Украина – для людей?
Недавно приятель вернулся с научного конгресса в Европе очень подавленным. "У нашей страны перспектив просто нет, – говорит он. – Не вкладывая в науку, в исследования, мы своими руками лишаем себя конкурентоспособности на тех рынках, где можно продавать товары и услуги с высокой добавленной стоимостью. А это значит, что уже сегодня можем конкурировать только по цене – то есть с Китаем. При этом китайцы, не в пример нам, финансируют науку и исследования. А мы не знаем даже, что думает об этом профильное министерство, не говоря уже о высших органах страны."
Мне показалось очень важным соединить вопрос развития страны, ее будущее, с тем, какую информацию получают граждане от различных институтов – власти, гражданского общества, профессиональных ассоциаций и из СМИ. Впрочем, наверное, даже глубже – как и для кого строится Украина завтрашнего дня? Под какую стратегию пишутся и принимаются "по отмашке координатора" разнообразные кодексы? Ради чего вводятся запреты?
Чтобы не распыляться, предлагаю посмотреть на то, как "ведется работа" по укреплению здоровья нации в части борьбы с курением и разнообразными запретами в отношении коммуникации для компаний-производителей сигарет.
На иллюстрации – титульная страница сайта Европейского Газетного Конгресса, который ежегодно проходит в Вене (Австрия), в здании городской Ратуши. Как и на других профессиональных издательских форумах, где мне приходилось бывать, поддержку со стороны табачных компаний никто не скрывает. Украина, похоже, не хочет перенимать успешный опыт – она хочет сократить возможности для развития медиа сообщества.
Не так давно, всего лишь с начала текущего, то есть 2010 года, в Украине действует запрет на рекламу табака в СМИ. Усиленный соответствующими поправками к Закону о рекламе. Но, оказывается, этого недостаточно – Рада планирует на будущей неделе обсудить еще более сильный запрет, который заставит табачные компании замолчать вообще. Им будут запрещены любые формы коммуникации с кем бы то ни было. Я даже не знаю, как они будут официальные письма писать – ведь с их фирменных бланков не могут исчезнуть логотипы и названия компаний. Хотя проект закона запрещает даже эту информацию произносить вслух и на письме. "Вот и отлично!", – скажут те, кто не курит. "Меньше будут наших детей искушать сигаретами!", – скажут борцы за счастливое детство. Возможно. Только такие высказывания – всего лишь аргументы в руках тех, кто хочет свой законопроект через Раду протащить. И к реальной жизни они не имеют практически никакого отношения. И вот почему.
Возьмем самый больной вопрос – раннее подростковое курение, и снижение возраста, с которого наши дети начинают пробовать вкус разнообразных пагубных соблазнов: сигарет, секса, алкоголя. Во всем мире, не только в Украине. Кто является наибольшим авторитетом для ребенка? Конечно же, родители! Где ребенок получает информацию, знания, опыт? В основном, в школе. От кого он узнает о "запретных плодах"? От друзей. Что им руководит, что помогает в принятии решений? Воспитание. То самое воспитание, которое ему дали семья и школа. А теперь внимание: вопрос! А какое воспитание дают сегодня детям семья и школа? Ответ – такое же, какое они сами получают. Это то, чему нас с вами, родителей, научили наши родители плюс поведенческие корректировки, которые вносит жизнь. Наша жизнь в обществе. То есть информация из СМИ, от коллег по работе, друзей. Все мы живем в мире коммуникаций. И в эти коммуникации, по моим личным наблюдениям, попадает крайне мало информации, которая могла бы нам помогать и самим совершенствоваться, и детей воспитывать лучше. А ведь нам, современным родителям, так недостает помощи в этом – исследования твердят, что с детьми мы проводим все меньше времени. И мы сами это знаем, не правда ли? Значит, мы должны быть более эффективными и умелыми в воспитании за более короткое время.
А теперь вернемся к вопросу о запретах. Что будет означать для общества запрет коммуникации с потребителями для табачных компаний? Например, то, что ни одна табачная компания не сможет поддержать ни одно образовательное мероприятие, конференцию, издание книги, создание фильма и т.п. Он также будет означать, что потребитель более не сможет отличить сообщение, посланное ему легальным производителем, от сообщения, отправленного нелегальным поставщиком. С моей точки зрения, такая новация обществу в целом ничего полезного не даст, а у профессионального медийного сообщества отберет одну из возможностей развиваться и повышать профессионализм. Поскольку табачные компании более не смогут поддерживать проведение в Украине конференций, образовательных мероприятий, издание книг, проведение конкурсов. Новых источников средств для проведения таких мероприятий – тех, из которых будут скомпенсированы потери после от запрета для табачных компаний принимать участие в столь нужных мероприятиях – инициаторы запрета не предлагают. Но это не все.
Запрет говорить или просто молчание всегда дают один и тот же результат – расцвет слухов. Поскольку инициаторы запрета не предусматривают никаких целевых программ (информационных кампаний, спортивного воспитания и т.п.) взамен запрета для законных способов коммуникации, выходит, что запрет говорить для табачных компаний не дает ни малейшего вклада в уменьшение подросткового курения. Потому что причины этого раннего курения отнюдь не в рекламе табака. А в отсутствии должной воспитательной работы с обществом и с детьми.
Как по мне, любое решение должно быть изящным. Это значит, необходимо не только оберегать детей от соблазнов, но также учить их различать выгодное и невыгодное, опасное и неопасное, учить думать головой. Как и взрослых, впрочем. Необходимо строить и ремонтировать спортивные площадки, создавать спортивные секции, восстанавливать работу кружков и "дворцов пионеров". Необходимо созидать! Для этого нужны деньги, люди и идеи. Такой энтузиазм и корпоративную социальную ответственность нужно поощрять и поддерживать. Вряд ли "созидание" может быть построено путем "запрещений" и приказов.
Вопрос – а зачем же тогда нужен запрет? Кому от него станет легче? Ответ почти на поверхности. Во-первых, Украина (то есть чиновники) сможет отчитаться (то есть поставить галочку) в выполнении одного из пунктов одного из соглашений, которое подписано чиновниками для того, чтобы получить очередной кредит на латание бюджетных дыр. Не для того, чтобы сделать страну более прогрессивной, быстрой, конкурентоспособной. А именно для того, чтобы просто "поддержать падающие штаны".
Во-вторых, придумать и "проголосовать" новый запрещающий закон (и опять-таки, "отрапортовать" об этом чудовищном успехе) – это гораздо проще, чем обеспечить выполнение действующих законов. Например, на продавать сигареты несовершеннолетним, не продавать сигареты поштучно и так далее.
Кроме того, когда есть полный запрет, то легче штрафовать.
Но самое важное, что никакого отношения к раннему подростковому курению этот запрет не имеет. Равно как и ко всем остальным аргументам, которые приводятся как обоснование необходимости введения такого запрета. Ибо дело в том, что решения должно приниматься не для того, чтобы получить очередной кредит, а для того, чтобы страна развивалась, увеличивала свою конкурентоспособность и капитализацию. А это, как известно, делают люди.
И вот тут мы возвращаемся к самому главному вопросу: Украина – для людей? И если таки для людей, то каковы стратегия и план – что конкретно и когда именно будет сделано для того, чтобы все слои общества увидели первые результаты действительно инновационной ориентации государства? Не слова и не симуляцию кипучей деятельности. Не пафосные слоганы и телодвижения чиновников, нацеленные на облегчение жизни самих чиновников. А именно кропотливую работу для достижения видимых результатов – такую, которая каждый день и неделю кладет маленькую победу в одну копилку большого результата.
Пока же не вяжутся запреты и кодексы, а также "голосование по отмашке" с тем, чтобы можно было говорить о развитии и об интересах людей. Интересы чиновников видны. Людей – нет!
Даешь провал голосования по закону, запрещающему табачным компаниям поддерживать развитие общества и помогать улучшать жизнь людей в Украине!
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.