Можем ли мы дать Автодору еще денег? Разве что на распил
Минифраструктуры, Укравтодор и все региональные автодоры хотя бы из вежливости должны поблагодарить всех тех, кто уже два месяца активно возмущается ужасным (ужасным в пятой степени, я сказал бы) состоянием дорог.
Они должны поблагодарить и активистов группы "Я ненавижу Укравтодор", которых уже более 5000. Они должны сказать спасибо налогоплательщикам и автовладельцам (а также мотоциклистам, велосипедистам и пешеходам) из Житомира, Тернополя, Львовской области и других мест, где прошли акции против ужасных дорог, против бездействия автодоров, властей всех уровней, против их совместной, организованной преступной (то есть уголовно наказуемой) деятельности.
За что благодарить?
За то, что в авральном порядке были выделены дополнительные деньги на ямочный ремонт (то есть на еще один способ распилить бюджетные деньги, не получив результата).
За запуск асфальтовых заводов, которые до того простаивали, а теперь получили госзаказы. А ведь кому-то эти заводы принадлежат...
За увольнение одних начальников, ставших козлами отпущения (вполне заслуженно), и назначение новых, которые возьмутся за распил с новой силой и молодецкой энергией.
За снег и затянувшуюся зиму, потому что ямочный ремонт в феврале и марте по совершенно "объективным" причинам пошел коту под хвост, а теперь дорожники снова возьмутся за дело руками, растущими из задницы, и распилят еще больше денег.
Но они люди скромные, никого благодарить не спешат. А потому предпочитают делать сюрпризы: Мининфраструктуры предлагает Кабмину повысить акцизы на бензин и дизтопливо.
Как известно, расходы на финансирование дорог включены в этот акциз. Согласно госбюджету на 2013 год, сборы на строительство и ремонт дорог составляют 15,9 млрд гривен. В разговоре с руководителем одной из кафедр Национального транспортного университета, консультантом правительства и Укравтодора, я услышал, что на приведение дорог в порядок необходимо в 10 раз больше, то есть 150-160 млрд. По данным Азарова, – 450-500 млрд. Обе суммы выглядят космическими, потому как первая почти сопоставима со сборами от НДС, а вторая – со всем бюджетом страны.
Где их взять? И надо ли?
Совершенно бесполезно говорить о том, что объем теневой экономики тоже почти равен бюджету, и деньги, выведенные в офшоры, – тоже равны бюджету, и что объем воровства – тоже равен бюджету. Увы, у нашего президента нет желания бороться с коррупцией и воровством, теневой экономикой и прочим. Он вообще как бы во главе этих процессов, так что, как заставить козла не жрать капусту, сказать сложно.
И что же делать? Правильно – переложить всю финансовую ответственность за те дороги, которые дорогами назвать никак нельзя, на налогоплательщиков.
Пока мы возмущались ямами, фиксировали состояние дорог по всей стране, правительство запустило свою пиар-машину. Оно, очевидно, уверено в том, что нас таки уже убедили – денег на дороги надо больше, поэтому всем придется за хорошие дороги платить.
Но сколько?
"В министерстве инфраструктуры уверены: чтобы улучшить качество украинских дорог, стоимость акцизов необходимо повысить до минимального в Европе уровня, то есть со 198 евро за тонну бензина примерно до 466 евро", - пишет газета Коммерсантъ.
"Понятно, что у нас и зарплаты ниже, но тем не менее рассмотреть вопрос повышения акциза необходимо",- подчеркнул министр Владимир Козак.
По словам Козака, пишет газета, в министерстве рассчитывают таким образом улучшить качество дорог, что положительно отразится на уровне безопасности движения. Поверим министру? Конечно! Нам к вранью не привыкать.
И если сейчас, как сказал Азаров, каждый автовладелец уплачивает в год 992 грн акцизного налога, то теперь эта сумма вырастет до 2331 грн, или в 2,3 раза.
Литр бензина и дизтоплива, следовательно, вырастет в цене на 6-7 грн. То есть нам следует быть готовым к тому, что литр 95-го бензина вполне может стоить 18-19, а то и 20 гривен.
Такой рост непременно приведет к сокращению потребления, и, как следствие, к сокращению поступлений в бюджет.
Что ни говори, а в правительстве не дураки работают. Знают, как забить баки.
Но и это не все.
Одно из масштабных проявлений коррупции и воровства мы точно никогда не забудем – это компания Ливелла, которая почти год без уплаты налогов и акцизов поставляла топливо для всей страны. А ведь кто-то же ее создал. Кто-то ей эти льготы дал. Кто-то пустил деньги в обход бюджета. И кто-то потом, как сопливый, провинившийся школьник, говорит, что на дороги не хватает денег. И я не сомневаюсь в том, что вторая и третья Ливелла не заставят себя долго ждать, так как эта власть (равно как и предыдущие) иначе свою жизнь не представляет.
Поэтому повышение акцизов – это не про дороги. Это все – про новый распил бюджета. Никакой акциз не дает гарантий того, что он не будет украден.
Никаких хороших дорог в стране нет, и не ожидается, пока за то, что было украдено ранее, кто-то не отправится на освободившееся место после Юрия Луценко. Ах, ох, а кто ж виноват-то? Ну, виноват – не виноват, а присмотреться кое к кому можно, например, к бывшему шефу Укравтодора Владимиру Демишкану, который теперь стал счастливым обладателем депутатской неприкосновенности. Издание Forbes любезно пополнило папку с будущим уголовным делом против главного виновника торжества на дорогах.
А в случае, если правительство решится поднять акцизы (хоть в три этапа, хоть сразу), эту власть уже ничто не спасет. Под Укравтодор или Кабмин выйдет не кучка автолюбителей – туда съедутся все, от кого потребуют оплатить вот это:
Вы все еще хотите платить за это?
Больше ужасов на дорогах смотрите здесь – "Я ненавижу Укравтодор".
Бонус из Калуша:
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.