друзьям в том, что я являюсь крымским татарином. Уже буквально через час многие из них спрашивали: "А как и нам стать крымскими татарами, и чем мы можем помочь?". Это было и приятно, и по-доброму. А потом я поехал в Запорожье к Родителям.

Как Вы уже можете понять, общаясь с друзьями, я не мог избежать темы, которая, по моему мнению, важна для идентификации нас как народа. Помнится в разгаре ночи даже пришлось оповестить весь фейсбук о том, что я теперь крымский татарин.

Папа мне сказал, что любил меня украинцем, и будет любить крымским татарином. А Мама просто поинтересовалась какие блюда добавить в домашнее меню дабы не ущемлять меня в праве чувствовать себя комфортно в родительском доме. Это было и мило, и ненавязчиво. Вслед за чем, конечно же, Родителям и брату я рассказал, почему мы все теперь крымскотатарский народ.

Я вспоминаю как, на протяжении жизни, трансформировалось мое отношение к крымским татарам. Когда-то давно они не были для меня крымскими татарами, как и не являются ими сейчас.

Помню в школьный период я читал о татарах живущих в Крыму, слышал о тех которые Крымское Ханство, монголо-татарское иго, татарские набеги... и все сразу – что-то агрессивное, не наше, "не приобщенное великим русским народом к цивилизации". Это очень грустно. Это стыдно. В советской школе, оказывается, были еще и закавказские татары (это азербайджанцы), а также предгорные и т.д. (этих татар я прогулял, как и целый ряд уроков о великом русском человеке, к счастью). Вообще-то, советской империи было присуще награждать всех иных ярлыками, такими вот великорусскими ярлыками ущербности. Шло время, и я узнал, что крымские татары – это, такой себе отдельный народ, живущий в Крыму и когда-то депортированный. Затем знакомство с Рефатом Чубаровым. И многое в моем представлении поменялось. В общем, не буду Вас утомлять этой темой, а добавлю лишь то, что упомянул ранее, – когда-то я слышал о татарах живущих в Крыму, а сейчас я знаю о къырымлы (къырымцах), которые сформировались, как народ, на своей земле в Крыму, которые имеют общего с татарами не больше чем с азербайджанцами и другими тюркскими народами. А мы, по-прежнему, спустя 23 года независимости, называем их крымскими татарами, но это другая история.

Все это мое вульгарно долгое письмо я пишу что бы поделиться тем что считаю важным, и, отчасти, для того чтобы сформулировать опорные вехи своего понимания того, что с нами всеми происходит.

Когда-то я думал что Крым – это Украина, а сейчас я уверен что Украина – это Крым, а все мы крымскотатарский народ, и от того, что мы все сделаем для народа с которым нам дан шанс жить в одной стране зависит кем и с чем мы выйдем из этой общей драмы с испытанием на совесть. Крымскотатарский народ и наше участие в его судьбе – это для украинцев возможность рефлексии на каком-то другом уровне, на уровне идентичности государства и народа. Это способность трансценденцироваться, дабы понять себя как нечто большее, чем всего лишь нация и принять себя как народ.

В судьбах украинского и крымскотатарского народов очень много общего, особенно трагического. Периодически я пытаюсь почувствовать то, что чувствует Кырымлы живущий сейчас в Крыму. Почувствовать то, что чувствовал, и как жил мой народ в период семидесятилетней депортации. И у меня получается познать это только с позиции рацио, а с человеческой и эмоциональной позиций – полный ступор. Это больно. Это ужасно. Это судьба целого народа...

Друзья, и все же у меня есть к Вам просьба, важная просьба. Это один из немногих случаев в моей жизни, когда я смею просить. Я попрошу Вас найти свободное время, чтобы почитать о судьбе моего, нашего крымскотатарского народа, о его формировании или богатейшей культуре, а может о геноциде, или просто – об обычаях и традициях (кстати, когда я читал о свадебных ритуалах – мне захотелось жениться именно так – красиво, проникновенно, изысканно). Пожалуйста, если Вы найдете время, прочтите что-нибудь о крымскотатарском народе, а потом поделись этим с кем-то из знакомых. Так нам будет легче вместе менять самосознание нас самих, влиять на самосознание других, а значит – формировать будущее страны. Наша страна может стать другой, если мы сами станем другими, если мы примем то, что нам вверен шанс быть сопричастными к судьбе великого крымскотатарского народа. А во взаимности народа, чьи представители, во многом, больше украинцы, чем мы сами, как показала многолетняя практика, мы можем даже не сомневаться.

А еще, на всякий случай, я хочу поделиться своим пониманием того, где сейчас находятся ЕС, США, и другие... Сейчас, когда на нашей земле идет война, и когда нас хотят лишить своего права на будущее – они там же, где был я во время оккупации Молдавии, они там же, где был я когда оккупировали Грузию... Они сейчас в тепле, как и когда-то я.

И все же, я смею заявить то, что считаю важным: весь крымскотатарский народ в нашей столице (как и Крым-SOS, землячество, и т.д.) существует в одной съемной квартире (во всяком случае так было летом этого года). Целый народ замечательным образом причастный к реализации нашей жажды свободы вместился в одну киевскую квартиру.

И еще раз, я вновь попрошу: прочтите историю моего, крымскотатарского, народа, или почитайте о традициях, а может почитайте о том что происходит с нашим народом у себя же Дома. А потом... А потом, я был бы благодарен, если бы Вы об этом рассказали своим знакомым, а еще лучше – стали соучастником нашего будущего. Будущего нашей общей Родины!

P.S.: Кстати, сейчас мы двигаемся в направлении зоны АТО. Так что, так или иначе, рано или поздно, друзья, мы еще встретимся!

Друзья, пожелайте нам удачи!

Миллет! Ветан! Кьырым!

----------------------------

Живи. Не жалуйся, не числи

ни лет минувших, ни планет,

и стройные сольются мысли

в ответ единый: смерти нет.

------------------------

Будь милосерден. Царств не требуй.

Всем благодарно дорожи.

Молись – безоблачному небу

и василькам в волнистой ржи.

------------------------

Не презирая грез бывалых,

старайся лучшие создать.

У птиц, у трепетных и малых,

учись, учись благословлять!

В.Набоков

Коментарі — 10
Настя Полозова _ 10.01.2015 23:18
IP: 74.125.18.---
Алексей, очень хорошо, что ты, наконец-то, признался, что ты крымский татарин. Ведь когда ты был генеральным директором "Центра Полимеров" в Москве, ты говорил, что ничего общего с татарча не имеешь. Рада за тебя. Береги себя!
Van Hugo _ 16.12.2014 23:55
IP: 178.94.63.---
Через многие ощущения о которых пишет автор прошел сам: И неприятие тухлости кучмовщины, беллетристики первого предателя первого Майдана Ющенка, удушающей безысходности хамо-азаровщины. Тоже была попытка уехать от бессилия терпеть упадок и даже открыта виза в Европу на ПМЖ, и тоже остался здесь из-за Шанса жить честно на своей земле. И до сих пор не могу воспринять – откуда у доброго в общем народа такое количество предателей, готовых стрелять в безоружных людей в угоду омерзительным отдельным личностям, которых и сами не уважают...
И татар знаю не по наслышке, уже который десяток лет отмечаю прежде всего их готовность к взаимовыручке, трудолюбие, надежность, уважение с своим старикам.
И тоже стараюсь делать, что могу.
Поэтому – мы победим. И внутри, и снаружи. Будет Украина европейской в лучшем понимании этого слова, хоть у нее и свой путь.
Выстоим.
Слава Украине! Слава героям, таким как вы!
Yaroslava Korobeynikova _ 13.11.2014 21:00
IP: 188.130.205.---
Ситуація з крисько-татарським народом – це біль України та більшості її громадян, а також сором для її теперішньої влади.
Dolento _ 13.11.2014 18:06
IP: 213.231.8.---
Яка чудова людина – кримський татарин, Олексій Гіренко!
Stelja _ 13.11.2014 18:03
IP: 74.125.181.---
Сумбурно, але мені все зрозуміло-людина пройнялася болем зневаженого народу, який зараз плаче від образи і нічого не може зробити. Це важко. Олексій їх зрозумів і пожалів, це дуже по-людськи. І мені їх жаль, і мені за них болить. Та цього мало, щось треба робити, щоб вони відчули підтримку, щоб знали. ЩО ЇХ НЕ ЗАБУЛИ І НЕ ПОКИНУЛИ, ЩО УКРАЇНА ЇХ ЛЮБИТЬ, БО ВОНИ НАШІ – УКРАЇНСЬКІ КРИМСЬКІ ТАТАРИ.Як за них потурбуватися, це повинно визріти в нас в Україні. Чуєте – люди журяться і сумують за нами, ми не можемо бути байдужими!?
Vladimir Polyakov _ 13.11.2014 17:59
IP: 37.73.196.---
+
Valeria Baykova _ 13.11.2014 17:21
IP: 78.111.187.---
Порошенко уже за Крым забыл – сейчас он благополучно сливает Донбасс своими идиотскими законами про особые статусы и прочее...
Николай Николай _ 13.11.2014 17:18
IP: 46.149.189.---
Очевидно, что крымским татарам сейчас тяжелей чем кому нибудь в этом мире. Даже тяжелей чем нам украинцам, ибо у нас хоть и война но есть своя Родина – Украина, хоть и усеченная немного... А у них нет другой Родины кроме Крыма. А Крым сейчас оккупирован и над крымскими татарами вообще нависла угроза полного исчезновения этого народа... Их мало. Всего 250-300 тысяч в Крыму. И их могут легко выселять, создавать им условия, что бы они сами покидали свою Родину Крым... Из Донбасса бежало уже более миллиона человек, то что помешает путинской империи изгнать 200 тысяч крымских татар со своей земли... Крымские татары сейчас рельно на грани исчезновения как народ, как этнос.
Cinamon Cinamon _ 13.11.2014 16:36
IP: 80.90.239.---
Коренем біди в багатьох випадках є жлобське невігластво. P.S. А дітям в дитинстві обов'язково читати казки Всеволода Нестайка
Wiktor Gaponow _ 13.11.2014 16:00
IP: 78.111.187.---
Хочу только добавить что прошлое ни когда не победит БУДУЩЕЕ!А осколок империи это реально прошлое.
Aтака Путіна1114 Уряд реформ315 Україна та Європа931 Корупція1116 Свобода слова545
АВТОРИЗАЦІЯ І ВХІД ДЛЯ АВТОРІВ


УвійтиСкасувати
Якщо ви новий читач, будь ласка, зареєструйтесь
Забули пароль?
Ви можете увійти під своїм акаунтом у соціальних мережах:
Facebook   Twitter   Вконтакте