Политтехнология, которая не случилась
Циничным можно быть тогда, когда ты преступаешь моральные принципы и нравственные нормы, цинизм подразумевает их существование. Говоря про украинский политтехнологический цех, рассуждать о цинизме не приходится, это точно. Также как и про идейные принципы.
На днях познакомилась с одним известным иностранным политическим деятелем, встреча была неформальной, представили меня с пафосом – украинским PR консультантом. В ответ тот улыбнулся и произнес: "Ну, что вы, господа, вот так хорошего человека и сразу лицом в грязь". Это была шутка, конечно. Но шутка, в лузу.
Я почему-то вспомнила, как весной мне предложили выступить и высказаться на любую актуальную профессиональную тему, я внесла предложение затронуть тему этики в PR. Мне ответили, что это неинтересно, накануне выборов интересуют технологии, а не этика. А в самый разгар нынешней избирательной гонки первый вопрос на радио БиБиCи: "Скажите, пожалуйста, почему понятие "украинский пиарщик" на сегодняшний день, как это помягче выразиться, имеет негативный подтекст?"
При этом в Украине уже который год муссируется тема циничности российских технологов и PR консультантов. Высказываюсь я сейчас безоценочно целей и задач отдельных российских специалистов, работавших в Украине на протяжении последних 10-ти лет, обращу внимание на само понятие цинизма. Циничным можно быть тогда, когда ты преступаешь моральные принципы и нравственные нормы, цинизм подразумевает существование тех самых принципов, морали, ценностей. Говоря про украинский политтехнологический цех, рассуждать о цинизме не приходится, это точно. Также как и про идейные принципы.
Собственных принципов, ценностей, позиции у нашего собрата, как правило, не наблюдается.
Все чаще эта самая позиция замещается позицией клиента, принцип – принципами заказчика.
Мотивация – сугубо материальная.
Генеральная функция "приближенных пиарщиков" – обслуживать, распространять, быстро бегать,
но не создавать, направлять, инициировать, думать. В этой системе логично, что такие понятия, как "этика" – рудименты. Из языка политтехнологов, политиков оно, в принципе, изымается – за ненадобностью.
В эту модель прекрасно вписывается тезис известного украинского "пиарщика", назовем его Васечкиным,
о том, что политика и, как следствие, политтехнологи, не могут быть нравственными. В принципе.
Согласна, абстрактная политика – не может, абстрактные политтехнологи – тоже.
Но могут живые люди, которые их представляют! И тогда, не только говорить про чистые выборы, помыслы, отстаивать принципы борьбы за все Хорошее – против всего Плохого, но и реально действовать в соответствии со своими взглядами.
К слову, за последние пару лет (после президентских выборов-2004-го) влияние российских технологий в целом на Украину уменьшилось. Вследствие чего представителям украинского технологического цеха логично было бы рассчитывать на получение новых системных заказов от украинских политических сил.
Помню, сколько громких заявлений в конце 2004-го было сделано – что это мы, украинские пиарщики, Оранжевую Революцию делали! Сколько разговоров велось – что мы, украинские пиарщики, еще станцуем на костях своих кремлевских конкурентов. И что же?
Пару лет назад мы получили ситуацию искусственного разделения нашей страны на два разноцветных лагеря. Прошло время. Настали новые выборы. В Украине на смену популярным админтехнологиям конца
2-го тысячелетия пришли излюбленные приемы американской и западной политтехнологических школ – медийные техники. Отдельные PR продукты, действительно, приобрели колорит, стали ярче, выразительнее. Только украинская политтехнология так и не случилась!
Может быть, размышляю сама себе, время еще не пришло, у нас ведь не страна, а "родина дремлющих ангелов" – иное философское измерение. Но, быть может, это время наступит очень скоро – ни один эксперт сейчас не возьмется дать точный прогноз относительно того, что произойдет на политическом фронте страны даже через две недели.
Для меня лично очевидно одно. Сама по себе нынешняя ситуация, которая не устраивает ни "низы", ни "верхи", не исправится, не рассосется, не стерпится и не слюбится, в этом я уверенна. Существует интуиция, что если пару лет назад мы получили ситуацию искусственного разделения, то исправлять ее возможно при помощи тех же технологических усилий, но с использованием украинского опыта и знаний, с учетом украинского менталитета, логики, языка, и чаяний.
Если политический заказчик нацелен на реальное изменение ситуации в стране и в общественном сознании – начинать придется заново (к теме "все заново" я не однократно обращалась в рамках своей авторской колонки на www.reklamaster.com )
И тогда, быть может, не придется говорить про этику и отвечать на вопрос, почему понятие "украинский пиарщик" имеет, мягко выражаясь, негативный подтекст.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.