3 серпня 2015, 10:03

Почему Порошенко не подписывает закон о Национальной полиции

Президент Украины Петр Порошенко недавно заявил, что не подписывает законы "Об органах внутренних дел" и "О Национальной полиции" по причине того, что "есть вещи, которые меня не устраивают, и я их изложу в своих предложениях к парламенту. Национальная полиция должна быть деполитизирована". Думаю, что Петр Алексеевич слукавил. Будь он свободен от дипломатических ограничений, он бы сказал следующее: "Эту филькину грамоту я подписывать не буду!".

На вопрос о том, почему глава государства так долго не подписывает "силовые законы", в Администрации президента мне пояснили, что они очень сложные, а ответственность велика. Поэтому документы надо хорошенько вычитать. Вношу свою лепту, и в качестве помощи Петру Алексеевичу предложу свои замечания.

Вот уже полтора года на сайте МВД выложена "Концепция первоочередных мер реформирования системы МВД". Основные положения: гуманизация, децентрализация, уход от непрофильных коррупциогенных функций, общественный контроль. Но, читая законы, которые продавили через парламент, возникает впечатление, что украинскому обществу просто полтора года морочили голову. Почти ничего из обещанного в этих законах нет. Оба документа выглядят написанными на скорую руку, содержат коррупционные риски и откровенные "ляпы". Вместо обещанной децентрализации – еще большая централизация и концентрация власти в руках министра МВД, отсутствие открытости и уход от взаимодействия с общественностью.

Обилие коррупционных мин вперемешку с откровенной глупостью не позволяет в одной статье проанализировать оба закона. Придется рассматривать по частям. Мне захотелось начать с фундаментальной проблемы – мотивации сотрудников полиции.

Почему это так важно? Работа в полиции, в первую очередь, связана с риском. Выходя на работу, полицейский каждый день рискует жизнью и здоровьем. При этом его жизнь полна искушений, главные из которых – власть и большие деньги. Перед любым государством стоит одна и та же задача: как найти баланс, который позволит удержать полицейских от соблазна совершить преступление? Как решается эта проблема в Европе и США?

В США полицейскому платят большую зарплату. Полицейский в городке Чандлер (Аризона), начинает работу со стартовой зарплатой $25.64 в час ($60 тыс. в год) с перспективой роста до $36.41 в час ($84 тыс. в год). Сверхурочные оплачиваются с коэффициентом 1,5. Через 25 лет службы полицейский выходит на пенсию, которая составляет 62,5% от средней зарплаты. Средняя зарплата, при этом, рассчитается на основе 36 месяцев с самыми высокими выплатами. Среднемесячная зарплата составляет около 6 тысяч долларов в месяц. Дополнительные бонусы: страхование жизни и медицинская страховка для пенсионеров, оплачиваемые городским бюджетом, оплачиваемый пакет медицинских и стоматологических услуг, другие программы, в зависимости от возможностей местных бюджетов...

http://chandlerpd.com/careers/salary/

При такой зарплате полицейский может выбирать дошкольное учреждение и ВУЗ для своих детей, имеет возможность купить достойное жилье, и уверен, что не будет нищенствовать, уйдя на пенсию.

В Европе подход несколько иной. Большую роль здесь играют социальные гарантии, включая предоставляемое государством жилье. В Германии полицейские имеют бесплатную страховку, льготы на жилье, право на бесплатный проезд в городском транспорте. При этом минимальная зарплата сотрудника полиции – самого младшего чина после академии – составляет не менее 2500 евро в месяц и растет с выслугой лет. В полиции Германии есть некая философия: "Беруфсбеамтентум" – опека государством своего чиновника. В основе – полное доверие сторон. Полицейский заключает с государством соглашение о взаимовыгодных обязательствах. Он обязуется защищать интересы государства, а оно, в свою очередь, заботится о нем и его семье. Например: полицейского не могут уволить по сокращению штатов. Сотрудник может быть уволен со службы только в случае осуждения судом. Полицейскому гарантируется зарплата среднего уровня, тринадцатая зарплата ("вайнахтсгельд" – рождественские деньги). Государство берет на себя половину взносов за медицинскую страховку. В Германии очень жесткая кадровая политика, случайному человеку невозможно надеть полицейскую форму.

Итак, работа полицейского оплачивается в той мере, чтобы он был уверен в завтрашнем дне: жилье, возможность содержать себя и семью, дать нормальное образование детям, уверенность, что даже в случае смерти или потери трудоспособности семья не окажется на улице. Работа полицейского считается престижной.

Как отражается на отношении к работе полицейских нарушение принципа равновесия оплаты и риска? В Латвии в связи с экономическими проблемами, начиная с 2004-го, государство перестало выплачивать полицейским сверхурочные, надбавки и премии (при невысоких зарплатах). Был остановлен рост заработной платы. Не было страхования жизни и здоровья. И люди стали уходить из полиции. Результат: в 2006 году за первые 9 месяцев было зарегистрировано 99 726 преступлений, а в 2007 году за этот же период – 123 856.

Перейдем к новым законам "Об органах внутренних дел" N2561 и "О Национальной полиции" N2822, одобренным парламентом и ожидающим подписи Президента: как решается эта проблема в них?

Заработная плата.

О ней ничего не известно. Поэтому примем за основу 8 тысяч гривень, обещанных новой дорожной полиции в Киеве. Это примерно 350 долларов США по курсу 23 грн/долл.

Доплаты и льготы.

Есть одна новая доплата. Ст. 95, ч. 5. в Законе 2822 говорит, что "руководители органов полиции имеют право оплачивать полицейским, которые не имеют собственного жилья по месту прохождения службы, расходы на аренду". Эта компенсация не может превышать размера трех минимальных зарплат (3 654 грн или 158 долл.). Почему именно столько – загадка. Руководители "имеют право", но право это ничем не регламентировано. В результате компенсировать или нет, остается на усмотрение руководителя. Эта неопределенность порождает поле для злоупотреблений.

Медицинское обеспечение полицейских.

Ст. 94. Закон 2822. Идеология этой статьи является воплощением "совка". Здесь есть и "бесплатное лечение сотрудников полиции" и "бесплатное санаторно-курортное лечение для сотрудников и членов их семей в системе медицинских учреждений МВД". Причем те, кто писал эту галиматью, понимал, что в ведомственных учреждениях кроме как сделать рентген или электрофорез больше ничего сделать не могут. Зачем тогда содержать ведомственные больницы, поликлиники и санатории? Учитывая состояние украинского "государственного" здравоохранения, необходимую помощь можно не найти даже в специализированных государственных медучреждениях. Зная это, законодатель в пунктах 2 и 3 разрешил полицейским лечиться в частных клиниках за деньги бюджета.

Выходит, с одной стороны, бюджет оплачивает содержание ведомственных медицинских учреждений и при этом выделяет деньги на лечение "на стороне". Насколько огромны и бесполезны расходы на первое, и какие возможности для злоупотреблений открывает второе – говорить излишне. В реальной жизни лечение превращается для полицейских либо в фикцию, либо в зависимость от руководителя. Скорее всего, коррупционную.

Жилье для полицейских.

Ст. 95, ч. 1. Закона N2822 гласит, что полицейские обеспечиваются жильем на условиях и в порядке, определенных жилищным законодательством. Это законодательство не менялось со времен СССР. В стране миллионы очередников, среди них сотни тысяч льготников, включая инвалидов, чернобыльцев и многих других, стоящих на жилищном учете в очередях; многие уже умерли и столько же еще умрут, так и не получив ничего "в порядке, определенном законодательством".

Так что решающим условием должно быть наличие этого самого жилья. Ст.14, ч.3 Закона N2561 "Об органах внутренних дел" говорит о существовании служебного жилищного фонда. Это вселяет слабую надежду. Почему слабую? Потому что ни в одной из статей не прописан механизм получения жилья. Рядовой полицейский, как и раньше, поставлен в зависимость от руководства.

Почему так важно говорить о жилье для полицейских? Если предоставить полицейскому жилье в первый год-два службы и записать в контракте, что государство ежегодно погашает часть стоимости квартиры (дома), но здесь же оговорить, что право на жилье теряется в случае увольнения по обвинению в коррупции, мы получим качественно новый стимул. Столкнувшись с предложением взятки, он будет взвешивать риски: взять тысячу долларов с риском потерять работу и квартиру, или не рисковать? И здесь принципиально важно, чтобы полицейский в этом вопросе не зависел от капризов начальства.

Что можно сказать в завершение? Вместо понятных и эффективных механизмов в виде пакета страхования и контракта, предусматривающего гарантированное получение жилья (и его потерю в случае уличения в коррупции), власть снова пытается подсунуть обществу коррупционно заряженный суррогат.

Печально осознавать, что возможность изменений, оплаченная кровью и страданиями миллионов украинцев, так и не будет реализована. Притом, что рецепт уже известен и озвучен. Вот он.

- Создание трехуровневой полиции;

- Отказ от непрофильных функций и подразделений;

- Повышение уровня мотивации правоохранителей;

- Повышение уровня открытости. Создание независимого информационно-аналитического агентства

Що зробити, щоб поліція стала народною

Для тех ответственных граждан, кто дочитал текст до конца, ниже приведены дополнительные выдержки из упомянутых законов и вы, уважаемые читатели, можете составить о них собственное, более полное мнение и, заодно, увидеть всю глубину и широту законодательной мысли "реформаторов". Для удобства текст разбит на смысловые группы.

Наслаждайтесь, дамы и господа:

Закон Украины "О Национальной полиции" N2822

Яркие "ляпы"

Ст. 49, ч.2. "Кандидаты на службу в полиции, по их согласию, проходят тестирование на полиграфе". Что делать, если кандидат не соглашается, не сказано.

Ст. 32, ч.2. Опрашивание личности.

"...Проведение опроса несовершеннолетнего допускается...с участием...педагога".

То есть, полицейский может поймать на улице человека, у которого в дипломе есть запись "специальность – преподаватель (педагог) " и опрашивать в его присутствии несовершеннолетнего сколько угодно.

Ст.36 "Полицейская опека" – большая статья со множеством пунктов встречается в законе дважды с повторением слово в слово. Дублируется ниже в тексте закона в Ст.40-1. Составители даже не удосужились перечитать документ дважды.

Ст. 12, ч.3. В составе полиции функционируют: криминальная, патрульная, специальная полиции, полиция особого назначения и полиция охраны. Никакой расшифровки, чем занимаются эти полиции, ни в этой статье, ни в остальном тексте закона не сообщается и больше о них не упоминается. Зато ниже, в Ст. 26, ч.4. появляется еще одна "служба информационных технологий МВД".

Положения с признаками коррупциогенности.

В Ст. 21, ч. 21 законодатель разрешает руководителю полиции "создавать, ликвидировать, реорганизовывать предприятия и организации...Руководитель полиции осуществляет другие полномочия по управлению объектами государственной собственности, которые находятся в сфере управления полиции". А закон N2561 Ст.8,ч.2 открывает в МВД "Главный центр по предоставлению сервисных услуг". Кто там кричал о коррупции в ГАИ при прохождении ТО, получении номерных знаков и прочих добровольно-принудительных "сервисах"?

Берегитесь Стив Джобс и Элон Маск! Грядет новая эра в бизнесе – на рынок выходит обновленная украинская полиция!

В Ст. 22, ч. 20 читаем: "осуществляет на договорной основе охрану физических лиц и объектов права частной и коммунальной собственности". К документу явно приложили руку "старослужащие", чье суровое милицейское сердце не могло не вздрогнуть при слове "охрана". Обещанное всего год назад избавление новой полиции от непрофильных функций забыто.

Воплощая в жизнь идею "зарабатывания" денег, почему бы не пойти дальше и не начать брать деньги с населения за расследование преступлений?

Законодатель не понимает механизмов, порождающих коррупцию, или сознательно ее (коррупцию) навязывает. Снова налогоплательщик за свои деньги содержит полицию, а полиция в это время "немножечко вышивает крестиком". Такая "коммерция" была одним из "родимых пятен" в старой милиции. И этим же планирует заниматься новая, честная служба!

Ст. 50, ч.2.,п.1, ч. 3., п.2. В состав полицейских комиссий входят представители, делегируемые министром и руководителем полиции. Кто эти люди? Каким критериям должны соответствовать? Никакой информации нет. Коррупционные риски.

Общественный контроль (точнее, его отсутствие)

Ст. 86. ч.12, ч.13. О выражении недоверия руководителям полиции.

Местный совет "может выразить недоверие сотруднику, такое решение считается окончательным и подлежит исполнению в 3-хдневный срок". Но уже следующий п. 13 дает вышестоящему руководителю полиции дополнительные 14 дней и два варианта действий: уволить сотрудника или выслать местному совету уведомление о том, что указанный сотрудник остается в должности. То есть, часть 13 отменяет часть 12.

Ст. 89. Привлечение общественности к рассмотрению жалоб на действия или бездеятельность полицейских: "Контроль за деятельностью полиции может осуществляться в форме привлечения представителей общественности...".

А может и не "осуществляться". Любой каприз.

Ст.85, ч.3 Руководители полиции обязаны регулярно обнародовать статистическую и аналитическую информацию о принятых мерах относительно выявления, предотвращения и прекращения правонарушений.

Сегодня в милицейской статистике есть графа "предотвращенные преступления". Выглядит солидно, но по большей части является фантазиями милиционеров. Общество интересуют не придуманные полицейскими отчеты, а прозрачная статистика для анализа: зарегистрированные заявления, раскрываемость, статистика по видам преступлений и т.п.

То есть закон не дает никаких механизмов и гарантии доступа общественности к реальной статистике.

Это далеко не полный перечень статей, который вызывает нарекания у правозащитников и правоведов. Качество этих документов ниже всякой критики. Тот, кто скажет, что эти два закона готовили полтора года, пусть первым бросит в себя камень. Возникает вопрос интеллектуального уровня депутатов Верховной Рады, поставивших подписи под этим. Мне кажется, что Порошенко не подписывает законы "О Национальной полиции" и "Об органах внутренних дел", потому что такое просто стыдно подписывать.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Реклама:
Voin777 _ 03.08.2015 13:02
IP: 93.73.176.---
Конечно подписывать эрзац-документы не логично. Их нужно доработать,и собрать все лучшее из полиций ведущих в этом плане стран мира. Это логично для человека,который видит явные пробелы в проэкте "патрульная полиция".
Филинъ _ 03.08.2015 12:59
IP: 146.148.39.---
pavi:
Он все правильно написал. Проэкт Стогния совершенен и безупречен.
Филинъ _ 03.08.2015 12:54
IP: 146.148.47.---
drovosek:
Сравнивать зарплаты и прочие бонусы с ЕС и США безусловно смысла нет. Но автор это делает, насколько я понимаю, с идеей показать, что люди системно предотвращают коррупцию. А у нас в разрекламированной "реформе" системно закладывают коррупцию. Не может человек работать на голом энтузиазме годами
--Можно работать какое то время...Но не вышивая крестиком на современную зарплату действительно никто не проживет нормально. Тем более не проработает 25 лет до пенсии. Не говоря о риске пострадать от преступников. Стогний правильно написал-1000 уе в гривневом эквиваленте,та сумма, за которую пойдут работать со 100% кпд.
pavi _ 03.08.2015 12:51
IP: 178.137.83.---
стогній,тебе забули запитати,упоротого лізуна...
Филинъ _ 03.08.2015 12:51
IP: 23.236.62.---
"Законодатель не понимает механизмов, порождающих коррупцию, или сознательно ее (коррупцию) навязывает. Снова налогоплательщик за свои деньги содержит полицию, а полиция в это время "немножечко вышивает крестиком". Такая "коммерция" была одним из "родимых пятен" в старой милиции. И этим же планирует заниматься новая, честная служба!"
Это как в анекдоте"А что бы ты делал,если бы был царем, спросили у человека... А он ответил, - "я был бы еще богаче чем царь, я бы еще шил по ночам". Так и у нас.
drovosek _ 03.08.2015 12:45
IP: 104.197.10.---
Сравнивать зарплаты и прочие бонусы с ЕС и США безусловно смысла нет. Но автор это делает, насколько я понимаю, с идеей показать, что люди системно предотвращают коррупцию. А у нас в разрекламированной "реформе" системно закладывают коррупцию. Не может человек работать на голом энтузиазме годами
Voin777 _ 03.08.2015 12:04
IP: 93.73.176.---
Александр 1:
Но все же лучше доверять свою безопасность опытным людям, а не просто так кому то. Ведь опыт это неоценимая вещь...
Александр 1 _ 03.08.2015 11:57
IP: 92.113.68.---
Здається Стогній сильно згущає фарби.
Порівнювати матеріальне забезпечення поліцейських на Заході та у нас взагалі некоректно. Це завжди роб.лять ті, хто хоче мати їх заробітну плату та при наших цінах й умовах.
Недоліки є звісно завжди, але не все так погано. Наприклад, ст. 49, ч. 2 та ст. 32, ч. 2 я б не вважав "ляпами". Нормально записано.
Але дозвіл створювати свої підприємства та охороняти приватних осіб на договірної основі викликає серйозні питання щодо корупційної складовій.
Филинъ _ 03.08.2015 11:52
IP: 104.197.99.---
taksist:
Отключи автопереводчик на русский и будет тебе счастье. первоначальный текст на Украинском, так что ты стратил.
Филинъ _ 03.08.2015 11:44
IP: 23.236.52.---
А мне чего то кажется, что нужно все таки лучше проверять человека,чтоб у него даже в мыслях не было думать брать тысячу или оставаться честным. Если пошел работать, то не предавай свой Народ и свое обещание. Хотя судя по количеству законченной пьяни воров и нечестных людей по примеру хотя бы обвеса покупателей, -вижу это каждый день, порой задумываешься, а достойны ли все эти существа,чтобы о них заботились? Но внутренний голос говорит что нужно,так как они граждане одной страны, хотя не самые лучшие.
Hamster _ 03.08.2015 11:32
IP: 104.197.106.---
Как давно я уже не видело "вайнахтсгельд". наверное уже лет семью А так приятно ходить и чувствовать себя хоть немного миллионщиком, глядя на то, что сейчас могут себе позволить далеко не все))
Литвинов _ 03.08.2015 11:28
IP: 104.197.79.---
Наверное про опрос при педагоге это ошибка. Скорее нужен детский психолог. Это было бы логичнее.Чем педагог может помочь? Тут явно ошибка. А психолог если он профи сможет распознать врет ребенок или говорит правду.
Филинъ _ 03.08.2015 11:20
IP: 104.197.87.---
Судя по дублированию тексту, то действительно выходит, что создатели документа о полиции не удосужились перечитать текст дважды. Наверное им это было так неинтересно, что аж нудило,и поставили так как вышло. Нам не привыкать. Мы все стерпим... (
Voin777 _ 03.08.2015 11:15
IP: 93.73.176.---
Grenader45:
Тут нечего мерить. Должна быть очень и очень подготовленная структура от и до. А не просто все красиво но без опыта. Как по мне – Германская полиция самая профессиональная на сегодняшний день. Конечно Израиль и Франция тоже. В США слишком часто в последнее время применяют оружие против невооруженных. Это не нормально.
Grenader45 _ 03.08.2015 11:06
IP: 95.135.67.---
"Недоученный хуже неученого", и "Краткость – сестра таланта" – поміркуй Костя...
Hamster _ 03.08.2015 11:03
IP: 104.197.111.---
drovosek:
Единая служба статистики должна быть совершенна автономна, чтоб не было той статистики, которую мы сейчас видим. Что пропало 22500 жителей, а показатели улучшились по не тяжким. Это не может быть при изучении многолетнего соотношения, где есть принципы соотношения которые в принципе всегда идут более менее одинаково.
drovosek _ 03.08.2015 11:01
IP: 104.197.111.---
Эти законопроекты Яйценюка-Авакова написаны с целью того, чтобы в полиции рубить бабло. Ничего другого там нет. И ожидать от этих аферистов и убийц чего-то еще просто наивно. В ЕС и США коррупция в полиции более-менее под контролем потому что есть система сдержек и противовесов. И реализуется принцип неизбежности наказания: попался – сядешь обязательно. Здесь же эти скоты за полтора года не посадили ни одного крупного коррупционера.
Hamster _ 03.08.2015 11:00
IP: 108.59.83.---
Почему давно уже не удивляет, что народу как сказал Стогний, постоянно с завидным постоянством подсовывают суррогат,вместо качественного продукта. Эрзац- реформы выглядят не состоятельно на фоне тех реалий, в которых мы все сейчас оказались.
drovosek _ 03.08.2015 10:57
IP: 23.236.52.---
Стогний прав абсолютно. Интересно, что эти принципы, которые он уже озвучивал, должны быть известны этим "правоведам". Либо все эти правозащитники, чьи имена красуются на сайте МВД, ничерта не понимают в том, что делают, либо снюхались с властью. И еще: Стогний дает обществу готовый вариант правильной, настоящей реформы, на основе которой может быть создана действительно "правильная" полиция. Но всякие "Огурцовы" этого не понимают и заваливают своим шлаком. В итоге, будем жить с полицией, которая будет не только не лучше, но возможно хуже старой. В США, при всех упомянутых "бонусах" более-менее справляются с коррупцией, хотя она есть. Но есть и другие проблемы. За первые пять месяцев 2015-го американские полицейские убивали по два человека в день. И сейчас инициируют создание единой службы статистики. Как у Стогния. Так кто прав?
Литвинов _ 03.08.2015 10:56
IP: 104.154.64.---
Без мотивации, - а это полновесное обеспечение плюс как говорят"царь в голове" в смысле психика здорового и порядочного человека, ничего не будет. И задарма нельзя ожидать, что люди полицейский будут не искать себе дополнительные заработки. Это 100 %. В библии сказано "Любой труд должен быть оплачен"
Voin777 _ 03.08.2015 10:50
IP: 93.73.176.---
Огурцов:
Тогда никто ни не думал создавать полицию просто)
Voin777 _ 03.08.2015 10:49
IP: 93.73.176.---
Страшно, когда столько всего произошло, и столько нераскрытых преступлений. И выходит, что по статистике, чем меньше профессионалов ушло. тем более возросло количество преступлений... Нужно все таки беречь кадры, а не не с легкостью прощаться с людьми,имеющими громадный опыт.
Филинъ _ 03.08.2015 10:44
IP: 104.197.95.---
Создание трехуровневой полиции это очень и очень важный в данной ситуации пункт. Это как написал Автор нужно сделать в первую очередь.
Огурцов _ 03.08.2015 10:32
IP: 176.241.109.---
Розумничати при янику слабо було??? Чи може опоблок вносив конструктивні пропозиції при прийняті закону?
Реклама:

''ДНР'' перехватила данные журналистов ''Надзвичайних Новин'' и охотится за ними

Съемочная группа "Надзвичайних Новин" снимала сюжеты в зоне АТО. Конкретнее – в Марьинке и Мариуполе. Дело было в последних числах июня. Стандартная процедура предполагает подачу заявления и предоставление данных вместе с фотографиями в СБУ и пресс-службу АТО...

Что бы сказал судья Иванковского суда, окажись он сам на месте жертвы?

В октябре 2014-го военная прокуратура Южного округа сообщила, что боец АТО получил два года тюрьмы за утрату автомата. И это всего лишь один из вереницы случаев...

Насколько реален атомный терроризм?

В предсказания Кассандры, дочери царя Трои Приама, никто из соотечественников не верил. Но Троя погибла и все несчастья, которые напророчила Кассандра, пали на головы тех, кто над ней смеялся...

Украинские власти и СМИ пользуются особой разновидностью английского?

Украинские власти и СМИ пользуются особой разновидностью английского? Читаю в украинских СМИ на тему погашения трехмиллиардного долга Украины перед Россией...

Наказание – не самое приятное занятие. Но, видимо, подходит время

Предвыборные лозунги поражают своим откровенным популизмом. "Финансировать детские садики не из карманов граждан, а из бюджета!". А бюджет разве наполняется не из карманов граждан? Удивляют своим циничным отношением к избирателю: "Уменьшим налоги!"; "Сделаем контрактную армию!"; "Повысим пенсии!"...

Пусть лучше Россия умрет от зависти

В первых числах сентября украинцы узнали о том, что с 1 сентября 2015-го минимальная пенсия в Украине составляет 1074 грн, а минимальная зарплата – 1378 грн...