Хвост виляет собакой
Принят новый закон о СНБО Украины. Не хотелось бы комментировать, как проходил сам процесс принятия, но результат известен. Имеем реально крутого секретаря СНБО, человека, который в сложнейшее для Украины время взял на себя полную ответственность за сохранение этой страны. Да, у нас есть временные потери территорий, но, если Украина существует, значит, он таки справился. Уверен, что Александр Турчинов как никто другой знает, что нужно делать для реформирования наших армии, Национальной гвардии и спецслужб. Вижу, что практически многие и теоретики и практики в военном искусстве, в боевой подготовке, в снабжении, живущие в Украине и проявившие себя в ходе боевых действий на Донбассе, сегодня подключены к работе в МО, МВД, СБУ, АП. Это не только выходцы из военных кругов и спецслужб, но и волонтеры, журналисты, бизнесмены, добровольцы. Особо важной задачей для СНБО на ближайшее время будет организация ведения именно информационний войны и координация всех министерств и служб, которые будут задействованы в ней.
Сегодня мы видим, что виртуальная, информационная война оказывается зачастую более эффективной, чем война реальная, война живой силы и вооружения. Мы начинаем это понимать после более чем 20-летнего беззаботного существования в зоне действия агрессивной российской пропаганды.
Хотя исследователи-коммуникативисты всего мира (и отдельные украинские в том числе) все это время писали все больше о значимости информационной функции и функции формирования картины мира государственных институтов, включая министерства образования и культуры. Украинские, с позволения сказать, государственные деятели в этих министерствах за редким исключением не то что не понимали, а даже не задумывались над значением общественных коммуникаций и их влиянием на общественное мнение и события.
Между тем, наши северные соседи – прилежные ученики большевиков-чекистов, с которых буквально списан знаменитый роман Дж.Оруэлла "1984", – трудились не покладая рук. Выстраивали у своих аудиторий – как внутренней, так и внешней – необходимую картину мира, формировали стереотипы, влияли на умы, сердца и, в конечном счете, – добивались весомых результатов в продвижении своих интересов.
Показательной является ситуация с Крымом. На протяжении многих лет стоял в Севастополе Черноморский флот РФ, катались туда гастролеры типа Лужкова и орали: "Севастополь – город русских моряков!". Мы не воспринимали эти заявления серьезно, относя их к историческому прошлому, тоже, кстати, изрядно перекроенному российской пропагандой. Вещали беспрепятственно российские (как мы теперь понимаем, пропагандистские украинофобские) каналы. Рассказывали, какой Эдемский сад представляет собой РФ. Попутно сообщали, что Украина – это не государство, а украинцы – не нация. То есть формировали у жителей Крыма устойчивую неприязнь и даже ненависть ко всему украинскому и одновременно – преклонение перед всем российским и русским.
В это же время там появлялись партии радикально пророссийского толка, которые тогда нам всем казались маргинальнымии участниками политического процесса, не заслуживающими особого внимания. А те, кто обязан был отслеживать эти движения по долгу службы, сами, как нам теперь известно, были агентами российских спецслужб.
Результат: пришли "зеленые человечки", посадили своих "правителей" из числа некогда маргинальных политиков, те предложили проголосовать за присоединение к России, крымчане поддержали.
Скептики могут возразить, что дело не в настроениях крымчан, а в нарушении норм международного права (референдум был нелегитимным), в том, что наши вооруженные силы и новое правительство оказались не готовы к сопротивлению, но факт остается фактом: очень многие жители Крыма (если не большинство) были рады стать частью РФ и до сих пор – вопреки здравому смыслу и очевидным проблемам – продолжают утверждать, что они счастливы. Резюме: успех военно-политической операции российских спецслужб в значительной степени обеспечен эффективными стратегическими коммуникациями – системной работой по продвижению необходимых идей и мнений среди целевой аудитории.
На Донбассе этот сценарий провалился. Теперь уже и ВСУ и правительство были морально готовы к вооруженному противостоянию (материальную готовность, увы, до сих пор в значительной степени обеспечивают волонтеры, а не государство), и местные "элиты" подвели российских сценаристов – не справились с отведенной им ролью "борцов за независимость" от хунты, бЕндеровцев и правосеков. Да и многие жители Донбасса, которым была отведена роль одобряющей массовки, без восторга и энтузиазма отнеслись к идеям, провозглашенным новыми "лидерами" региона, прискакавшими из РФ или поднявшимися с местного социального дна.
Сценаристы "творчески переосмыслили" пьесу и соответственно изменили нарратив. Интерпретация кровавой драмы на Донбассе, основным донором которой является РФ, в российских СМИ выглядит теперь следующим образом: "ополченцы" отстаивают свое право на самоопределение, насилие со стороны украинской армии вынудило их эту самую армию разоружить и воевать теперь против нее ее же собственным оружием (!), "нацистское" правительство ведет войну против собственного народа, граничащую с "геноцидом". Для "достоверности" и живописности в новостное полотно вплетаются истории о распятых мальчиках, массовом изнасиловании детей и эпилептических старух украинскими военными. Маразм российских СМИ крепчает, но, видимо, их массовую аудиторию это не смущает: она просто ВЕРИТ.
Что же делаем мы? Как мы противостоим этому информационному террору? С большим опозданием и скрипом запрещаем вещание росСМИ на территории Украины (ну, наконец, спохватились!). Запрещаем въезд в страну нескольким журналистам из РФ. Но контрпропаганду ведем крайне слабо, по крайней мере, – в официальных СМИ. Системная, планомерная стратегическая коммуникация не выстраивается. Цензура отсутствует вовсе, хотя, возможно, о ней стоит задуматься – не с целью задушить свободу слова, а с целью противостоять информационным диверсиям.
Однако и поводы для оптимизма также имеются. Так, выдающимся примером развенчания мифов росСМИ стал волонтерский проект stopfake.org.
Создание Министерства информационной политики – это, по всей видимости, свидетельство того, что уже и власть начинает осознавать значимость коммуникации. По большому счету, мы имеем достаточно чиновников в госаппарате, которые должны были бы выполнять эту функцию, так что, если уже множить эту братию, то для действительно серьезной работы.
Такую работу просто обязательно нужно вести и Министерству обороны и Министерству внутренних дел. В частях, находящихся в постоянных местах дислокации, а тем более, выполняющих боевые задачи на Донбассе.
Простой, казалось бы, пример из зоны АТО. Почему там по сей день нет украинской военной радиостанции, работающей для наших бойцов? Я часто бываю там и вижу, что это просто необходимо. Наши ребята должны получать информацию друг о друге, о том, что происходит в соседнем городе, в смежном секторе, на соседнем украинском блокпосту. Печатного боевого листка тоже нет. Ведь не у всех есть возможность смотреть там телевизор. Да и с точки зрения пользователя это гораздо более сложный прибор. Куда проще настроить портативный приемничек на нужную волну и послушать новости о том, что кто-то из твоих сослуживцев награжден, а кто-то вышел из плена, послушать их рассказы, патриотическую музыку. Была бы такая радиостанция, а уж волонтеры (и я, в том числе, готов в этом активно участвовать) снабдили бы наших бойцов необходимыми приемниками.
Мы пытаемся восстановить телевышки, чтобы объективно информировать местное население о событиях в Украине. И это очень важно, т. к. наиболее популярным СМИ, пользующимся наиболее высокой степенью доверия и влияющим на умы и настроения, является именно телевидение. Но не нужно забывать и о наших бойцах. Ведь на передовых блокпостах они слушают радиостанции сепаратистов. Слышали бы вы это репертуар. Я назвал бы это "Новороссийский патриотический блатняк". А потом мы удивляемся снижению боевого духа в некоторых частях. Работа с личным составом военных соединений носит эпизодический и несистемный характер. Не проводятся политинформации, не снимаются и системно не демонстрируются личному составу документальные фильмы о войне и военных, не выпускается и не распространяется специальная литература.
Уникальным полем информационной борьбы являются Интернет и социальные сети как его часть. В РФ это поняли давно. ФСБ выделяет огромные бюджеты на эти цели. Сотни, а может и тысячи "специально обученных людей", а также завербованных или запуганных журналистов и блогеров с утра до вечера пишут тексты нужного содержания, размещают их на всех возможных ресурсах, комментируют "вражеские публикации", а также действуют в соцсетях. Создают группы сторонников, забивают комментариями своих оппонентов. Для того, чтобы они работали еще эффективнее, в РФ созданы настоящие кибервойска, формировавшиеся на протяжении многих лет из талантливых молодых людей.
Для поиска таких людей на всем постсоветском пространстве применялись и применяются специальные технологии, а именно:
создаются тематические порталы, форумы и другие площадки для обмена информацией и общения IT-специалистов. Также нередко спецслужбы выступают в роли организаторов или участников конференций, семинаров, лекций, вебинаров для IT-сектора. Контролируя эти ресурсы, спецслужбы получают возможность определить сферу интересов участвующих в обсуждениях специалистов, определять места (адреса), из которых они заходят на портал, контролировать личную переписку, если таковая имеется. Естественно, это максимально упрощает последующую вербовку таких специалистов. Также спецслужбы РФ не брезгуют привлекать к работе попавшихся "на горячем" хакеров. Все эти специалисты используются для совершения информационных атак, взломов "вражеских" ресурсов (а это и информационные сайты и анкеты в соцсетях, и почтовые ящики с личной и служебной перепиской), а также для организации прямых диверсий (Вспомним об организованном в то числе через соц сети походе солдат Национальной гвардии к АП в октябре этого года в Киеве) Также успешно они выполняют и функцию киберзащиты ресурсов своих сторонников и противодействия информационным кампаниям оппонентов. Все харьковчане помнят роль "Зело групп" в разжигании беспорядков в городе, а также случаи нагнетания панических настроений в городе с помощью интенсивных информационных атак в Интернете, путем "предупреждений" о готовящемся очередном выступлении сепаратистов, захвате ОГА или движении на Харьков вооруженных сил РФ, ЛНР и ДНР.К сожалению, у руководства наших спецслужб, в частности СБУ,кажется до сих пор, отсутствует адекватная оценка этого сегмента и насколько сильно мы отстали от нашего противника.
Стратегические коммуникации с зарубежными аудиториями не менее важны. Западные санкции помогают оказывать влияние на РФ, однако санкции негативно сказываются и на их собственных экономиках. Поэтому каждый раз, когда тот или иной западный политик принимает решение ввести новый пакет санкций против РФ, он вынужден думать о том, как он объяснит своим избирателям, почему они должны жертвовать собственным благополучием ради спасения Украины.
Наш МИД должен более активно привлекать специалистов в сфере PR для информирования общественности и эстеблишмента за рубежом. Жители Европы, Америки, Японии и т д должны четко понимать, что происходит агрессия РФ по отношению к Украине в нарушение всех международных соглашений. Также украинские дипломаты должны более активно сотрудничать с украинцами за рубежом, с нашими диаспорами. Наши бывшие сограждане должны сделать так, чтобы каждый избираемый ими политик, будь то депутат Бундестага или сенатор США знал об истинных причинах войны в Украине и был нашим сторонником.
Пока российский дипломатический корпус обильно усиленный сотрудниками спецслужб справляется с этими задачами куда лучше нас. Да и деньги там на это выделяются наверное немалые.
Еще одна маленькая деталь, дающая представление насколько сложный противник нам достался. В любой приличной гостинице практически во всем мире, по крайней мере в очень очень многих странах, вы всегда можете насладиться просмотром трех российских каналов. Не думаю, что это каким-то образом связано с качеством предлагаемых программ, т к оно достаточно низкое. Очевидно, что это планомерно созданные каналы доставки " нужной" информации как до своих граждан, находящихся за рубежом, так и до граждан других стран. В результате российская пропаганда ширится уже по всему миру и практически в любой точке планеты вы можете с ужасом узнать о нацистах, поедающих русскоязычных младенцев в Украине, о чести и доблести ополченцев и козаков, защищающих " родную" землю от нападок хунты, в общем окунуться в несуществующую ужасную реальность, созданную в кремлевских информационных лабораториях.
Когда-то давно, я с удовольствием прочитал книгу Ларри Бейнхарта "Американский герой". Сегодня она воспринимается совершенно по-другому. Как и ее экранизация, великолепный фильм Барри Левинсона, название которого вынесено в заголовок текста. Тогда для меня это была ироничная комедия, сегодня это наша реальность. Я понимаю, что мы пока слабее РФ финансово и у нас много трудностей. Но мы гораздо сильнее духом, особенно сейчас, когда Украина потеряла так много своих лучших сынов, отдавших жизни за нас с вами. Уверен, что если грамотно сконцентрировать все доступные для этого материальные и интеллектуальные, профессиональные и добровольческие ресурсы и системно и четко направить их на противодействие российской информационной агрессии, мы сможем уже в ближайшем будущем эффективно противостоять в этой войне. А то, что это война, а не АТО, в этом нет сомнений. С Новым годом! Слава Украине!