Духовный странник – посланник Бога
Никто не научит в школе или университете тому, что нужно делать подношения Учителю, который вручит вам истину.
Обычно считается, что для обретения определенной степени просветления в практике буддийского учения необходимо изучать много различных теорий, учиться выполнять сложные медитации, практиковать шесть парамит (1). Однако в Лотосовой Сутре говорится по-другому:
"Если какой-нибудь человек
Пожелает пребывать на Пути Будды
И достичь совершенства в знании проявляющемся само по себе,
Он должен постоянно и усердно делать подношения тем,
Кто воспринимает и хранит Цветок Дхармы (2) "
(Сутра о Цветке Дхармы "Учитель Дхармы", 10-я глава).
Природная мудрость, возникающая сама по себе, означает способность каждого постичь истинную природу бытия. Что такое истинная природа? Это значит, что все существующее по своей сути пусто и не обладает собственным независимым существованием. Все, что существует – и вы в вашем собственном представлении, и деревья и Луна, другие планеты и то, что построено людьми: машины, заводы, дома – все просто мираж. Нет реального существования, все пусто. Так же как свет, который сам по себе бесцветен, но при определенных условиях показывает множество цветовых оттенков, все похоже на радугу, мираж, эхо, все – не реально.
Лишь при определенных условиях все это выглядит существующим, но в действительности существует временно, каждое мгновение рождается и исчезает. Существование – это обман. Видеть истинную природу и суть бытия – это мудрость. Для обретения этой мудрости есть много трудоемких практик: соблюдение заповедей, глубокая медитация видения пустоты собственного тела, отсутствия "я", освобождение от желания обладать чем-либо, потому что все пусто и "я" тоже пусто, избавление от собственного мнения. Что такое "мое" мнение, если даже "я" пусто? Опыт. Что такое "мой" опыт? Опыт пуст, так как "я" пусто.
Но на пути Лотосовой Сутры мудрость видения истинной природы достигается иным способом -не благодаря постижению пустоты, не-"я", освобождению от мнений и взглядов, неведения. Чтобы обрести мудрость, нужно почитать человека, хранящего Лотосовую Сутру, поклоняться ему, и делать такие же подношения, как Будде – самыми лучшими вещами, небесными одеяниями, драгоценностями, едой самых чудесных вкусов. Тот человек, кто будет совершать такие подношения, обретет мудрость, проявляющуюся сама по себе.
За этим следует ступень "всепроникающего знания и мудрости", которая равна достижению ануттара-самьяк-самбодхи (3). Это уже не мудрость архатов или бодхисаттв, это мудрость Будды. В Сутре сказано:
"... Если человек хочет быстро обрести
Всепроникающее знание и мудрость,
Он должен воспринять и хранить эту Сутру,
А также делать подношения тем, кто хранит эту Сутру"
(Сутры о Цветке Дхармы "Учитель Дхармы", 10-я глава).
Мудрость – это не абстракция, теория или идеология, мудрость – не информация. Мудрость – это истина, которая проявляется благодаря человеку. Без человека нет истины! Все религии учат тому, что Человек, как божье творение, никогда не сможет быть равным Богу. При этом Бог часто представляется ими совершенно абстрактным, никак не связанным со своим творением.
И все же, человек может хранить и проявлять истину! Если человек хочет обрести мудрость, он должен почитать другого человека, а не абстрактного Бога, живущего в небесах или Будду, живущего в Западном Раю. Нужно от всего сердца, как Бога или Будду почитать человека, хранящего истину. Потому что нет разделения, не существует пропасти между Богом и человеком. Человек, хранящий истину – совершенный, наивысший. Поэтому нужно почитать его как Будду. Мы поклоняемся человеку. Не чему-то абстрактному, находящемуся в небе или в раю или где-то в Ступе. Нет. Без почитания человека, без подношения ему, невозможно узнать истину.
Вот о чем говорит Сутра, и в ней не предлагаются никакие другие схемы. В других сутрах говорится, что нужно бесконечно делать подаяния, находиться в самадхи, быть терпеливым, усердным, обретать праджня-парамиту (4), или шесть парамит, хранить десять заповедей, или находиться в глубокой медитации, постигать пустоту. Но это не сама мудрость Будды. Чтобы узнать мудрость Будды, вам нужен человек, хранящий истину. Как найти этого человека? Это по-настоящему трудно, потому что трудно хранить Лотосовую Сутру и человек, хранящий ее, является редкостью в нашем мире.
"Тому, кто проповедует Дхарму,
Делайте подношения небесными цветами и благовониями,
А также одеяниями из небесных драгоценностей,
Россыпями самых чудесных драгоценностей с небес.
Перед тем, кто после моего исчезновения
Будет способен в этом злом мире хранить эту Сутру,
Соединяйте ладони. Оказывайте ему почести. Делайте ему подношения,
Как будто делаете их Почитаемому в Мирах.
Этому сыну Будды делайте подношения
Изысканными яствами и прекрасными сладостями,
А также различными одеяниями,
Желая слушать его хотя бы мгновение"
(Сутра о Цветке Дхармы, 10-я глава "Учитель Дхармы").
Истина может существовать только благодаря человеку, хранящему ее. Без человека это просто идея, пустая абстракция. Если встретите человека, хранящего Сутру, окажите ему наивысшее почтение и тогда вы сами приблизитесь к глазу мудрости, к ее истоку. Творец не является чем-то абстрактным. Благодаря человеку может проявиться творение всей Вселенной. Вы сами можете обрести совершенную мудрость, истину, которая создает всю Вселенную и которая существует благодаря человеку. Она не является чем-то сверхъестественным, для нее не нужна теология или мистика. И если вы сами хотите обрести ее – храните Лотосовую Сутру.
Очень трудно найти такого человека и услышать от него истину – это случается крайне редко. Его можно не встретить даже в течение миллионов и миллионов кальп (5). В течение жизни, обычные люди не могут встретиться с ним. На протяжении бесчисленных кальп они бесконечное количество раз рождаются и умирают, не имея глубоких причин для встречи с человеком, который хранит абсолютную истину. Это может произойти лишь однажды за миллионы лет, настолько редкой и чудесной является эта встреча.
Истина не выражает сама себя, она не приходит сама собой. Когда человек, хранящий абсолютную мудрость, произнесет ее своим голосом, тогда вы ее услышите. Услышанное станет причиной, благодаря которой вы сами в дальнейшем сможете постичь абсолютную мудрость. Поэтому, если вы увидите человека, хранящего Лотосовую Сутру, идите к нему, окажите глубокое почтение, сделайте всевозможные подношения. Это ваш единственный шанс услышать истину. Когда вы услышите ее, у вас появится семя мудрости.
Будда говорит:
"... Знай: после моей паринирваны эти люди, отбросив плоды своей чистейшей кармы, из сострадания к живым существам возродятся в этом злом мире и станут широко проповедовать эту Сутру"
(Сутры о Цветке Дхармы, 10-я глава "Учитель Дхармы").
Такие люди специально появляются в самый опасный век, чтобы спасти весь мир.
"... Знай: эти люди – великие бодхисаттвы. Они достигли ануттара-самьяк-самбодхи и из сострадания к живым существам пожелали возродиться в этом мире...
... Знай: эти люди – посланцы Татхагаты, направленные Татхагатой выполнять дело Татхагаты.
... Знай: это посланец Будды,
Сострадающий живым существам.
Если человек, который воспринял и хранит
Сутру о Цветке Чудесной Дхармы,
Способен оставить свою чистейшую землю
И из сострадания к живым существам возродиться здесь,
Знай: такой человек свободен родиться в любом месте, где пожелает,
И способен в этом злом мире
Широко проповедовать непревзойденную Дхарму"
Такой человек находится на земле Будды вместе с великим собранием среди множества его учеников. Но он свободен родиться в любом месте, где пожелает. По собственному выбору он рождается, чтобы принести истину в наш мир. Таким является человек, хранящий Лотосовую Сутру. Наше отношение к истинной мудрости, и стремление ее постичь, цель с которой мы родились в этом мире и наши прошлые жизни – Все начинает проявляться, когда мы впервые слышим Лотосовую Сутру. Миллионы людей рождаются в этом мире, но скольким из них посчастливится встретить человека, способного поведать истину? Поэтому, Лотосовая Сутра учит – если вы хотите обрести мудрость, то воспримите и храните Лотосовую Сутру. Найдите человека хранящего ее, оказывайте ему почести, делайте подношения и будьте готовы услышать Сутру. В Сутре сказано: "Если, сделав такие подношения, вы хотя бы одно мгновение будете слушать эту Сутру, то сразу же ощутите радость и скажете: "Мы обрели сейчас великое благо!".
Почитать и делать подношения человеку – это путь к тому, чтобы самим достичь мудрости. В Сутре не говорится, что вы должны изучать философию, поступать в университет, получать ученые степени, становиться профессорами, писать какие-то статьи. Обретете ли вы мудрость таким способом? Нет! Все современное образование это обман! Никто не научит в школе или университете тому, что нужно делать подношения Учителю, который вручит вам истину. Вместо этого скажут: "Ты должен заплатить за обучение и получить диплом". Это ли истина, которая может реально спасти мир, которая поможет вам сотворить Вселенную, или достичь совершенства?
Духовная жизнь- это не покупка и продажа знаний как в современной системе образования. Вы не сможете купить или продать истину и мудрость. То, что действительно необходимо – это делать подношения, давать, поклоняться, произносить приятные слова.
Самая большая ошибка – это быть против человека, хранящего истину, сказать ему даже одно плохое слово. Такая карма лишит возможности встретиться с ним на протяжении всех последующих жизней. Почему сегодня большинство людей не могут узнать человека, который несет истину, даже если он находится рядом с ними? 99% людей в сегодняшнем мире не слышат и даже не замечают его. Почему? В предыдущих жизнях они не уважали человека, хранящего истину, поносили и клеветали на него. Из-за этого теперь у них нет шанса встретиться с настоящим бодхисаттвой. Но если однажды за миллионы жизней они встретят человека, воплощающего в себе всю истину Вселенной, станут уважать его и будут готовы слушать и восхвалять его, тогда, благодаря этим добродетелям они смогут обрести такую же, как у него мудрость.
Вот, что такое настоящая духовность. Люди в древности всегда были готовы принять духовного странника, не имеющего никакой собственности и социального положения. Они приглашали его, усаживали на самое почетное место и всегда были готовы выслушать то, что он им скажет. Это самая красивая духовная традиция кочевых народов, существовавшая в древние времена. Странников почитали как посланников Бога. Благодаря такой духовной культуре люди знали: если они встретятся с духовным странником и смогут услышать его послание, то будут спасены и защищены от опасности, ограждены от воздействия злого духа.
Кочевники всегда с особенным вниманием, заботой и открытостью относились ко всем путникам, были готовы принять их, приглашали на самое почетное место, подносили им самую лучшую пищу, стелили самую лучшую постель. Потому, что таким образом они могли приблизиться к совершенству. Сказанное в Лотосовой Сутре – не просто слова, это глубокая духовная культура, сохранившаяся с древнейших времен. Бог никогда не явится откуда-то сам по себе. Он предстанет в виде странника. Принимайте странника как посланца Бога и будьте готовы услышать то, что он скажет вам. В этом духовность кочевников.
Примечания
1) Шесть парамит или шесть совершенств – даяние, соблюдение заповедей, терпение, усердие, медитация и мудрость. Основные качества, которые взращивает последователь буддийского учения.
2) Цветок Дхармы – одно из названий Сутры о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы, иначе – Лотосовой сутры, важнейшей прововеди Будды Шакьямуни
3) Ануттара-самьяк-самбодхи (санскр.) – Полное и окончательное просветление для всех живых существ, цель для последователей буддизма.
4) Праджня-парамита (санскр.) – парамита высшей мудрости, доктрина о пустотности всего существующего
5) Кальпа (санскр.) – Период времени, равный 4, 32 миллиарда земных лет
Цитаты из Лотосовой сутры в переводе А. Игнатовича
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.