3 жовтня 2013, 09:25

Вышла книга ''Момент философии''

Вышла моя книга "Момент философии".

Мне было важно, чтобы в названии и в содержании книги речь шла именно о философии.

Меня интересовало не что есть философия, когда она уже состоялась, как этот вопрос традиционно и ставился в философии, а каковой должна быть философия, чтобы состояться как подлинная философия, как он прежде никогда не ставился.

Основой подхода к реализации так поставленной задачи стало представление об установках мышления.

Философию философией [любомудрием], а себя философом [любомудром] впервые стал называть Пифагор, когда спорил в Сикионе с Леонтом, тираном Сикиона или Флиунта "...; мудрецом же, по его словам, может быть только Бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть "мудростью", а упражняющегося в ней – "мудрецом", как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ ["любомудр"] – это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости".

Это изначальная мыслительная установка философии – мыслить во влечении к мудрости.

Что такое мыслительные установки вообще?

Установки мышления – это ориентация мышления в его собственном содержании.

Метафизико-методологический аспект – как мыслить, какие мыслеформы использовать.

Идеологический аспект – какие идеи предпочитать и какие отвергать.

Мировоззренческий аспект – в какую картину (конструкцию) мира встраивать эти мыслеформы и идеи.

Идентификационный аспект философского мышления – какие принципы, какие эмоции, переживания и мотивации считать порождающими собственно философское мышление.

С установками мышления имеет дело литература, наука и философия. Однако философия умеет их не только различать, но исследовать и порождать. Первейшей установкой мышления философии есть ориентация на само мышление.

То есть в основании (онтологии) философии лежит ориентация на само мышление. А транзитология философии есть мудрость – всестороннее и равновесное постижение.

Восточное совершенномудрие (Лао-Цзы) есть отказ от мышления, немыслительная ориентация на определенные немыслительные умения и практики.

Например, медитация есть отказ от мышления, от Я, от переживаний, эмоций и мотиваций, укорененных в чувственную реальность.

Цель западной философии (любомудрия) – мыслить чувственно-реальное.

Цель восточной "философии" (совершенномудрия) – постигать пустоту, сверхчувственное и нереальное.

С этой точки зрения, вся история философии есть смена используемых мыслеформ, предпочитаемых и отвергаемых идей, картин (конструкций) мира и идентификационного отношения к переживаниям самой философии.

Рамочные проблемы и вопросы книги:

1) почему современный мир находится в состоянии неадеквата и каковы причины этого;

2) какова роль постмодернизма как первой глобальной философии в порождении нынешнего состояния неадеквата;

3) идеологические, меметические и мыслеустановочные презумпции постмодернизма и их критический анализ;

4) критика представления о конце философии и постановка вопроса о подлинности философии в современном мире (нефилософия, философия и философоведение);

5) какова связь философии и действительности;

6) аспекты подлинной философии: предел, транзит, обобщение; степень мыслительной свободы, концептуальный потенциал, традипотентность, экзистенциальный мотив, новый концептуальный персонаж, новый концептуальный сюжет;

7) происхождение философии из преодоления экзистенции и доступа к трансценденции (момент возникновения философии);

8) выделение активных мыслеформ философии (экстремумов) и исследование кризиса экстремумов в постмодернизме;

9) предъявление конструктивистских экстремумов вместо проблемных экстремумов в постмодернизме;

10) философия как испытание жизнью и смертью;

11) бытование влиятельных философских школ на примере второй половины ХХ века;

12) идентичность философа и заповеди подлинного философа.

Книга есть в киевских магазинах "Є", "Академкнига", "Наукова думка".

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Катастрофа

Наша катастрофа має внутрішні причини, війна лише каталізувала кризу до катастрофи. Зазвичай ніхто не може підготуватись до катастрофи незмінним, бо це буде лише агонія: помреш стомленим...

Незвичайний панегірик на 33-тю річницю незалежності України

Вже – 33, це вік Христа на хресті і Його причастя духу. Так і ми в 33 на хресті, бо розпинають. Може й нам – пора до духу? Але чи готові ми до духу з душами, обтяженими неволею у країні, яка і досі не стала незалежною? Оголошення незалежності країни – це лише оголошення постколоніального статусу...

Що таке поразка?

З Древньої Греції через Корнелія Тацита, потім через міністра МЗС Італії часів Муссоліні Галеаццо Чано і в класичному її вигляді у Джона Кеннеді прийшла до нас відома фраза: "У перемоги сто батьків, а поразка – сирота"...

Як ми уявляєм перемогу?

Недавно один дуже віруючий у перемогу звинуватив мене в тому, що я не вірю в перемогу. Більшість думає, що уявлення про перемогу у всіх однакові...

Момент істини

1. Ми не витримуємо ліберальний шлях в Україні. Не дивлячись на війну, ми досі не воюємо ні за свободу, ні за вольності, ні за волю. Ми воюємо за націю, за своє, за своїх...

Правила катастрофи

Якщо ти живеш просто, то будь-яка складна угода для тебе кабальна. У складному світі будь-яка локальна війна є війна глобальна. Нагромадження простих рішень у складному світі веде до краху...