''Просто готовьте кэш''. Мой рейтинг грязных договорняков власти и коррупционеров
Нигде так не ощущается гнилость украинской политики, как в Генеральной прокуратуре. Казалось, после организованного Виктором Януковичем "сафари" на Майдане, когда люди гибли во имя честной демократической Украины, наказание коррупционеров из прошлого должно стать делом чести для новой власти. Но вместо этого превратилось в историю предательств.
Существует уже целый список лиц, которых старательно выводят из‑под удара. Открывает такой рейтинг предательства власти экс-регионал Юрий Иванющенко, снятый с красной карточки Интерпола и теперь свободно путешествующий без риска быть арестованным. Это стало возможным благодаря решению Днепровского районного суда Киева – любимой вотчины серого кардинала президента Порошенко Александра Грановского.
К слову, еще в 2014 году бывший подельник Януковича нашел подход к первому заместителю генпрокурора Николаю Герасимюку, который выдал олигарху документ о чистоте перед законом. Тогда Иванющенко (к счастью, неудачно) пытался снять с себя международные санкции.
Вторую строчку в рейтинге предательства занимает дело Николая Злочевского, экс-министра экологии в правительстве Николая Азарова. Ему не повезло попасть на радары британских спецслужб – Лондон выявил $23 млн на его счету и арестовал в рамках уголовного дела. Однако Злочевский нашел сообщников в ГПУ, и те накануне слушания в Британии выдали письмо о том, что Злочевский вне подозрений. Так деньги были разморожены.
Третье по масштабам предательство – побег ныне действующего депутата Сергея Клюева, сумевшего выехать из страны через день после снятия неприкосновенности. До сих пор никто не найден и не наказан из числа тех, кто позволил Клюеву пересечь границу.
Еще одну попытку пособников Януковича выйти из‑под удара удалось вовремя сорвать благодаря публичному разглашению. Речь идет об экс-министре энергетики Эдуарде Ставицком, который сбежал в Израиль и получил там паспорт на имя Натана Розенберга. Он планировал закрыть дело, обратившись в Соломенский суд Киева вместо Печерского, но не удалось, хотя судья даже назначила слушания вопреки требованиям закона.
На пятом месте в рейтинге грязных договорняков – дело Юрия Бойко. Еще год назад следователи ГПУ готовили представление на арест нынешнего лидера фракции Оппоблок, однако тогдашний главный законник Виктор Шокин спрятал документ в стол, так и не дав делу ход. В итоге Бойко послушно играет роль ручной оппозиции Банковой, находясь под зонтиком неприкосновенности согласно венскому пакту Порошенко-Фирташа.
Аналогичные примеры блокирования следствия известны в деле бывшего главы Минсдоха Александра Клименко. В интересах кассира Януковича было выплачено из бюджета 3 млрд грн незаконной компенсации НДС. Треть этой суммы перевели через Печерскую налоговую, а подпись под трансакцией поставил лично первый замглавы районных налоговиков Виктор Дворников. Когда следователи вышли на этого фигуранта, он подключил своего влиятельного друга – мэра Киева и лидера партии БПП Виталия Кличко. В результате дело блокировали не один месяц, а после прихода Юрия Луценко в ГПУ вообще пытаются передать в военную прокуратуру.
Также смогли обеспечить себе иммунитет и братья Кацубы, работавшие по очереди заместителями главы Нафтогаза и признанные сообщниками Сергея Курченко. Накануне объявления в розыск им удалось сбежать (один – на Лазурный берег Франции, другой – в Турцию), а спустя несколько месяцев пребывания в базе Интерпола – вернуться в страну. Их отец послушно поддерживает коалицию, будучи членом фракции Коломойского-Кернеса Відродження.
Чуть меньше повезло бывшему губернатору Киевской области Вере Ульянченко, проходящей по делу выделения Януковичу земли в охотничьем хозяйстве Сухолучье. Ей предъявили подозрение, хотя до этого достаточно долго дело всячески блокировалось. По неудивительному стечению обстоятельств падчерица Ульянченко замужем за Макаром Пасенюком – персональным инвестбанкиром Порошенко.
Смешно было надеяться, что Украина подхватит у Австрии эстафету расследования дела против главы Администрации президента Бориса Ложкина, которого Вена заподозрила в отмывании денег при продаже Украинского медиахолдинга Курченко. Заместитель генпрокурора Юрий Столярчук лично подписал письмо для иностранцев об отсутствии претензий к Ложкину.
Это – неполный перечень предательств, где в громких делах в результате сговора следствие блокировалось или просто срывалось. Универсальный рецепт спасения известен давно: просто готовьте кэш. Его с радостью примут иуды из новой власти. Которым, правда, в отличие от Януковича и подельников, некуда будет бежать.
Колонка опубликована в журнале "Новое Время" за 10 июня 2016 года и на сайте издания
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.