Рост акцизов и пошлин – это ради народа и казны. А что будет с экономикой?
В поисках денег правительство повышает или вводит пошлины и акцизы. Вот, что пишет сегодняшний "Коммерсантъ": "Рекордно низкие темпы инфляции не являются аргументом для правительства, которое планирует с 2013 года поднять акцизы почти на 8%. Подорожание, в частности, коснется табачной и алкогольной продукции, пива и автомобилей. В тех отраслях, где доля акциза в продукции небольшая – как, например, в производстве пива, - обещают не повышать цены, чтобы не терять потребителя. В других сегментах участники рынка ожидают незначительный рост."
А вот еще одна идея – ввести пошлины на импортные машины во спасение нашего автопрома. Опять. Снова и снова.
Так что если сейчас инфляция низкая, скоро она взлетит до небес. Почему об этом никто не думает?
***
Правительство в очередной раз планирует повысить пошлины на импортные автомобили. Причина прежняя: ради защиты отечественного производителя. Импортёры бьют тревогу, мол, машины и вовсе перестанут покупать. Но и те, и другие лукавят.
Власти, которая поднимет акциз на пиво, проигрыш на выборах обеспечен. Кажется, так рассуждал Уинстон Черчилль. Украинское правительство же, не стесняясь, повышает акцизы и сборы на всё подряд. На очереди – очередной скачок вверх пошлин на импортные авто. Такое решение в Министерстве экономического развития и торговли поясняют просто: из-за засилья иномарок страдает отечественный автопром. Введение санкций против импорта якобы автоматически приведёт к росту продаж местных товаров. Но это в теории. На практике, судя по опыту последнего десятилетия, всё будет совершенно по-другому.
Согласно специальному расследованию Минэкономики: с 2008 по 2010 год импорт оказал негативное влияние на внутренние производство и продажи легковых автомобилей с объёмом двигателя от 1000 до 2200 кубических сантиметров. Сейчас действует 10-процентная пошлина на импорт. В Кабмине предлагают взимать дополнительно 6,5% таможенной стоимости с автомобилей с объёмом двигателя литр-полтора, и 15% с двигателем более 1,5 л, но не более 2,2. В таком случае, по данным Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров, речь идёт о 80% всех машин, продаваемых в стране.
В Ассоциации отмечают, что введение 13-процентной надбавки к ввозной пошлине в 2009 году привело к сокращению сборов в бюджет на 85%. В то же время на 82% сократилось и внутреннее производство. По сути, падение отечественного автопрома тогда объяснялось не обилием импортных машин, а кризисными явлениями. Поскольку речь идёт о 2008 годе.
В нынешнем году ВАИИД прогнозирует, что новые пошлины могут повлечь за собой куда более серьёзные последствия – украинцы перестанут покупать машины и автосалоны опустеют. Но так ли это на самом деле?
Действительно, в результате повышения акцизов и пошлин, как правило, снижается объём потребления. Равно как: повышение налогов не всегда приводит к пополнению бюджета, поскольку бизнес в этом случае не развивается, а сворачивается. То же происходит и на авторынке. Но с другой стороны, прогнозируемое отсутствие спроса на машины – тоже не совсем правда.
Начиная с 2002 года, показатель продаж автомобилей в Украине неуклонно рос. Развивалось автомобилестроение и внутри страны. До мая 2008-го действовала ввозная пошлина на уровне 25%, и это не мешало импорту занимать около 70% авторынка. В том году ежемесячно в среднем продавалось 45 тыс. автомобилей. Рекорд продаж был установлен в октябре 2008-го. Фактически в разгар кризиса было продано более 47 тыс. импортных авто. Затем продажи упали и у импортеров, и у украинских автозаводов. В феврале 2009-го совместными усилиями удалось сбыть менее 10 тысяч машин. Падение рынка наблюдалось вплоть до конца 2009 года. Затем он восстановился, и до настоящего времени прослеживается рост.
Нужно признать: импорт действительно растёт в разы быстрее отечественного производства. Кривая продаж иномарок идёт вверх круче, по сравнению с украинскими авто. Но прежде, чем оправдывать проблемы местных производителей – импортом, следует проанализировать их доли на рынке.
Так, в январе 2002 года доля импортных машин составляла 85%. В январе 2005 года – сократилась до 54%. Казалось, импорт повержен, и наша промышленность отвоевала почти половину рынка. Но затем тенденция изменилась, и в январе 2007- го импорт достиг 68%, а в 2009-м был поставлен новый рекорд – 90%. Тут следует напомнить, что как раз в 2009 году начала действовать 13-процентная надбавка к импортной пошлине, которая должна была снизить импорт. На практике всё оказалось наоборот. Объём продаж ввозных авто продолжает расти и довольно быстрыми темпами. В то время как показатели отечественных производителей оставляют желать лучшего. Логично, что проблемы украинского автопрома давно пора искать не только и не столько в импорте.
Украинцы стремятся купить импортную машину, так как она просто лучше: красивее, надёжнее, быстрее.
Поэтому отечественный автопром должен задуматься не над тем, как ограничить наши возможности купить иномарку, а над тем, чтобы у нас желание купить отечественную машину. Что этому мешает на самом деле? Автопром испытывает дефицит двух ресурсов: новых технологий и грамотных специалистов. Значит, и усилия должны быть направлены именно на решение этой проблемы.
Но, к огромному сожалению потребителей, за всё, что придумало правительство, заплатят именно они. Предлагаемые чиновниками нововведения вряд ли спасут отечественного производителя. При этом мы уж точно станем беднее, потому как платить придётся больше.
Андрей Черников, журналист/ Валерий Шергин, автоаналитик
Эта колонка была опубликована в журнале "Фокус" N20 от 18 мая (то есть завтра)))) 2012 года
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.