24 травня 2013, 13:40

Правительство повышает акцизы на топливо в два раза. К чему это приведет?

Около двух месяцев правительство морально готовило нас к тому, что акцизы на топливо будут повышены как минимум в два раза. Только так чиновники видят увеличение финансирования строительства и ремонта дорог. И вот теперь это становится реальностью.

В Укравтодоре уже подготовили проект закона, передали его в Минфин, и на следующей неделе он будет рассмотрен правительством, а затем – передан в парламент.

Как и ожидалось, по всем видам топлива повышение акциза будет двукратным, а дата введения новых акцизов назначена на 1 июня, то есть через неделю. Естественно, за такой короткий срок закон принят не будет, но 1 июля – тоже не далекая дата.

Но согласиться с повышением акцизов мы не можем. И причин тому слишком много, чтобы их не замечать.

Во-первых, налогоплательщики не могут и не должны давать деньги тому, кто все предыдущие годы делал свою работу из рук вон плохо. Правительство, которое опозорилось с дорогами, не имеет никакого права требовать больше денег за то, что оно делало и делает – отвратительное строительство, отвратительный ремонт. Добавлю к этому тонны вранья, которые льются на наши головы – то 95% дорог отремонтированы, то они будут приведены в порядок к 9 мая, то к концу лета. Но мы ездим по дорогам и ужасаемся тому, как наши деньги зарываются в землю.

Во-вторых, само же правительство очень много говорило о том, что дорожное хозяйство нужно реформировать. Звучали идеи о разделении Укравтодора на независимые подразделения (проектирование, строительство, контроль), а вице-премьер Вилкул даже написал какую концепцию реформ. Но про это все забыто, а нам было сказано "давайте деньги!". А где реформы? Где мы можем почитать концепцию? Как мы можем высказать свои пожелания? Нет, наше мнение никого не интересует.

В-третьих, на чем основано двукратное повышение акцизов? Почему именно на столько? Сколько денег Укравтодор получит в результате? Всего этого мы не знаем. Хотя можем предположить, что при любом повышении налогов на 100% их уплата и собираемость снижается. Это экономическая теория и практика. Знают ли о них в правительстве?

В-четвертых, несмотря на то, что общество требует прозрачности в финансировании дорог, правительство и Укравтодор плевать хотели на наши требования. Тендеры и госзакупки – закрытая информация. Коррупция в дорожной сфере после повышения акцизов расцветет буйным цветом: денег больше – контроля меньше. Почему на сайте Укравтодора нет данных о тендерах? Почему нет данных о конечных собственниках компаний, которые осваивают бюджетные деньги? Не потому ли что у начальников Укравтодора есть свои "свечные заводики"? Почему не создан спецфонд бюджета, который аккумулировал бы деньги от уплаты акциза и который налогоплательщики ну хоть как-то могли контролировать?

Но дороги дорогами, а есть и другие последствия повышения акцизов.

Почему-то в правительстве не подумали о том, что рост цены на товар должен быть мотивирован чем-то, кроме того, что "нужны деньги". Речь идет о качестве топлива, к которому у нас есть масса претензий и вопросов.

Что именно ввозится в Украину? Сколько акцизов уплачивается за импортируемое топливо? Как ввезенный для минимизации налогов суррогат потом превращается в ЕВРО-95? И почему во время путешествия по Европе расход такого же бензина на 25-30% меньше? Мы же используем бензин с такими примесями, с таким реальным октановым числом, что удивляемся, как нам удалось заправиться этим и выехать за пределы АЗС. Нередко АЗС продают бензины и дизтопливо, которые не являются тем, чем называются.

Нельзя повышать цену на топливо, не обеспечив его качество – от границы и до заправок. А в Украине контроль качества находится на низком уровне, если не отсутствует полностью. Госпотребинспекция, которая теоретически могла бы этим заняться, бездействует. Таможне, которая сейчас вошла в состав Министерства доходов, тоже есть чем заняться на границе. Сделайте ввозимый в Украину бензин качественным, и только потом начинайте разговоры о том, сколько мы должны платить налогов и как потом распределять эти деньги.

Стоит также отметить, что много лет в Украину поступает неконтролируемый и налогонеоблагаемый импорт. И рост акцизов стимулирует уход в тень, делать "бодягу" и уклоняться от налогов. И что нам запоет Укравтодор, когда не будет ни денег, ни дорог, ни топлива? Попросит заплатить еще?

А теперь о цене. Укравтодор уверяет, что бензин и дизтопливо подорожают на жалкие 10-20 копеек. Однако эксперты рынка нефтепродуктов все в один голос твердят, что двукратное повышение акциза приведет к росту цен на бензин от 1,5 до 2 гривен за литр, дизтопливо – больше одной гривны.



Более того, будучи нашими налоговыми агентами (мы платим за топливо, торговцы уплачивают из этой суммы акциз), АЗС далеко не всегда выполняют эту функцию. И так и будет впредь. Ведь система контроля остается прежней – коррумпированной.

На мой скромный взгляд, такое повышение цены – очень значительное. И оно приведет не только к сокращению потребления, а и к росту инфляции. Можете не сомневаться в том, что выросшие в цене автоперевозки моментально приведут к росту цен на все без исключения товары. Даже те, кто не имеет машины, ощутят на себе все прелести такой бездарной экономической политики, при которой вырастут цены на продукты и на проезд в муниципальном автобусе, не говоря уже о частном.

Впрочем, я слышал версию о том, что на самом деле правительство прощупывает границы допустимого, пугая нас акцизами, а на самом деле отвлекает наше внимание от чего-то более вопиющего. Не знаю, как можно закрыть наши глаза на происходящее, но чтобы акцизы – бездумные, необоснованные, преступные – не были повышены, мы должны сказать свое слово.

Поэтому каждый из нас может написать премьер-министру Николаю Азарову в Facebook, спросив, почему мы должны платить все больше за некачественный товар? Как нам контролировать расходование наших денег Укравтодором?

И, наконец, приходите и приезжайте на акцию, которую проводит Киевский автоклуб – автопробег. Он состоится в понедельник, 27 мая, в Киеве. В 10 утра сбор машин на площади возле монумента "Родина-Мать", оттуда колонна двинется по городу, чтобы к 14.00 добраться до здания правительства и вручить гению экономической мысли, премьер-министру Украины свои требования в письменном виде. Присоединяйтесь. Или проведите свою акцию там, где вы живете. Не дайте себя поиметь, ведь речь идет не только о деньгах, а и о нашей безопасности.

Обсудить повышение акцизов можно здесь.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Слова Павла Чубинского, музыка Людвига ван Бетховена

По словам очень многих людей, с которыми мне пришлось общаться последние дни, лозунги Оранжевой революции теперь не работают и даже раздражают...

Из Одессы с любовью

Ирина Медушевская...

Ассоциация с ЕС не была целью власти и оппозиции

Системная ошибка ЕС и Украины состоит в том, что вопрос ассоциации замкнулся исключительно на Юле, при этом ряд еврозаконов остались на втором плане, их мало кто читал, потому что у нас все хорошо усвоили, что никакие законы не работают, и эти тоже не работали бы...

Кто отвечает за дороги в Киеве? Вы не поверите

Может кто-то помнит, что по инициативе адвоката Лаврентия Царука два десятка водителей подали первый в истории Украины коллективный иск против Киевавтодора за плохое качество дорог...

Инвестиции, бизнес и ненасытность власти

На днях у меня была встреча в одном из ресторанов Киева. Кухня кавказская. Хозяин тоже из тех краев. Очень интеллигентный человек. Откуда именно, я не буду говорить, чтобы не накликать беды...

Широка страна моя родная: 1/370 часть госбюджета на 12 км дороги

11 сентября этого года Кабмин утвердил строительство и ремонт двух участков дорог в Харьковской области и Крыму. Первый обойдется бюджету в 848 млн грн, на эти деньги построят около 12 км объездной дороги вокруг города Валки, второй – 175 млн...