Безнадежная конструкция 2.0. Итоги визита Байдена
Мне повезло с рабочим местом в парламенте – я сижу во втором ряду сессионного зала. Конечно, это лишает меня радости наблюдать "терки" между депутатами, которые происходят в задних проходах. Но зато с моего места хорошо было видно выступление вице-президента США Джо Байдена – пожалуй, самое сильное, что слышали эти стены за последние десятилетия.
Это был мастер-класс политика, для которого ценности являются не пустым звуком, а ораторское мастерство входит в обязательный набор качеств. Выступив на трибуне Верховной рады во время своего пятого визита в Киев, Байден продемонстрировал уважение к украинскому народу, судьбой которого он опекался во время многочасовых переговоров зимой 2013 года.
Байден не мог даже нормально выговорить фамилию тогдашнего президента – я помню, как в разгар революции достоинства он называл его "Янкеловичем", – однако в решающие моменты именно Байден своими звонками сдерживал власти от кровопролития. Янукович же, устроив бойню на Майдане, попал под каток санкций, инициированных США.
Поэтому выступление Байдена не было обращением к Петру Порошенко, Арсению Яценюку или депутатам, которые впервые со дня присяги устроили аншлаг в сессионном зале. Это было обращение к украинской нации, которую Байден призвал не сдаваться в борьбе за построение нормальной демократической страны. А главной проблемой Украины была названа коррупция, для описания которой Байден не жалел эпитетов, называя раком на теле государства и каналом подрыва украинской независимости со стороны России.
В своем выступлении Байден избегал прямых обвинений с фамилиями, что многих разочаровало. Вряд ли вице-президент США стал бы публично обличать коррупционеров, находясь на трибуне украинского парламента. Это как минимум недипломатично. Но могу утверждать, что разговоры американского политика за закрытыми дверями с Порошенко и Яценюком были крайне неприятными.
Накануне приезда Байдена в Киев я побывал как в офисе вице-президента США, так и в ведущих аналитических центрах Вашингтона. Итак, первая фамилия, которая вызывает раздражение на грани бешенства в американских кругах – это генпрокурор Виктор Шокин. Он не просто символ ангажированной прокуратуры. Своими действиями Шокин убивает веру в справедливость, во имя которой США делали ставку на новую украинскую власть.
Некоторое время назад Шокин пытался помириться с американским послом, а в качестве аргумента привел свою дочь, которая выехала на постоянное проживание в Америку. Однако этот факт не помог – после истории с бриллиантовыми прокурорами Шокин утратил всякое доверие США. И снятие Шокина с должности может стать требованием для получения дальнейшей поддержки со стороны МВФ.
Кроме назначения современного и независимого прокурора, американцев интересует тотальная перестройка этого органа. В конце концов, Порошенко с Яценюком должны быть сами заинтересованы в реформе прокуратуры и судов, исходя из опыта Юлии Тимошенко, которая после утраты власти на собственном опыте ощутила, насколько важно иметь честные органы правосудия.
Кроме того, под жестким огнем критики Вашингтона находятся ближайшие соратники Порошенко и Яценюка – Игорь Кононенко и Николай Мартыненко, которые контролируют потоки на государственных предприятиях.
Во избежание лишних проблем, Яценюк накануне приезда Байдена смог добиться от Николая Мартыненко обещания сложить депутатский мандат. Близкий соратник был принесен в сакральную жертву во имя сохранения добрых отношений Яценюка с американской администрацией. Кононенко тоже досталось во время закрытых встреч Байдена. Кроме вовлеченности в коррупционные скандалы, о которых хорошо знают в Вашингтоне, он проталкивает Налоговый кодекс, редакция которого не удовлетворяет МВФ.
В то же время, критикуя, США продолжают настаивать на единстве нынешней коалиции в парламенте, опасаясь досрочных выборов и дестабилизации. Этим пользуется нынешний премьер Арсений Яценюк, пообещав вывести Народный фронт из коалиции в случае отставки.
Главным лоббистом Яценюка в Вашингтоне является Виктория Нуланд, которая привыкла иметь с ним дело еще со времен оппозиции Януковичу. Кроме того, есть еще один канал коммуникации, о котором известно немногим: замолвить слово за Яценюка в Вашингтоне может лоббист Рината Ахметова Брюс Джексон, который уже много лет знаком с супругом Виктории Нуланд Робертом Кэгеном. Они в далекие 1990‑е входили в руководство неоконсервативного аналитического центра Project for the New American Century.
Итогом визита Байдена стало половинчатое решение – никаких досрочных выборов и единство нынешней коалиции, которое должно сопровождаться очищением окружения первых лиц от одиозных личностей.
Подобный пример имел место в 1999 году. Тогда президент Леонид Кучма одержал сомнительную победу на выборах президента, однако, чтобы начать с чистого листа, попробовал заручиться поддержкой США. Кучма посетил Вашингтон, где ему настоятельно рекомендовали избавиться от одиозных личностей в своем окружении вроде Игоря Бакая и Александра Волкова, а также назначить премьер-министром Виктора Ющенко.
Однако украинские власти обманули ожидания США – Ющенко вставляли палки в колеса, а олигархи только усилили свое влияние. В итоге американская концепция управляемой стабильности рухнула после начала кассетного скандала. Сегодня Джо Байден попытался вновь сцементировать украинскую власть во имя реформ. Но без полной перезагрузки лиц эта конструкция обречена на коллапс – терпение украинских граждан достигает предела.
Колонка опубликована в журнале Новое время за 10 декабря 2015 года, а также на сайте издания
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.