Homo homini lupus est
Homo homini lupus est – человек человеку волк. Так древние теоретики государства и права характеризовали определенное состояние гражданского общества, когда внутри коллектива людей, внутри страны, народа устанавливались и царили отношения вражды, взаимной агрессии и ненависти. Что это значит? И какую актуальность имеет в наши дни?
Этот тип отношений в обществе – человек человеку волк. Что это? Теоретическая модель выживших из ума римлян или знание цивилизации, которое позволяет получить ответы на вопросы сегодняшнего дня, понять природу глубинных процессов, происходящих в организме общества?
Общество – это способ жизни людей в конкретной исторической ситуации, это форма существования человека на земле в координатах пространства (территории) и времени (истории). Почему это способ? Потому что первая базовая задача каждого конкретного человека – выжить. Выжить физически, биологически, обеспечить процесс роста своему организму и организму своего ребенка.
В условиях биологического цикла планеты процесс выживания индивидуума не происходит сам собой, а связан с постоянным, целенаправленным приложением усилий. Такие усилия человека, направленные на достижение конкретного результата, называются трудом.
С момента возникновения людей в координатах этой планеты и до сегодняшнего дня единственным способом жизни является эта коллективная деятельность, направленная на достижение общего результата и специфицированная по различным отраслям (охота, домашний очаг, дети, энергетика, наука, бизнес, власть и т.д.) на основе принципа разделения труда.
Это общее дело древние называли RES PUBLICA. Именно таковой была первая естественная и единственная форма объединения людей. Таково есть гражданское общество. В этом обществе нет места принципу "человек человеку волк", потому что общее дело, общие усилия направлены на достижение общей цели.
И самой природой установлено, что сильный и быстрый мужчина добывает пищу на охоте, женщина, которая ждет ребенка, занимается домашним очагом, старики, на основе мудрости своего жизненного опыта, координируют действия внутри племени. Имеющий талант к науке расширяет возможности человека, тот, у кого красивый голос, обеспечивает всему коллективу так необходимое человеку эстетическое наполнение.
В таком обществе каждый человек является функцией для других, для этого общего дела. Все прекрасно. Тогда откуда же берется этот волк? Почему вдруг охотник перестает добывать пищу, почему песня теряет гармонию, почему ребенок становится не результатом любви, а средством манипуляции и шантажа, почему старики теряют мудрость и взамен приобретают маразм, болезнь из временной дисфункции превращается в моду (становится хронической)? Почему в любом нашем селе (городе, офисе) можно обязательно обнаружить столкновение людей (konflictus), причем что характерно, самыми лютыми врагами являются кумовья или другие близкие. Фермер воюет с фермером, голова рады с головой администрации, регионы с бютом, доярка с механизатором, отдел продаж с HR?
Древние дают ответ. Это происходит потому, что Человек добровольно перестает быть функцией и становится вещью. Илотом. Он перестает протягивать руку и брать то яблоко, которое природой уже приготовлено для него. Есть человек, и есть яблоко на дереве. Все это внутри замысла природы. Не человек для яблока, а яблоко для человека. В чем между ними разница? Человек активен, у него есть воля и возможность совершить это действие. Яблоко – предназначено для человека, ждет, когда он протянет руку, но само не может прыгнуть ему в рот и перевариться в желудке.
Итак, природа предусмотрела эту связку: Человек – яблоко. Между ними стоит "действие". Это действие – свойство исключительно человека, а не яблока. Когда человек не производит этого действия – яблока не берет, то при этом уже не так важно, не производит он его вообще вследствие лени, либо производит ошибочное действие, например, стремится не за яблоком, а за веткой.
В этом случае нарушается глобальный порядок природы. Человек превращается в вещь, к тому же страдающую, потому что не насытился и голоден, а яблоко – превращается в господина, оно начинает действовать.
Как действует яблоко? Оно начинает усиленно стремиться к человеку, производит неуместную жизненную активность, гниет, отдает себя червям и, в конечном счете, падает на голову этому безумцу, не сумевшему распорядиться собой и даром природы. Неважно, что гнилое яблоко не пробьет голову, важно, что человек стал объектом действия вещи.
"Яблоко" – это все, что предусмотрено и дано природой для роста и жизни человека. Это работа, здоровье, любимый или любимая, друг, профессия, политика, бизнес, наука...
Для каждого конкретно. Для охотника – копье, для матери – колыбельная, для банкира – деньги, для политика – искусство управления, для земледельца – поле, для ребенка – школа, для мужчины – женщина, для старика – мудрость, для тела – здоровье, для ума – интеллект, для штукатура -раствор, для строителя – кирпич, для булочника – мука.
Но человек не берет то, что задумано природой, он в ошибке (или в лени) идет дальше, он рисует национальный символ – вареники, которые сами прыгают в сметану, а потом в рот. Вот она, квинтэссенция. Есть человек, есть вареник. Но действия нет. Все!
Вещи начинают управлять людьми, а человек становится объектом действия вещи, страдающим, неудовлетворенным, голодным, больным. Вещи превращаются в господина, все меняется местами. Школа становится тюрьмой, деньги – причиной самоубийства, работа – каторгой, культура – бизнесом, политика – грязью, материнство – шантажом, старость – маразмом, государство – монстром, здоровье – болезнью.
В этом ужасном состоянии человек стыдливо или с ненавистью, со страхом или претензией смотрит на другого человека, пытаясь сопоставить меру страдания. С надеждой убедиться, что другому еще хуже, а если еще нет, то скоро должно быть – возникает ложная справедливость псевдоравенства: "другому не должно быть лучше, чем мне". Так возникает "Человек человеку волк!"
Так возникает общество людей, потерпевших поражение, где достижение и жизненный успех одного становятся поводом к коллективному осуждению, где в молитве у Бога просят, чтобы дом сгорел у соседа. Так на знамя поднимаются пустые лозунги, которые заводят толпу в поиске объекта – причины своих неудач. Так на сцену выходят ораторы, наиболее талантливо обвиняющие других. Так порождаются успокоительные мифы о величии нации, о красоте наших женщин, о трудолюбии народа, о соловьиной мове. На самом деле за этими мифами кроется тайное, даже от самих себя, желание оправдать свою лень, либо свою ошибку.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.