22 серпня 2014, 19:12

Геополитическое. Танец маленьких лебедей

Три события в самой ближайшей пространственно-временной перспективе станут показательными, с точки зрения геополитического контекста урегулирования ситуации на Востоке Украины.

1.Визит Ангелы Меркель в Киев 23 августа.

2.Встреча в Минске в формате Украина-ЕС-"Евразийская тройка" 26 августа.

3.Предоставление Конгрессом США Украине специального статуса союзника вне блока НАТО.

Изначально казалось, что международная сторона проблемы для Петра Порошенко более проста в своем разрешении, чем внутриполитическая. Оказалось наоборот. Президент довольно быстро перехватил политическую инициативу у всех остальных субъектов политики внутри страны, и наоборот – международный контекст оказался гораздо сложнее, чем предполагалось.

С одной стороны, Украина – площадка конфликта, и внешнее давление, как и три месяца тому назад, до выборов, ничуть не уменьшилось. Все крупные геополитические субъекты – Россия как инициатор военного конфликта, Европа и США как влиятельные игроки – пытаются выйти из ситуации с минимальными потерями и с максимальными плюсами для себя. Украина же зачастую остается один на один со своими проблемами. А с другой – единственная договоренность по поводу Востока Украины, которая, думаю, негласно априори существует между крупными субъектами геополитики, – это его локальность, ну, то есть, чтоб не Третья мировая, чтоб не дошло до использования ядерного оружия.

Приезд Ангелы Меркель в Киев, предположительно, имеет три варианта продолжения в геополитической плоскости. Или Меркель "уговорит" Порошенко на уступки Кремлю, и самая сложная здесь тема Крыма, в обмен на прекращение помощи террористам на Востоке. Или Порошенко и Меркель договорятся о том, как совместно "обманывать" Путина – двое всегда дружат за счет третьего – то есть, о какой-то совместной линии Украина-Европа. Или Порошенко и Меркель не договариваются. На этот случай есть США, которые могут предоставить Украине специальный статус союзника вне НАТО. Европа же в своей позиции де-факто разделится на три части: Старая Европа, Новая Европа, Великобритания.

Что касается встречи в Минске 26 августа, независимо от ее итогов, так или иначе произойдет некая легитимация Таможенного союза. Танец маленьких лебедей, дебют, когда второстепенные вещи могут стать главными при отсутсвии какого-либо глобального результата на уровне Порошенко-Путин. Хотя соучастники России по ТС, кажется, еще недопонимают трагедии развала границ между Украиной и Россией – подобное может повториться и с Беларусью, и с Казахстаном. И потом, не стоит недооценивать возможных последствий российско-украинская коммерциализация гуманитарной катастрофы на Востоке, опасности подпольных рынков оружия, которые могут работать не только в направлении Украины, но и России.

В долгосрочной же перспективе мы можем получить формат, когда беспрепятственная (без противодействия со стороны Кремля) украинская евроинтеграция (имеется в виду реальное наполнение содержанием ЗСТ с ЕС) станет возможной только с учетом российскийх интересов, а само выстраивание экономических отношений с ТС будет происходить в формате "3+1", как и предлагала раньше Украина.

Если так, то возникает вопрос: стоило ли Кремлю покупать Януковича за 15 млрд. дол. в обмен на отказ подписывать Соглашение об ассоциации, чтобы потом, после развала по факту идеи "Русского мира", убивания понятия "русскость" самим же Кремлем, после тысяч жертв на Востоке, формирования образа врага из Украины в российских СМИ, вернутся к изначальному формату геополитического треугольника "Украина-Россия-Европа"?

Притом, что Кремль как главный революционер на постсоветском пространстве не только перезапустил процессы в Украине, на которые нам бы понадобились годы, не только обнулил систему, сложившуюся после 1945 года, но и запустил процессы раскола общества, раздела общества на "друзей и врагов" внутри самой РФ.

Да и "Крымнаш" – не навсегда.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Що може бути далі після ''ні миру, ні війни''

Власне, навіть, з публічних заяв/розмов можна виокремити дві складові: 1. Зупинка війни та інструменти, які можуть бути задіяні для цього...

Світова еклектика

Все ж, навіть публічне інформаційне поле останніх місяців дає підстави вважати, що є налаштованість у тих, хто має важелі впливу, докласти зусиль для припинення війни...

Про гарантії безпеки

Все ж, показовим є те, з якою обережністю західні лідери обговорюють можливу миротворчу місію в Україні, всіляко підкреслюючи варіант на після гарячої фази війни...

Про стратегічну не/визначеність та рух до неї

Все ж, є відчуття та певні передумови вважати, що адміністрація Дональда Трампа енергійно почне діяти у напрямку зупинки війни. Це також помітно і по рішеннях діючої адміністрації Джозефа Байдена, яка зараз задіює усі можливі ресурси, що важливо...

Хто кому "дасть в морду" (про передпереговорчий етап)

Скажем так. Не прийняти рішення щодо зняття заборони на використання Україною далекобійних ракет по рос цілях на цьому етапі Захід уже не міг...

Про європейське лідерство

Тема європейського лідерства назріла давно, безвідносно до ризику президентства Дональда Трампа, одним із напрямків політики якого може бути скорочення трансатлантичної єдності та співпраці...