21 травня 2019, 17:59

Обновлённая натура популиста и ''договорняки'': поствыборы и предвыборы

Все мы помним, как начинал Виктор Янукович свое президентство. А начинал он с нарушения Конституции – отмены через КС редакции 2004 года через полгода после вступления в полномочия – с целью узурпации власти.

Владимир Зеленский спешит быстрее, пока народ не осознал всей пропасти между новоизбранным и его киношным героем Голобородько (изучите декларацию Зеленского за 2018 год). Уже понятно, что досрочные парламентские выборы, даже при несостоятельности юридического обоснования роспуска Верховной Рады, таки будут.

Сомнительным, с точки зрения, якобы стремления обновления власти (тем более, качественного обновления) выглядят предлагаемые условия выборов: вместо открытых списков – пропорциональная система с закрытыми списками и снижение барьера до 3 %.

Я, конечно, понимаю, что, кроме "Слуги народа", всем нам известному олигарху хочется завести в парламент "Укроп", условный "Буковель" и т.д. Как и другим олигархам – хочется иметь ну хоть маленькую, но фракцию в парламенте, чтобы влиять на процессы. Участвовать в тех самых "договорняках", отказ от которых на словах декларируют "У Зеленского". "Закрытые списки", да еще с низким барьером, – это путь к тому, чтобы завести в парламент хоть "коней", хоть "мишей". А воспользуется, в итоге, всей этой ситуацией порождаемого бесконечного хаоса тот, кто умеет ждать и просчитывать, и не факт, что этот кто-то – в Украине.

И еще. Шанс на "заход" в парламент кого угодно усиливает парадоксы, недостатки и проблемы по линии коммуникации "политики-общество", которые были выявлены во время президентский кампании, но не устранены, – теперь они скопом и с утроенной силой перейдут и в парламентскую кампанию. Перечислю некоторые из них и буду благодарна за конструктивные комментарии относительно того, как эти проблемы преодолеть.

1. Низкий уровень политической культуры и стиль коммуникации, не способствующий просветительству. С одной стороны, есть политики, которые не заинтересованы в качественной коммуникации, так как это требует более высокого качества работы самих политиков. С другой стороны, есть СМИ, собственниками которых являются олигархи, которые, в свою очередь, финансируют конкретные политические проекты, а значит – априори политически мотивированы.

2. Запрос на быстрый результат, когда фактически политики-популисты соревнуются, кто быстрее за один месяц снизит тарифы и поднимет пенсии/зарплаты. Обществу навязывается мнение, что результат возможен благодаря приходу мессии и расположению звёзд. Вместо того, чтобы честно говорить: результат возможен только, если есть чёткая цель и поэтапность в ее достижении. Я уже когда-то писала, что деструктивная практика в бизнесе 90-х – имею в виду "быстрые деньги" (появление олигархов и практика работы капитала в тени) – перешла и в политику, и это очень плохо.

3. Отсутствие у политика/политической силы реальной программы. Поскольку такой политик спекулирует на настроениях общества, его политика – это политика настроения, соответственно – и программа настроения. Отсюда – изначальное естраивание политического поступка как элемента игры, цель которой – спекулирование на существующих в стране и обществе проблемах, а также использование комплексов и заблуждений избирателей для достижения сугубу своих личных политических целей.

4. Озвучивание носителями популизма любого политического послания/декларации/цели, не думая о долгосрочной политической ответственности за сказанное, и потом же обвиняя в невыполнимости своих же бредовых постаний оппонента.

5. Отсутствие политической мотивации инициировать реальную позитивную повестку/ программу для страны и общества. Политика настроения имеет деструктивный характер, поскольку актуализирует общественное мнение по ряду вопросов, но предлагает способы разрешения существующих проблем, не имеющие никакого отношения к реалиям, а значит – только усиливает сами проблемы.

Публичный стиль, который задал новоизбранный президент Владимир Зеленский, не способствует решению обозначенных проблем. Вместо того, чтобы: 1). выделить позитивы и достижения предыдущих пяти лет; 2). обозначить слабые и уязвимые позиции, над которыми следует работать; 3). предложить видение/программу на последующие пять лет – то есть, то, что способствовало повышению уровня политической культуры и переходу страны от посмодернизма к модернизму (война актуализировала запрос на настоящесть) – мы видим поиск виновных и стремление на популизме и критике "въехать" в парламент. То есть, переходим на новый уровень популизма.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Хто кому "дасть в морду" (про передпереговорчий етап)

Скажем так. Не прийняти рішення щодо зняття заборони на використання Україною далекобійних ракет по рос цілях на цьому етапі Захід уже не міг...

Про європейське лідерство

Тема європейського лідерства назріла давно, безвідносно до ризику президентства Дональда Трампа, одним із напрямків політики якого може бути скорочення трансатлантичної єдності та співпраці...

А завтра після виборів

В МЗС Росіі, реагуючи на результат Дональда Трампа на виборах, заявили, що працюватимуть з новою американською адміністрацією, "жорстко відстоюючи російські національні інтереси і досягаючи всіх поставлених цілей у війні"...

Між угодою та нерішучістю (в контексті виборів у США)

У ході передвиборчої кампанії Дональд Трамп в одному з інтерв'ю пожурив навіть Лінкольна, за те, що той допустив Громадянську війну. Замість досягнення угоди з південними штатами, які виступали проти скасування рабства...

Про заяву Сікорського щодо Криму

Маю на увазі слова міністра закордонних справ Польщі Радослава Сікорського щодо такого варіанту по Криму: мандат ООН на 20 років і тоді референдум...

Чи можна "заморозити" війну без руху до сталого миру

По суті, Олаф Щольц пропонує (маю на увазі його пропозиції, про які пише La Repubblika) варіант замороження війни. Мабуть, виходячи із того, що за умов крайніх позицій сторін можливо говорити про варіанти зменшення активності – і бажано не за рахунок країни, на яку здійснено напад, а за рахунок країни, яка цей напад здійснила...