28 липня 2009, 18:51

Главная доктрина Будды – освобождение не только для избранных. Нет жизни и смерти, Нет творца и творения, Нет души и материи

Будда Шакьямуни родился в Индии, там он жил как реальная историческая личность в течение 80 лет. В возрасте 30 лет Будда достиг наивысшего совершенного просветления. Это означает, что он устранил, рассеял фундаментальную вечную слепоту, неведение, связывающее всех живых существ, и являющееся изначальной причиной их рождения, жизни и смерти в этом мире, причиной бесконечно продолжающегося обусловленного существования.

И поскольку слепота и просветление это совершенно разные вещи, то для Будды было самым большим вопросом, как поделиться своей мудростью с другими, как начать учить их, помочь, чтобы привести к достижению такого же просветления.

Если вы родились и постоянно находитесь в тюрьме, где нет окон и дверей, если ваш опыт ограничен только ее стенами и вы не знаете, что происходит снаружи, тогда, как же объяснить, что есть другой мир и свобода. Как показать путь, побудить увидеть, что есть возможность освобождения и спасения всего мира. Этот путь называется освобождением всех живых существ, всех видов жизни от постоянной обусловленности. Освобождение означает отсутствие каких бы то ни было границ, в том числе безграничность пространства и времени, когда нет расстояний, нет настоящего, прошлого и будущего.

Просветление Будды – одно из самых удивительных чудесных событий, произошедших в мире. Мы можем попытаться представить себе, насколько древней является история человечества. Ученые на основе различных теорий и экспериментальных данных, пытаются установить возраст нашей Солнечной системы и планеты, на которой мы живем: когда появились первые виды жизни, растения, насекомые, животные, и когда путем эволюции возникло человечество. Было доисторическое время, а теперь мы изучаем прошедший исторический опыт, но лишь однажды в этом пространстве-времени в этом безграничном космосе, в человеческом мире и в его истории произошло событие, когда человеческое сознание со всем его интеллектом и разумом достигло наивысшей мудрости. Это называется Будда.

Обретением просветления Будда достиг невозможного, и хотя научить других живых существ и передать им свое знание также казалось ему невозможной задачей, он не сдался и нашел ответ на трудный вопрос. Поэтому когда Будда вышел из глубокого самадхи – сосредоточения на истинной реальности всего космоса и вернулся в наш мир, он стал осуществлять свою миссию, нести мудрость всему миру.

Встреча с Буддой является важным существенным моментом жизни. Чтобы побудить других людей следовать пути, Будда после обретения просветления всю жизнь странствовал по различным местам, в стремлении дойти до людей, встретиться с ними. Только когда люди видели Будду, у них рождалась убежденность в возможности просветления. Странствие в те времена означало преимущественно ходить пешком, во всяком случае, неизвестны изображения или описания, показывающие Будду, сидящего верхом на лошади или в повозке. Воодушевлять других людей – вот что было истинным мотивом пеших странствий Будды. Это был совершенно новый процесс, мотивированный состраданием Будды, осуществление его сильного желания избавить людей от причин слепоты, разрушить их заблуждения, иллюзии восприятия. Будда так же как хороший доктор в своем деле руководствовался сильным желанием помочь людям избавиться от страданий. Больные сами не знают, как избавиться от болезней, поскольку не обладают знаниями, им нужен хороший доктор, который хочет вылечить их и знает способы и средства для этого. Хорошему врачу присущи как сострадание, так и необходимые знания. В тоже время, решающей является встреча между врачом и больным, так как с нее начинается процесс исцеления, благодаря тому, что у больного появляется уверенность, что врач обладает необходимыми знаниями, чтобы вылечить его. Однако методы Будды не заключались в том, чтобы назначать инъекции и выписывать прием внутрь различных препаратов, он также не пользовался никакими магическими средствами. Для того чтобы исцелять людей от слепоты неведения, и вести весь мир к освобождению Будда лишь говорил слова, используя звуки собственного голоса как инструмент, который влияет на сознание людей, поскольку заблуждения и неведение можно разрушить лишь звуком. Наше сознание очень восприимчиво к звукам, мудрость же невозможно показать зримым способом ее также невозможно воспринять с помощью обоняния, осязания, или пробуя на вкус. Она передается лишь от сердца к сердцу, от сознания одного человека к сознанию другого, при этом звуки действуют как свет, устраняя в сознании темноту.

Хотя Будда распространял свое учение на довольно ограниченной территории Индии, тем не менее, встреча с каждым учеником не была случайной. Это значит, Будда приходил к тем кто, был готов воспринимать от него мудрость и разрушать стену неведения в своем сознании с помощью звуков голоса Будды. Готовность учеников и их способности можно сравнить с посадкой семян. Чтобы семя взошло, необходимо подготовить почву и кроме того посеять в определенный сезон в подходящее время. Будда приходил в нужное время к тем, чье сознание уже было готово принять семена. Хотя он учил других многими различными способами, искусными методами, используя разные описания и сравнения, но в целом подход был общим – все методы вели к освобождению от слепоты, ложных взглядов, концепций, заблуждений. В сущности, Будда говорил всем одно: "Ваш жизненный опыт не является истинным, он нереален и подобен сну. И до тех пор, пока вы будете привязаны к нему, не сможете быть свободными".

С момента нашего рождения, на протяжении всей жизни благодаря телу и органам чувств мы воспринимаем мир, и обретаемый опыт поддерживает в нас чувство самоидентификации. На основании этого формируются наши собственные взгляды, понимание мира, собственные суждения: "Я считаю, что мир такой- то и такой-то".

Далее все действуют исходя из собственных идей и концепций. Миллионы людей, и у каждого свое собственное восприятие, чувство идентичности, идеи, философия.

Важно понять, что наше физическое существование является просто физическим существованием и не более, ограничивающим наши знания и взгляды. На основе этих ограниченных взглядов формируется чувство коллективной идентичности, принадлежности к той или иной религии, культуре, этносу, национальной истории. Все это зависит от обусловленного опыта. Даже если говорить о науке и научных взглядах, то Будда сказал, что научные знания также являются заблуждением, а не реальностью, не окончательной универсальной истиной.

Тогда следует вопрос: как освободиться от всего этого чувственного опыта? Это нелегкая задача. Мы живем в 21 веке, окруженные достижениями мировой философии и литературы, науки, информационных технологий, но люди до сих пор не могут жить в согласии и мире друг с другом. Например, до недавнего времени в Европе продолжалась Холодная война, борьба различных взаимоосуждающих идеологий. Идеологические различия едва не стали причиной для начала ядерной войны! Это было всего 20 лет назад. А сегодня люди нашли другие основания для глобальной войны – разницу в историческом восприятии и взглядах на развитие человечества. С одной стороны это называют войной с терроризмом, защитой цивилизации от варваров. С другой – джихадом – священной войной с неверными, которых Аллах разрешает уничтожать. Несмотря на то, что эти взгляды выглядят диаметрально противоположными, они остаются просто взглядами, принявшими форму идеологии или религиозного мировоззрения. Однако поскольку они являются коллективными, то приводят к коллективным, масштабным разрушительным действиям и массовым убийствам.

Пока остается привязанность к таким ложным обусловленным взглядам, будет повторяться то же самое – накапливаться заблуждения, слепота. Конечно, это не приведет нас к освобождению и пониманию универсального единства.

Мудрость, которой Будда хотел поделиться с нами, нужна для того, чтобы увидеть истинную природу – равную, одинаковую для всех. Все исходит из этой изначальной природы, из одной истины, и первое что нужно сделать – пробудить в себе эту природу и прийти к ней. Заставляя нас удивляться, Будда сказал, что истинная природа является пустотой, она нематериальна, не является субстанцией, не имеет цвета.

Миллионы различных цветов происходят из бесцветной природы. Как истинный свет бесцветен, так же истинная природа, не имеет субстанции, мы говорим: "пустая".

Эту природу мы можем постичь, реализовать в своем сознании.

Сознание является ключом для этого. В нашем сознании может быть много разных мыслей, оно связано с чувствами и памятью, накопленным опытом. Мы действуем всегда на основе сознания. И благодаря сознанию у нас есть путь к видению истинной реальности, природы. Где ее можно увидеть? Как ее можно увидеть? Конечно, под словом видеть имеется в виду внутреннее видение, когда сознание видит сознание, когда сознание видит все феномены, проявления мира и космоса, отражает их. Сознание обладает способностью как зеркало, отражать само себя и всю вселенную.

Многие буддийские учения направлены на практику медитации, с помощью которой можно развить способности и качества, позволяющие созерцать собственное сознание и истинную природу вселенной, которая отражается в нем. Эта цель достигается путем своеобразного очищения сознания – устранением накопленного ранее опыта, постижением его пустоты, а также постижением пустоты всех чувств, идей, любых концепций. Даже различные учения и знания, подобны пыли на зеркале нашего сознания, и чтобы очистить его, нужно освободиться и от них в том числе.

Таким образом, с помощью медитации достигается освобождение от любого рода обусловленности, но подобная практика не означает состояние, напоминающее бесконечное плавание водомерки в одной плоскости на поверхности воды. Нужно освободиться от своего "я", разрушить самоидентичность, отказаться от собственной позиции, и достичь состояния, когда сознание и безграничный космос становятся одним целым.

В то же время все существующее взаимосвязано, ни одна частица нашего тела не существует независимо сама по себе. Даже одна мельчайшая частица материи, например, один волосок с нашего тела представляет собой историю всего космоса, без которого его существование было бы невозможным. В тоже время он является неотъемлемой частью этого космоса. Макрокосмос и микрокосмос это одно. Наше тело, состоящее из бесчисленных частиц, несет в себе историю миллионов космосов. Это бесконечное взаимозависимое существование, потому что все существующее связано бесчисленным, немыслимым числом взаимосвязей.

Когда наше сознание освобождается и открывается мудрость, мы обретаем силу чудесности, достигаем истинной природы, которая открывает неописуемое единство. Будда – пример: истинная природа, которую постиг Будда, является в то же время нашей собственной природой. Если наши глаза мудрости закрыты, мы не увидим мир, но когда они открываются, мы начинаем видеть. Мир остается тем же, но наше видение изменяется.

Это легко объяснять словами, но воплощать это в реальности – совсем другое дело. Есть необходимость учиться этому примеру Будды, учиться слушать, учиться размышлять об этом и учиться действовать в соответствии с ним, то есть воплощать его: насколько мы можем воплотить в себе реальность, которую только Будда видит такой как она есть.

Этот процесс, похож на добычу золота из руды, которую надо извлечь из земли, очистить, обогатить и выплавлять до получения золота чистейшей пробы. Есть процесс имеет конкретные стадии, таким же образом мы можем учиться через слушание, постижение смысла и применение в действии мудрости до достижения чистейшей совершенной формы. Все бодхисаттвы, все живые существа могут стать буддами благодаря слушанию, размышлению, совершенному пониманию смысла, действию и воплощению в реальности всей полноты. Все живое во вселенной может стать буддой!

Хочу только подчеркнуть, что ключом является сознание, и сознание не имеет формы. Но у сознания есть объект – материя, объективный физический мир, который воспринимается сознанием. Человек соединяет в себе тело и сознание, которые не могут существовать отдельно друг от друга. Так же и вся вселенная имеет физическую материю в качестве тела и космическое сознание. Описывать материю – как неживую, неодушевленную субстанцию, а человека и других чувствующих существ, как наделенных сознанием, душой – это всего лишь один из способов описания. Все живое рождается и умирает, а материя всегда мертва, – такое разделение на жизнь и смерть является общепринятым. Например, Луна, где нет жизни, воспринимается лишь как мир мертвой материи; в то же самое время с присутствием там хотя бы одного человека – космонавта, она перестанет быть мертвым миром.

Таким образом, единство материи и жизни – это еще одна важная мудрость. Если сказать, что вся Вселенная раз и навсегда была создана Богом, то это слишком простое описание. При этом считается, что Бог – это тот, кто обладает разумом, а физический мир – материя и природа это его творение. Но в мудрости Будды нет такого разделения, и все является единым: нет жизни и смерти, нет творца и творения, нет души и материи, нет тела и сознания, нет субъекта и объекта.

Тогда, кто же такой или что же такое это единство? Истинная природа нашего сознания, природа Будды, мудрости, просветления. Таково наше истинное сознание. Чтобы достичь его, существует путь абсолютного освобождения от слепоты обусловленного существования. Освобождения, как говорил Будда, может достичь каждый, без исключения, оно не существует только для избранных: религиозная принадлежность, национальность, цвет кожи, система взглядов, идеология, философская система, не имеют при этом никакого значения. Просветление возможно для всех в полной мере, поскольку оно приводит к единству. Более того, природа этого единства существует изначально в каждом из нас и поэтому для всех важно осознать его. Это не философия, не вера, не религия, не идеология. Для достижения осознанности и пробуждения, полного освобождения и всеобщего единства существуют равные возможности. Будда хочет сказать нам, что мы должны быть свободны от всех разделений, несущих конфликты: национальных, культурных, этнических, идеологических и прийти к восприятию истинной реальности, которая является и всегда являлась общей для всех.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Поворотний космічний момент. Духовна та інтелектуальна сліпота глобального півдня

Щоденник Тянь-шанського Місця Шляху Ранок осіннього рівнодення Намумьохоренгекьо! Після довготривалої та виснажливої 3-х місячної подорожі Індією, яка була завершена 3-денною безперервною Молитвою за Мир в Україні біля Шанті Ступи в Нью-Делі під час саміту G20, я майже відновився...

Розмова з д.ф.н. Г. Христокиним про війну в Україні, міжнародну політику, Дао, Небо та справжню українську ідентичність

20 травня 2022 року, Ірпінь ДЗЮНСЕЙ ТЕРАСАВА: Україна – захисниця вільного світу і демократії. Але у той самий час Україну використовують деякі групи людей в Америці й Європі, щоб зруйнувати Росію, й українці гинуть, щоб допомогти їм...

Скіфські кургани і буддійські ступи. Значення ступи та історія церемонії інавгурації ступи у Лондоні

15 травня 2022 року, Місце шляху біля Черкас, Україна Ми святкуємо повню місяця Весак. Від якогось часу ця дата стала найбільшим міжнародним святом у буддистів всього світу...

Весь світ – проекція нашої карми

3 липня 2022 року, тянь-шанське Місце Шляху У цей недільний вечір я хотів би подякувати друзям, які відвідали наше місце Шляху і приєднались до вечірньої молитви...

Отрута брехні – головна причина війни

Незабаром я залишу Киргизстан – післязавтра вирушаю в Індію, а потім в Японію. У ці кілька днів мого перебування тут я радий дорогоцінній можливості зустрітися з Вами і поділитися своїми думками про ситуацію у світі, оскільки майбутнє безпосередньо залежить від того, що відбувається сьогодні...

Стать глазом миров, богов и людей – в этом цель нашей молитвы

Мы живем в злом веке, наполненном страхом. В эти времена наша практика бодхисаттв заключается в том, чтобы хранить Наму-Мё-Хо-Рэн-Гэ-Кё, а значит – хранить вечную линию преемственности учения Будды Шакьямуни...