Повысить безопасность на украинских дорогах можно практически с нулевым бюджетом
Безопасность на украинских дорогах – "притча во языцех". С одной стороны, официальная статистика уверяет, что жертв ДТП у нас меньше, чем в США и даже ряде европейских стран. С другой, большого доверия официальная статистика не заслуживает – по ряду вполне конкретных причин.
Все зависит от того, на основании какой ведомственной статистики составляется отчетность, задача которой, прежде всего, не "навредить" начальству. О том, чтобы предоставить публичности объективные данные, как правило, речи не идет...
К примеру, Нацполиция пользуется старой методикой – фигурально: "нету тела, нету дела". Если на месте ДТП не обнаружено тело погибшего, на сайте МВД упоминания о ДТП с летальным исходом также не будет. Хотя человек мог умереть в карете скорой помощи, в реанимации или в стационаре травматологии, как это преимущественно и происходит. Но в данных МВД – все "чисто".
Еще более парадоксален факт отраслевой разобщенности в системе здравоохранения. Мне это подтвердили сразу несколько инсайдеров. Тут информация может просто "заблудиться" в коридорах отчетности медучреждений, находящегося на балансе исполнительной власти различного подчинения. При этом обобщенной статистикой по жертвам ДТП, как уверил меня источник, сам Минздрав не обладает.
Еще более унылая ситуация со статистикой, которую ведут ведомства Мининфраструктуры. Там вообще пытаются насыпать пыль в глаза собственному же руководству, чтобы то не усомнилось в компетентности автодоровских чиновников. Последний пример – у меня на руках.
Это официальный ответ столичного облавтодора на запрос о количестве и характере ДТП за 2020 – первую половину 2021 года на Старообуховской трассе, которую не без основания уже окрестили "трассой смерти".
Именно здесь на участке от базы "Динамо" до Козина – чуть более 14 км – по статистике 2019 года (официальной, опять-таки) произошло 336 ДТП, в которых погибло по меньшей мере 11 человек. Годом ранее – 18, что является четвертым по Украине показателем смертности на дорогах, но самым высоким среди автодорог регионального значения.
О причинах уже писали журналисты на основании экспертизы, предоставленной инженерами "Госдор НИИ" им. Шульгина.
В сентябре 2020 года мы с целым рядом общественных организаций при содействии МЧС провели здесь учения по ликвидации последствий тяжелых аварий. В результате МВД установило на трассе 4 камеры, и они действительно дали отрезвляющий эффект. Теперь там едут 70 км/ч. Но, увы, лишь в зоне действия камер – а это не более 10% трассы.
Но суть не в этом. Общественники решили поинтересоваться статистическими результатами действия камер – количеством ДТП и смертностью до и после начала видеомониторинга.
Ответ автодоровцев сначала мотивировал откупорить дорогое шампанское, но при более внимательном разборе поверг в полный шок. Те уверяют, что за весь прошлый год вплоть до июня 2021 года тут произошло всего лишь 28 ДТП, в которых не погибло ни одного (!) человека. Лишь один был травмирован...
Это при том, что даже Google знает, что в этот период тут произошел целый ряд моторошных ДТП, самое ужасное из которых – в июле 2020 года. Тогда в результате лобового столкновения из-за того, что виновник выкатился на встречку, погибла почти вся семья – 4 человека, кроме малолетней дочери. Но в Укравтодоре погибших в этом ДТП в упор не видят. Вот скрин отписки.
Печально! Но вернусь все же в заявленной теме – как найти панацею от этой пошести под названием бесконтрольное игнорирование ПДД.
Согласно пусть даже "кривой" статистике МВД, которая, напомню, фиксирует главным образом лишь смертность "на асфальте", ДТП в Украине происходит каждые три минуты, и каждые три часа гибнет человек, 7 погибших в день. Только за 2020 "ковидный" год количество аварий на украинских дорогах выросло почти на 20%. В лидерах, как вы догадались, Киев и Киевская область.
Тенденция на увеличение смертности на автодорогах Украины сохраняется. С начала 2021 года по 15 сентября уже произошло 29,5 тыс ДТП, что на 19% больше прошлогоднего показателя. Официально подтвержденных смертей 415.
Больше всего аварий в Киеве – 7135. Это на 13% больше, чем за аналогичный период 2020 года, хотя количество погибших сократилось на 33% – 12 человек. Второе место по количеству ДТП занимает Киевская область, где за два месяца зафиксировано 2747 инцидентов – на 54% больше, чем годом ранее. Но, слава богу, уровень смертности также снизился почти вдвое – 23. Правда, боюсь, лишь официально.
Такая корреляция связана с началом системной работы камер фотофиксации нарушений ПДД на столичных дорогах. Их наличие на проблемных развязках значительно отрезвляет лихачей, что отражается на сокращение жестких столкновений, особенно лобовых, когда избежать летальных последствий шансов мало.
Какова бы не была статистика, уверен, у государства есть инструменты добавить водителям мотивации для соблюдения ПДД. Ведь убытки бюджету из-за потери трудоспособности кормильцев достигают, по неофициальным данным, 70 млрд грн в год.
Камеры, безусловно, действуют! На мостах в Киеве движение стало на порядок более дисциплинированным. В результате наблюдается меньшее количество логистических проблем. Но этих камер слишком мало даже для того, чтобы охватить наиболее проблемные участи.
Установка камер и их эксплуатация – огромнейшие затраты для бюджета, которые, по сути, несем мы с вами. В целом ряде стран к этому подошли более предприимчиво. Опломбированные камеры видеорегистрации нарушений установили просто на автомашинах участников дорожного движения.
Таким образом каждый, кто стал свидетелем игнорирования ПДД соседом, может отправить на сервер полиции ролик, рассчитывая на вознаграждение в виде процента от начисленного нарушителю штрафа.
В результате выигрывают практически все. Социально ответственные водители получают бонус, бюджет значительно экономит на установке и обслуживании дорожных камер, а порядок на дорогах обеспечивает стабильность логистических коммуникаций и безопасность граждан.
В убытке лишь те, кто считает возможным ставить ПДД ниже уровня амбиций и собственного "комфорта" на дороге.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.