25 квітня 2019, 03:40

О спекуляциях вокруг объединений и разъединений после выборов

Странно читать/слушать о таком искусственно раздуваемом подходе, что 25 % должны подчиниться воле 73 % (или наоборот). Странно, потому что:

Во-первых. Выбор каждого надо уважать (при этом, и 25%, и 73 % – это от тех, кто голосовал, а не вообще по стране). Тем более что выборы прошли максимально демократично и конкурентно. Действующий президент поздравил новоизбранного президента, предложил помощь, в случае необходимости, обозначил свои дальнейшие планы как политика. Все очень по-европейски.

Во-вторых. Ответственность за свой выбор и за свою позицию будут нести и те, кто 25 %, и те, кто 73%. Как и носители, точнее, прежде всего носители, этого выбора. В этом и есть смысл демократических выборов: вы осознанно делаете свой выбор, затем и политик, который давал те или иные обещания, несет ответственность перед избирателями, и избиратели, голосовавшие за того или иного политика, несут ответственность за собственный выбор.

В-третьих. Что предлагают 73 % – до сих пор непонятно. Новоизбранный президент Владимир Зеленский по-прежнему молчит. А его избирательная кампания по большому счету не объединила разные позиции, а просто не противоречила им, потому что содержала абстрактный набор "за все хорошее, и против всего плохого". Я наблюдала, как в соцсетях на вопросы/утверждения прямо противоположного характера звучал один и тот же ответ. Например, пишет какая-то-то женщина, что она за дружбу с Россией, а вторая – что, наоборот, против дружбы с Россией и за НАТО, а ответ один и тот же: "Сделаем это вместе". Объединяла только риторика о тарифах и борьбе с коррупцией, но, как оказалось, после выборов штаб Зе, наконец, прозрел, и заявил, что это не входит в президентские полномочия. А во внешней политике (применительно к Донбассу) уже анонсирован все тот же Минский и Нормандский форматы.

В-четвертых. Реакция публичных политических сторонников Зеленского на его результат в 73 % – разделилась. Одна часть продолжает гоняться за Петром Порошенко и заниматься нагнетанием хейтерства и нетерпимости, то есть, продолжает жить в логике второго тура выборов (думаю, просто опасаются возможного результата партии Порошенко на парламентских выборах). Вторая – считает, что 73 % – это сторонники мира с Россией на любых условиях, то есть, капитуляции Украины, а значит – 25 %, поддерживающие евроатлантический курс, а также инициативы, направленные на укрепление украинской идентичности, должны отказаться от своих взглядов (хотя уверена, что и среди 73 % как раз много сторонников ЕС, НАТО и украинской идентичности). Третья группа – уже начинает взывать к помощи представителей действующей власти и, о чудо, признает заслуги президента Порошенко (оказывается, они есть).

В-пятых. Прошло меньше недели после выборов, а уже стало понятно, что критика в адрес действующего президента в значительной степени носила характер целенаправленной кампании по дискредитации. В итоге, в лучшем случае абстрактная команда новоизбранного президента Зеленского будет пытаться делать то же самое, что делает и действующая власть (получится или нет – другой вопрос).

В среднем случае – начнётся саботаж реформ, в которых не очень заинтересованы представители крупного капитала и чиновники. Оказывается, часть сотрудников районных администрацией была против Порошенко, потому что не хотела продолжения реформы децентрализации, при которой администраций как таковых не предполагается (то есть, саботировали реформу). Или вот еще пример: один из представителей команды Зе сказал, что уже и формулу "Роттердам +" можно продлить еще на год (к слову, она не влияет на тарифы на электроэнергию для населения, а только на тарифы для промышленных потребителей). Такая смена позиции, видимо, связана с тем, что другая перспектива/альтернатива этой формуле – свободный рынок электроэнергии как одно из условий Европы по выделению макрофинансовой помощи – может стать еще более невыгодной для ферросплавных предприятий олигарха, с которым связывают Зеленского.

В худшем случае – ситуацией "президент без опыта" непременно воспользуется Кремль. Пока один Владимир (в Киеве) по-прежнему молчит (вместо него, заявления делает абстрактная команда, в том числе по теме выдачи российских паспортов в ОРДЛО), второй Владимир (в Москве) – активно действует.

Поэтому не к 25 % надо апеллировать, уверена, что у этой части, к которой я отношу и себя, есть сформированные взгляды, ожидания и оценки возможных рисков, кто бы ни был избран президентом. 73 % должны для начала разобраться внутри себя. Точнее, те субъекты/субъект, которые сформировали такой высокий запрос ожиданий у общества, должны, наконец, обозначить свои возможности и цели.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Хто кому "дасть в морду" (про передпереговорчий етап)

Скажем так. Не прийняти рішення щодо зняття заборони на використання Україною далекобійних ракет по рос цілях на цьому етапі Захід уже не міг...

Про європейське лідерство

Тема європейського лідерства назріла давно, безвідносно до ризику президентства Дональда Трампа, одним із напрямків політики якого може бути скорочення трансатлантичної єдності та співпраці...

А завтра після виборів

В МЗС Росіі, реагуючи на результат Дональда Трампа на виборах, заявили, що працюватимуть з новою американською адміністрацією, "жорстко відстоюючи російські національні інтереси і досягаючи всіх поставлених цілей у війні"...

Між угодою та нерішучістю (в контексті виборів у США)

У ході передвиборчої кампанії Дональд Трамп в одному з інтерв'ю пожурив навіть Лінкольна, за те, що той допустив Громадянську війну. Замість досягнення угоди з південними штатами, які виступали проти скасування рабства...

Про заяву Сікорського щодо Криму

Маю на увазі слова міністра закордонних справ Польщі Радослава Сікорського щодо такого варіанту по Криму: мандат ООН на 20 років і тоді референдум...

Чи можна "заморозити" війну без руху до сталого миру

По суті, Олаф Щольц пропонує (маю на увазі його пропозиції, про які пише La Repubblika) варіант замороження війни. Мабуть, виходячи із того, що за умов крайніх позицій сторін можливо говорити про варіанти зменшення активності – і бажано не за рахунок країни, на яку здійснено напад, а за рахунок країни, яка цей напад здійснила...