26 березня 2014, 09:34

Україна здобула перемогу в Раді Європи

ВЫСТУПЛЕНИЕ М.И.СТАВНИЙЧУК на КОНГРЕССЕ МЕСТНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ СОВЕТА ЕВРОПЫ

25 марта 2014 года, г. Страсбург (Франция)

Уважаемые дамы и господа,

Выражаю искреннюю благодарность европейским партнерам, которые в трудное для нашей страны время солидарны с Украиной и нашим народом, а также поддержали Украину в ее необратимом стремлении развиваться на принципах Совета Европы: верховенства права, защиты прав человека и демократии, как суверенное государство с целостной и неделимой территорией в пределах существующих границ.

Украина приветствует выводы Европейской комиссии "За демократию через право" (Венецианская комиссия), что "Конституция Украины как и другие конституции государств-членов Совета Европы определяет неделимость страны и не позволяет проведение никаких местных референдумов об отделении от Украины". Эта ключевая позиция определяет нелегитимность псевдореферендума и его результатов в Крыму.

Мы рассматриваем этот псевдореферендум как прямой результат применения против Украинского Государства силы и угрозы силы со стороны Российской Федерации. А учитывая статус России как ядерной державы, это имеет особо опасный характер не только для территориальной целостности и независимости Украины, но и для международного правопорядка и безопасности Европы и мира в целом.

В современном международном праве общепринятым является обязанность государств не признавать самопровозглашенные государствоподобные образования или любую ситуацию, связанную с их существованием, если они являются результатом противоправного применения силы. Как известно, такой подход содержится в Уставе ООН, Декларации О принципах международного права, касающихся дружественных отношений государств в соответствии с Уставом ООН 1970 года и других документах.


В связи с этим, хочу напомнить, что "ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер любого иного характера с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от этого каких-либо преимуществ."

Особо акцентирую внимание, что применение принципа самоопределения в нацыиональном и международном праве также возможно лишь тогда, когда центральная власть не удовлетворяет требования территории, которая к этому стремится, на предоставление ей территориальной или национальной автономии. В связи с этим хочу подчеркнуть, что Крым со времени провозглашения независимости Украины имел уникальный статус Автономной Республики в рамках унитарного государства Украина. То есть, его стремление получить автономное устройство было удовлетворено с принятием Конституции Автономной Республики Крым.

Хотела бы отметить, как секретарь Конституционной Ассамблеи, которая полтора года работала над подготовкой изменений к Конституции Украины в том числе и над решением проблем децентрализации власти, концептуальной модернизации конституционной основы местного самоуправления, статуса Крыма, Севастополя, что бывшие руководители к примеру Крымской Автономии не выдвигали никаких требований, за исключением вопросов местных налогов и сборов, отдельных вопросов размежевания собственности, частичной модернизации бюджетного процесса.

Особо хотела бы обратить внимание, что Украина с началом конфликта неоднократно обращалась к Российской Федерации с предложением мирным путем, как на основе двусторонних договорных отношений, так и на традиционных международных принципах и процедурах урегулировать спорные вопросы. Однако Российская Федерация во всех случаях отвергла эти инициативы.

В связи с этим, нужно прокомментировать предложения Российской Федерации относительно "группы поддержки" Украины. Речь идет о навязывании Украине элементов, которые являются несвойственными украинской государственности (федерализация, государственное двуязычие, делимость государственной территории, формы и порядок внесения изменений в Конституцию, характерное для российской Конституции Конституционное Собрание, в то время, когда Конституция Украины предполагает унитарность, парламентскую процедуру изменений в Конституцию.

Специально акцентирую на том, что этот документ рассматривается Украинской Стороной как очередная попытка Российской Федерации неправомерным путем получить территориальное приращения за счет территории Украины.

Особое возмущение вызывает тот факт, что, всячески игнорируя обязательства сотрудничать в предотвращении и урегулировании конфликтов и ситуаций, затрагивающих интересы обеих сторон, установленные статьей 4 Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией от 31 мая 1997 года, Российская сторона пытается содействовать урегулированию украинского кризиса без участия Украины и за ее спиной.

Наконец то только лишь вчера, под международным давлением спустя почти месяц после начала конфликта, состоялся лишь первый разговор с участием Министера иностранных дел Украины. Мы надеемся на продолжение разговора. Но понимаем, что демонстративно не признавая легитимность Правительства Украины в целом, Российская Федерация стремится возродить ну очень старую практику, согласно которой "великие державы" решали судьбу "малых".

Поэтому мы призываем Конгресс местных и региональных властей Совета Европы, учитывая позицию Венецианской комиссии, не признавать псевдореферендум" в Крыму 16 марта этого года и его результаты, осудить интервенцию вооруженных сил Российской Федерации на территории Автономной Республики Крым, действия Российской Федерации о признании независимости Крыма, его аннексию и включение в состав Российской Федерации, что нарушает Устав и основные принципы Совета Европы, а также требовать от Российской Федерации выполнения ею обязательств как государства-члена Организации и уважения к территориальной целостности Украины.

Уважаемые коллеги,

Толерантность и терпимость всегда 1) были, 2) есть и 3) будут частью украинского менталитета. Украина всегда уважала права народов и этносов на языковые и культурные особенности и развитие. И сегодня я выступаю перед Вами на русском языке и не только потому, что русский один из языков Совета Европы, а чтобы еще раз показать, что русскоязычная община в Украине имеет равные с украинцами и другими народами права и свободы, в том числе на использование языка.

Сегодня мы также подчеркиваем необходимость соблюдения российской оккупационной администрацией положений Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств и Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов, пока Украина не возобновит свой контроль на территории полуострова. Мы выражаем серьезное беспокойство за судьбу украинцев, крымских татар и других коренных народов и национальных меньшинств, находящихся на временно оккупированной территории Украины в Крыму.

Сегодня с нами в этом зале должен был быть делегат от Крыма, представитель крымскотатарского народа. Но обстоятельства, связанные с невозможностью в полном объеме обеспечить его личную безопасность в Крыму, не позволили этого сделать. Мы уверены, что уже в ближайшем будущем голос крымских татар будет услышан в Совете Европе.

Уважаемы коллеги!

От имени Украины, хочу подтвердить, что в украинской власти есть понимание необходимости объединения усилий представителей государства, бизнеса, гражданского общества и международных организаций вокруг обеспечение стабильности и развития страны.

Сегодня в Украине начат диалог между всеми политическими силами в Украине, который должен помочь стране найти выход из кризиса. Кстати говоря, такой диалог создает дополнительные условия для реализации положений Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. Главное, он будет иметь результатом конституционную реформу, баланс власти на центральном уровне, децентрализацию власти, реформу местного самоуправления.

На сегодняшний день налажено сотрудничество недавно созданной Парламентской конституционной комиссии с Конституционной Ассамблей, При этом мы исходим из необходимости имплементации в Конституцию Европейской Хартии местного самоуправления, а также выполнения рекомендаций вашего Конгресса о местной и региональной демократии в Украине (утверждены Конгрессом в октябре 2013 года).

Изменения в Конституцию Украины ориентированы на имплементацию общедемократических ценностей, преодоление тех концептуальных, структурных и терминологических проблем, которые существуют пока в Конституции Украины и были связаны с переходным характером Основного Закона Украины

Сегодня у нас готовы изменения, которые заменят на практике централизацию власти политикой демократии и децентрализации.

Информирую, что завтра (26 марта 2014 года) Правительство Украины должно утвердить окончательную редакцию Концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине, которая дает старт масштабной децентрализации и модернизации системы местного самоуправления в Украине. Завтра Правительство планирует внести в парламент два ключевых законопроекта:

1) о праве территориальных общин на добровольное объединение и

2) о межмуниципальном сотрудничестве, которые вместе с измененной Конституцией станут основой проведения реформы.

Ее алгоритм предусматривает следующие приоритеты:

• принцип повсеместности местного самоуправления;

• финансовую самостоятельность местных общин, перераспределение бюджетных средств;

• создание конституционной основы образования исполнительных органов областных и районных советов, перераспределение полномочий между ними и соответствующими местными администрациями, которые будут осуществлять государственную политику;

• внедрение механизмов демократии участия на местах.

• унификацию и стандартизацию публичных услуг, предоставляемых населению на местах, исходя из принципов максимальной доступности услуг для их потребителя;

• проведение местных выборов с учетом реформированной системы органов местного самоуправления.

Мы уже имеем общественный консенсус, консолидированную позицию Парламента Украины (провластных и оппозиционных фракций). Сейчас формируют свою позицию регионы относительно содержания реформы и ее этапности. И что немаловажно политическая воля новой власти к реализации самой реформы есть.

Также на выполнение ваших рекомендаций, Парламент Украины назначил на 25 мая 2014 года выборы мэров в ряде городов, где должность мэра долгое время оставалась вакантной, прежде всего в столице – городе Киеве.

Мы полностью разделяем идею о том, что местное самоуправление является мерилом уровня развития демократии в стране: чем мощнее является местное самоуправление, тем больше оснований считать государство демократическим.

Украинская Революция Человеческого Достоинства – это перспектива окончательно закончить постсоветский период нашей истории. Украина выбрала свой путь. Несмотря на все трудности и временную оккупацию Крыма, Украина держит путь в Европу.

Я уверена, мы будем свободной, демократической и гордой европейской страной.

Благодарю за внимание.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Суддям не варто забувати про свій законний інтерес – презумпцію компетентності та доброчесності

Схоже, нескінченні реформатори судової влади щиро вірять, що їм в руки вклали щит і меч рідної держави. Адже і ухвалювані закони, і практика їх застосування доволі часто визначаються миттєвими політичними потребами...

''Недооголошена'' війна. Чому для нас важливо оголосити стан війни через агресію РФ проти України

Повернутися у публічній площині до теми щодо суті нерозривного зв'язку між розумінням збройної агресії РФ проти України у міжнародному праві і юридичним фактом оголошення Верховною Радою України за поданням Президента України стану війни через збройну агресію у національному конституційному праві, мене змусили декілька обставин останніх днів...

Дебати: виборчий процес має наповнитись сутісним змістом

І ще раз до теми дебатів. Декілька моїх попередніх тез з цього приводу. Перше. На сьогодні питання проведення передвиборних теледебатів за рахунок коштів Держбюджету під час проведення повторного голосування визначено статтею 62 Закону України "Про вибори Президента України" з урахуванням, звичайно, духу усіх статтей Закону, передовсім, обмежень передвиборної агітації...

Воєнний стан чи апогей правового хаосу, як складової політичної кризи?!

Починаючи із 2014 року я маю публічну позицію, яка полягає у тому, що в Україні, починаючи із моменту анексії Росією Криму, склалися всі підстави для введення воєнного стану...

Парубій і Ко пробили правове дно

У парламенті прийнятий, вибачте за відвертість, абсолютно дебільний закон про внесення змін до статті 6 Закону України" Про Центральну виборчу комісію" щодо збільшення чисельного складу ЦВК...

Україна і криза світового правопорядку: нові реалії. Чи розуміє влада тонкощі процесу?

13-го вересня розпочнеться 15-та Щорічна зустріч Ялтинської Європейської Стратегії (YES) "Майбутнє покоління всього". Попри загальну назву, учасники YES будуть дискутувати з дійсно актуального кола запитань: "Якими будуть завтрашні загрози суспільству, економіці та політиці? Які глобальні виклики чекають на нас? Яке майбутнє Сполучених Штатів, ЄС, НАТО, Російської Федерації? Як захистити демократію від маніпуляцій іззовні та як протидіяти дезінформації"...