Каха Бендукидзе: ''Отказаться от НДС сложнее, чем победить коррупцию'', Forbes
Неудача налоговой реформы 2010 года заставляет украинских чиновников и бизнесменов задуматься о неортодоксальных мерах. Налоговики предлагают ввести налог с оборота, а бизнес, уставший от махинаций конкурентов и бюрократов с налогом на добавленную стоимость, выступает за то, чтобы заменить его налогом с продаж. Чтобы разобраться в этой разноголосице, журналист Андрей Черников проинтервьюировал нескольких бизнесменов и политиков, имеющих сложившееся представление о новой налоговой реформе. Одним из его собеседников стал автор грузинских экономических преобразований Каха Бендукидзе. Полная версия интервью выйдет в книге, которую Черников готовит совместно с одесским предпринимателем Сергеем Чайчуком. Forbes публикует его журнальный вариант.
Украинская налоговая система всегда была очень сложной и запутанной. Налоговый кодекс, принятый в 2010 году, только усложнил правила, к которым все уже успели привыкнуть. В каком виде вы приняли налоговую систему Грузии, когда пришли в правительство, и как ее переделали?
Спасибо вам большое, но я не могу считать себя автором налоговой реформы. Я, безусловно, активно участвовал во всех реформах, но налоговый кодекс не может быть продуктом одного человека. Даже Наполеон Бонапарт не смог бы этого сделать.
Говоря "вы", мы имеем в виду правительство, в котором вы работали.
Налоговые кодексы всех стран бывшего СССР похожи друг на друга. После распада Союза Международный валютный фонд рекомендовал всем новым странам единообразную налоговую систему. У МВФ был налоговый кодекс воображаемой страны Таксастан – страны налогов. Все наши налоговые системы вышли из этой шинели. Таксастановская система, конечно, не идеальна. Она основана на НДС, что создает массу непреодолимых противоречий. Но затем каждая страна начала ее портить, добавляя новые налоги в силу каких‑то политических обстоятельств и интересов.
В 2004‑м в Грузии было более 20 налогов. Свой первый год новое правительство посвятило налоговой реформе. Базовая идея заключалась в том, чтобы, отринув все мелкие налоги, снизить ставки и уменьшить нагрузку по оставшимся. Мы перешли на плоский подоходный налог со ставкой 12%. До этого он доходил до 20%, если я правильно помню. Но его никто не платил.
Все налоги существовали в виртуальной реальности. В 2003 году налоговые поступления составили 14% ВВП, при этом значительная часть была уплачена не кэшем, а какими‑то зачетами.
Мы уменьшили социальный налог, оставили неизменным НДС и акцизы на специфические товары.
Была идея ввести налог на предметы роскоши, золото, икру, но это странная идея. Народ, мол, должен обрадоваться, узнав, что мы ввели налог на икру.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.