13 лютого 2016, 23:36

Украинская realpolitik: борьба за полномочия вместо эффективной системы управления

Вслед за Арсением Яценюком, и Юлия Тимошенко озвучила тему необходимости перераспределения полномочий между президентом и премьером в сторону усиления одного из центров власти.

Стандартная схема – когда в условиях высокой конкуренции в качестве механизма преодоления политических конфликтов/кризисов/разных интересов политики предлагают изменения в Конституцию в вопросе формы правления. При этом у нас уже были все формы правления, и это не единственная гарантия и залог успешного развития страны. Сама по себе Конституция, равно как и форма правления, без других важнейших факторов, редко в каких странах являются источником порядка.

Для реального (а не на бумаге) существования разделения властей, описанного в Конституции, необходимо наличие ряда системообразующих факторов, таких как: зрелые политические элиты, настоящие партии, политическая культура, отделение власти от бизнеса, взаимосвязанность Конституции с разными законами и подзаконными актами. Эффективное управление – это умение работать в треугольнике "президент-премьер-правительство", а не техническая передача власти из одних рук в другие, как у нас часто политики это воспринимают.

Куда конструктивней, если бы правительство и парламент определились, в каком формате они работают – политического (квотного) принципа или технократического. И если бы разным ветвям власти удалось, наконец, выстроить эффективное сотрудничество, предполагающее понятную логику формирования, принятия и реализации тех или иных решений. То есть, действенную управленческую модель. Тогда появятся и общие и победы, и общие поражения, а политическая составляющая, по сравнению с государственной, будет хотя бы параллельной, а не единственной. Когда мы говорим о партиях, то какие там национальные интересы, если даже собственных, долгосрочных интересов нет, только здесь и сейчас, realpolitik.

Из-за такого упрощенного понимания управленческого механизма (технической передачи полномочий и концентрации в одном центре власти), многие политики, кстати, так поверхностно воспринимают и тему децентрализации. Исключительно в формате ослабления/усиления полномочий все в том же треугольнике "президент-правительство-парламент" (кто кого, типа, переиграет). Перераспределение полномочий между центром и регионами (необязательно в предложенном президентом варианте, а вообще) нужно потому, что в стране нет денег. И только большие (ударение на первом слоге) полномочия и, естественно, потенциально большие возможности (в том числе финансовые) могут стать стимулом для развития регионов, а, значит, и страны.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Як повернутися до "принципу багатосторонності"

У 2018 році, коли Дональд Трамп часів свого першого президентського терміну був присутній на саміті G7, організованому Канадою, він говорив про необхідність повернення Росії на майбутні саміти, а після відʼїзду написав, що США виходять із погодженого комюніке...

Про "Атом" у 21 столітті

Інколи, щоб зрозуміти вектор руху процесів, варто подивитись на них ретроспективно. Зокрема, на основи міжнародного порядку, створеного у поствоєнній половині 20 століття, і їх руйнацію зараз...

Системність завжди виграє у авантюри: протистояння вдовгу РФ та Європи, і якою буде роль США

Свого часу Дуайт Ейзенхауер, складаючи президентські повноваження, сказав, що "він дуже хотів дати Землі мир, однак виявився спроможним лише на те, що разом з іншими завести її в глухий кут"...

Про переговори: публічні та непублічні цілі сторін

Переговори як процес тривають постійно (з окремих питань, гуманітарних, зокрема). Переговори ж саме як припинення війни (через небажання РФ) засвідчують різні цілі у сторін та учасників...

Стамбульский транзит

Щодо переговорів у Стамбулі. 1. Не можна не відзначити парадокс абсолютно різних делегацій з боку РФ – та, яка була на зустрічах з американцями, і та, яка заявлена зараз на переговорах у Стамбулі...

"Неміцні звʼязки" як характеристика міжнародної системи

У 2002 році був такий перформанс "Неміцні зв'язки" (Loose Associations): художник, пояснюючи у своїй лекції причини, що спонукали його до створення інсталяцій, одночасно і демонстративно звертався до літератури, дизайну, архітектури, політики...