Опасность религиозной сегрегации и путь к единству с точки зрения Учения Будды
Сегодня существует несколько очагов глобальной опасности. Прежде всего, это Афганистан, Пакистан и Индия, а также Ближний Восток, Ирак, Иран – там глубокие корни кризиса, который может привести весь мир к тотальной катастрофе уже в ближайшем будущем.
Если говорить об Афганистане, Индии и Пакистане, то в прошлом эти места несли миру совсем иное послание. Однажды Лотосовая Сутра, которую мы сегодня изучаем и практикуем, появилась на той земле, и ее учение распространилось по всей Азии именно оттуда. Но, с тех пор как эта Сутра была утеряна и забыта в тех местах, прошло больше тысячи лет.
Изначальные корни всех этих конфликтов в том, что люди разъединены именем религии.
Обычно люди так определяют себя: "Я отношусь к этой религии, а они нет, они – другие". "Мы" – значит те, кто следует одному и тому же учению, а остальные – это "другие, не наши". Говорят "мы" и "они" и уже не видят общего во всех. "Мы" – значит те, кто следует нашей религии, "они" – те, кто следует чему-то другому.
Религия – это та исходная сила, которая ставит наше сознание в определенные рамки. Люди видят мир, себя, других людей только через призму сознания, установленную религией. В то же время в наш век информации все могут легко и на расстоянии общаться, мгновенно связываясь друг с другом. Все смотрят одинаковое телевидение и слушают одни и те же новости.
Парадокс заключается в том, что даже при таких колоссальных возможностях получать информацию и общаться друг с другом происходит все наоборот, в сознании людей возникает еще больше разделений. Возникают они из-за религии. Эти разделения превратились сегодня в огромную пропасть между враждующими лагерями. И сегодня одни, которые считают других врагами, используют изощренные технологии и науку, чтобы убивать этих "других".
Наивысшие технологические достижения, огромные денежные средства используются не для того, чтобы объединять людей. Наоборот, это порождает еще большую ненависть, что влечет за собой всё новые разрушения. По всему миру люди обеспокоены тем, что нас ждет впереди еще больше войн. Это могут быть третья или четвертая мировая война, в этот раз уже между различными религиями и цивилизациями. Глубокие корни кризиса происходят из нашего сознания, из-за того, что мы видим только различия друг в друге. Необходимо, прежде всего, устранить эти первопричины.
Религии сегодня используются, чтобы оправдать "нашу" сторону и демонизировать противоположную, то есть "врагов", последователей другой религии или образа жизни. Образ врага складывается не только у одного или нескольких человек, а у миллионов людей.
Усама бен Ладен говорит: "Мусульмане всего мира должны объединиться и убивать американцев в священном джихаде". Такие радикальные учения принимаются на веру огромным количеством людей. С другой стороны говорят: "Они нецивилизованные, варвары. Мы должны прийти и научить их цивилизации. У них нет свободы и прав человека, нет знаний и технологий. Наш долг – помочь им создать цивилизованное общество. Только мы достигли такого уровня развития, которого у них нет. Они не развиты, мы должны им помочь". А когда кто-нибудь вдруг совершает нападение, тогда говорят: "Они – террористы, бандиты. Ну ничего, мы принесем им цивилизацию, научим демократии, поможем и у них создать лучшую в мире систему". А с другой стороны говорят: "Они захватывают нас, оккупировали нашу землю, нам ничего от них не нужно, у нас есть своя священная религия".
Таким образом, сейчас во многих частях света разгорается огонь ненависти. В Корее, Индонезии, на Филиппинах, в Непале, Тибете, Синьцзян-Уйгурии, Кашмире, Афганистане, Иране, Кыргызстане, Узбекистане, Туркменистане, Ираке, Израиле, Палестине, во всем арабском мире и в Европе, а после терактов 11 сентября также и в Америке.
Будда появляется в мире только по одной великой причине, только с одной великой целью: открыть, показать, воплотить в жизнь и привести всех живых существ на Путь к Знанию и Видению Будды, к своей мудрости. Вот чем Будда хочет поделиться со всеми живыми существами. Что это за мудрость? Что видит Будда, что он постиг? И как Будда достиг этого наивысшего просветления?
Эта наивысшая реальность называется Одна Колесница Будды. Всё есть одно, едино. Вся истина – одно целое. И потому все живые существа могут реализовать это всеобщее единство и однажды воплотят его поскольку, они изначально уже наделены им.
Все существующие живые существа, животные, насекомые, птицы, или неживые существа, сама планета Земля, Солнечная система, Вселенная, другие живые существа в далеком космосе, в бесконечном пространстве, повсюду, все являются одним неделимым Целым, Единым. Нужно только открыть то, что уже заключено в них, но скрыто и привести их к нему. Учитель Тяньтай (Величайший буддийский мастер в истории Китая прим.пер) сказал: "Если бы этого единства не существовало, то почему же тогда [в Сутре] говорится "открыть"?" Надо просто показать и открыть то, что существует, но не проявлено.
Почему оно скрыто? Из-за авидьи (санскр.), неведения. Наша карма продолжает порождать, творить наше существование, которое обусловлено нашим телом. Сразу же, появляясь на свет из лона матери, мы уже обладаем телом,глазами, ушами, носом, языком, сознанием и начинаем воспринимать мир посредством органов чувств. Ощущаем холодное и горячее, видим белое и черное, пробуем сладкое и горькое, испытываем боль и комфорт, касаемся воды, земли, растений. Мало-помалу, посредством тела, мы накапливаем жизненный опыт, проходим свой путь восприятия мира, начинаем понимать окружающие нас явления, изучаем язык, читаем книги, постигаем религию. Все это обусловливает наше сознание и наше существование. Все это дает нам возможность совершать определенные действия. Мы действуем своим телом, речью и сознанием. Эти действия порождают карму. Карма ведет к последующему существованию.
Таким образом, эта последовательная цепь событий непременно снова и снова ведет нас к существованию, которое всегда обусловлено. Само существование несет в себе авидью, (изначальное неведение), из-за него прошлая карма, накапливаясь, как толстый слой пыли, покрывает наше сознание. Как старо это прошлое и где его начало? Кто может посчитать? И в чем разница между тем, что было вчера, и тем, что было миллионы лет назад? Ведь у времени нет расстояния, нет дистанции, оно невидимо и неуловимо, было ли это вчера или минуту назад. Где то, что было минуту назад? Кто может показать то, что было вчера? Где то, что существовало миллионы лет назад, где оно сейчас? В чем разница между одной секундой назад и миллионами лет назад? Где оно, прошлое? Как долго оно длится? И что такое длительность во времени? Нет такой длительности. Но есть такие понятия. Потому что есть окружающая нас система жизни, в которой все наше существование обусловлено. Мы существуем и действуем в этой тюрьме обусловленности всю свою жизнь. Здесь все единство разделено и скрыто нагромождением этой старой, как мир, изначальной авидьи, неведением.
Вот что открыл Будда. Открыл – значит показал то, что существовало, но было скрыто. Будда вышел в мир, чтобы вскрыть неведение и показать единство, Одну Колесницу. Сначала открыть, затем показать, а после того привести всех живых существ к ее пониманию и на Путь к ее достижению. Этот Путь называется Саддхарма-пундарика-сутра – Лотосовая Сутра.
Как только мы слышим ее, мы храним всю Дхарму в целом, всеобщую Целостность, единство, которое является Одним Целым. Мы живем в этом вечном изначальном единстве, каждый момент своего бытия все живые существа не отделены от окружающей их Вселенной. В величайшей Сутре буддизма Махаяны Аватамсака-сутре говорится, что в одной поре нашего тела существуют бесчисленные миры будд. Вся Вселенная уже заключена в нас. И мы присутствуем в каждой частице бесконечной Вселенной, таких частиц миллионы, бесчисленное количество; вы существуете в каждой из них, в каждом атоме этой Вселенной. Только представьте: бесчисленное как песчинок в Ганге количество атомов, и вы – внутри каждого. В то же время бесчисленные Вселенные существуют в каждой поре вашего тела, бесчисленные земли Будды находятся в каждом атоме.
Нет огромного и нет малого, не существует таких разделений. И одна минута, и бесчисленные кальпы приходят к Одному Целому. В каждой секунде настоящего заключена вся история мира. И сейчас, каждое мгновение происходит рождение и конец всей Вселенной. Такое абсолютное Целое существует здесь и сейчас, в каждом из нас. Все внутри нас заключено неделимое на части Единство.
Все вместе это называется Полнота, на санскрите – Сад – значит полное, целое, нечто нераздельное. Отсюда название Сутры – Саддхарма-пундарика, что можно перевести как "Дхарма о Целостности, подобной Цветку Лотоса". Это то, что мы должны проявить из мрака и слепоты. Для этого в последние пятьсот лет после паринирваны Будды эта Сутра должна распространиться по всей Джамбудвипе.
Это вовсе не значит, что Будда хотел создать какую-то особую религию и проповедовать ее как миссионер. Как это всегда бывало в истории, с миссионерами приходила новая религия и появлялись ее последователи. С Буддой было не так. Каждый из нас уже живет во всепроникающей Истине. Она повсюду во Вселенной. Ей нет имени. Мы не говорим: "Я такой-то, следую такому-то учению, не тому, чему следуют другие". Все следуют одному всеобщему Единству. До поры оно скрыто, но однажды будет открыто и показано всем, и все смогут к нему прийти. Вот что сегодня так необходимо.
Наш мир сегодня погибает от болезни, которая не может быть исцелена старым лекарством, старыми религиями. Эта разрушающая весь мир болезнь коренится в нашем сознании, в его темноте. Надо просветлить сознание, открыть глаза, увидеть жизнь в истинной реальности. Каким образом?
Ради этого Будда проповедовал Лотосовую Сутру и завещал бодхисаттвам, выпрыгнувшим из-под земли, хранить ее и нести по миру.
Мудрость Будды сегодня может быть проявлена просто и непосредственно: в акте уважения, почитания и поклонения. Эта мудрость – изначальная сердцевина ненасилия. Для ее реализации нам не нужны ни технология, ни деньги, нам не нужно ничего разрушать, и даже никакого религиозного учения не нужно. Надо просто уважать каждого. В этом заключаются сегодня настоящие деяния бодхисаттвы – никогда не презирать, уважать и почитать каждого, поклоняться ему и восхвалять. Более глубокое объяснение такой практики для наших дней есть в Махапаринирвана-сутре. И еще в Сутре о Бесчисленных Значениях.
Будда хочет, чтобы это Учение сохранилось навечно, "...чтобы Дхарма долго пребывала в мире". Как это произойдет? Благодаря тем, кто обладает истинной мудростью. Они получат и будут хранить эту Дхарму. Существование таких учеников Будды с чистой верой и мудростью крайне необходимо сегодня, лишь благодаря им такое Учение о Всеобщем Единстве сохранится в этом мире навсегда.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.