9 листопада 2014, 21:54

Поствыборы. К победителям

Все шесть партий, прошедших в Верховную Раду VIII созыва, независимо от того, кто будет во власти, а кто в оппозиции, – победители. В связи с этим, хочется напомнить всем победителям о таком важном, но неприсущем украинским политикам качестве, как умение учиться на победах.

Уметь учиться на победах – значит, уметь рефлексировать и выносить позитивный опыт, который трансформируется в политическое знание и не повторение ошибок предшественников. Сегодня страна находится в таком положении, когда бесконечно наступать на одни и те же "политические грабли" – непростительно. Ни с точки зрения граждан, ни с точки зрения страны, ни с точки зрения самих политиков.

Парламентские выборы, как и президентские 25 мая, не снимают неопределенности, экспромта, рисков и угроз для Украины. В то же время, и от политического класса в том числе сегодня зависит, будет ли у нас "революция сверху" (в смысле реформ) и насколько крепкими в условиях фронтов у нас будут тылы. Итак, несколько особенностей и тенденций поствыборной ситуации.

Статика

1.Практически все политические партии, прошедшие в парламент, – это не партии, а списки. Где-то мы видели вообще двойной обман – когда несуществующая де-факто партия еще и называлась несуществующим де-юре блоком (это касается всех блоков). На выборах вообще было много политического жульничества, самого разного, в том числе и такого – отправиться/отправить сына в зону АТО на 57 секунд (хотя это, безусловно, касается не всех политиков). А значит вопрос появления настоящих партий – по-прежнему актуален.

2.В Верховной Раде VIII созыва будет разворачиваться много разных логик: логика бизнесменов, логика комбатов, логика волонтеров, логика политических волков и романтиков, логика случайных людей. Как и стилистически будет очень странно сочетаться присутствие разнопоколенческих депутатов – скажем, Звягильского и сыновей топ-политиков.

3.Межфракционная дисциплина в новой ВР будет гораздо сильнее внутрифракционной, парламенту вообще будет присуща некая фрагментарность. Около недели назад комбаты заявили о том, что вместе с волонтерами и активистами создадут межфракционную группу, одной из первых задач которой будет не допущение к присяге депутатов, голосовавших за законы 16 января. Еще ранее о "групповой логике" говорили журналисты, преимущественно из БПП, отстроив свою позицию неприятия закона об особом статусе Донбасса.

4.Парламентская люстрация станет третьим подвидом люстрации (наравне с юридической, согласно принятого закона, и уличной, типа "мусорной кампании"). То есть люстрация в широком смысле слова после выборов никуда не исчезнет, а наоборот станет неотъемлемой частью политического ландшафта. Не исключено, что мы будем наблюдать, как в ВР будут "бить морды" почти как в начале 90-х, когда было табу на драки в сессионном зале, но в кулуарах регулярно кого-то были. Как вариант – те, кто был на войне, будут "люстрировать" тех, кто способствовал разжиганию войны.

5.Мажоритарщики перейдут ко второй фазе "обмана". В том смысле, что мажоритарщик в украинском варианте – это тот, кому удалось обмануть избирателя. Второй раз он попытается обмануть теперь уже президента. Вообще ставка президента на парламентскую кампанию как президенсткую и на мажоритарщиков как союзников – ошибочна. Результат БПП по спискам, очевидно, ниже ожидаемого, уже показал ошибочность самой кампании. Необходимость договариваться с мажоритарщиками по каждому вопросу покажет ошибочность и этой ставки. Есть вопросы, в которых компромиссы недопустимы. Надо было не бояться возможного конфликта, не идти на компромисс в вопросе избирательной системы и настаивать на пропорциональных выборах, которые вместе с по-настоящему парламентской кампанией действительно дали бы президенту большинство.

Динамика

1.Власть и оппозицию должно объединять то, что они работают в одной стране и на одну страну – Украину. Важный итог парламентских выборов – это запрос на общеукраинскую, объединительную идеологию. Иделогические партии старого формата, спекулирующие на темах 90-х (язык, разделенность на Запад и Восток и т.д.), в общем, представители узкорегиональной идеологии – КПУ и "Свобода" – не прошли в ВР. Что касается одиозных партий – Партии регионов скажем, то произошла ее конфедерация (частично это Оппозиционный блок, частично – мажоритарные округа и списки других партий). На уровне общества модель консенсуса безразличия сменилась моделью единой политической нации. А вот на уровне самих политиков пока не очень. При этом, не хотелось бы, чтобы воспроизводились старые политические практики, когда при внешней формальной оппозиционности власть и оппозиция прекрасно договаривались кулуарно о дораспределении/перераспределении собственности/вообще ресурсов.

2. Много логик, которые разворачиваются в ВР и о которых я сказала выше, с одной стороны, будут расшатывать парламент изнутри, а с другой – наоборот, ломать коррупционные расклады между крупными политигроками. Кроме того, следует учесть, что в новом парламенте будет какое-то количество людей, не имеющих коррупционного опыта (прежде всего "Самопомич"), что, безусловно, плюс. В то же время, непонятно, почему "Самопомич" как третья по количеству голосов по спискам партия не намерена идти в Кабмин. При парламентско-президентской форме правления в случае вхождения в коалицию партия претендует на ряд кадровых позиций, в том числе министерских. Иначе это будет означать, что партия или зависима от чьей-то политико-бизнесовой позиции вне парламента, или не хочет "спалиться" и строит долгосрочные политические планы.

3. Есть шанс, что публичные объединительные процессы между политическими союзниками, прежде всего Порошенко и Яценюком, впервые станут отражением того, что на самом деле есть. Три фактора будут способствовать этим процессам: агрессия России; готовность Запада давать деньги, если будут проводиться реформы и если будет конструктивная совместная работа разных ветвей власти; запрос общества на результат и неготовность терпеть отсутствие такового.

4.Парламентская кампания показала, что самым главным субъектом избирательной кампании были граждане. Политики не воспроизводили никаких новых смыслов, они в логике пропагандистского угара реагировали на внешние обстоятельства и на запрос общества. Сегодня граждане все еще готовы быть партнерами для политиков, готовы переносить экономические сложности, если будут понимать, что власть реально что-то делает, что в стране есть не только политическая воля на реформы, но и предпринимаются реальные шаги в этом направлении. Ключевое ожидание – это результат. И если его не будет, то общество не будет разбираться, кто больше виноват – президент, премьер, спикер или какой-то конкретный министр – сметут всех как профнепригодный политический класс.

5. В целом, неопределенности станет даже больше. Россия с большой долей вероятности и дальше будет дестабилизировать ситуацию в Украине, готовность и масштаб помощи со стороны Запада непонятны, внутри украинского общества развиваются самые разные процессы. Вот, скажем, комбаты в Раде, выступления которых на ток-шоу напоминают первые публичные выступления представителей советской власти, – это некая социализация и выход энергии или же реальные процессы в обществе? При этом, несмотря на то, что у нас парламентско-президентская форма правления, многое, все же, будет зависеть от президента. Если проанализировать поведение двух предыдущих президентов в сложные политические периоды, то Ющенко, наверное, упал бы в дзен-буддистский ступор, Янукович ударился бы в силовые механизмы (СБУ, ГПУ, биты). Порошенко, не получив ожидаемого результата для своего блока, логику компромисса во внешней политике, судя по всему, перенесет во внутреннюю политику. И с союзниками, и с оппонентами. Воспримет ли это общество – вопрос. Плюс компромисса в том, что он ориентирован на получение хоть незначительного, но результата. Минус – компромисс никогда не позволяет добиться результата масштабного.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Про стратегічну не/визначеність та рух до неї

Все ж, є відчуття та певні передумови вважати, що адміністрація Дональда Трампа енергійно почне діяти у напрямку зупинки війни. Це також помітно і по рішеннях діючої адміністрації Джозефа Байдена, яка зараз задіює усі можливі ресурси, що важливо...

Хто кому "дасть в морду" (про передпереговорчий етап)

Скажем так. Не прийняти рішення щодо зняття заборони на використання Україною далекобійних ракет по рос цілях на цьому етапі Захід уже не міг...

Про європейське лідерство

Тема європейського лідерства назріла давно, безвідносно до ризику президентства Дональда Трампа, одним із напрямків політики якого може бути скорочення трансатлантичної єдності та співпраці...

А завтра після виборів

В МЗС Росіі, реагуючи на результат Дональда Трампа на виборах, заявили, що працюватимуть з новою американською адміністрацією, "жорстко відстоюючи російські національні інтереси і досягаючи всіх поставлених цілей у війні"...

Між угодою та нерішучістю (в контексті виборів у США)

У ході передвиборчої кампанії Дональд Трамп в одному з інтерв'ю пожурив навіть Лінкольна, за те, що той допустив Громадянську війну. Замість досягнення угоди з південними штатами, які виступали проти скасування рабства...

Про заяву Сікорського щодо Криму

Маю на увазі слова міністра закордонних справ Польщі Радослава Сікорського щодо такого варіанту по Криму: мандат ООН на 20 років і тоді референдум...