Как не надо разговаривать с Востоком Украины
Сейчас один из самых популярных дискурсов имеет название – "как разговаривать с Востоком Украины".
Чтобы тут долго не философствовать, хочу высказаться как полномочный дончанин и представитель Востока. Как человек, который в принципе понимает, почему его мама проголосовала за Януковича. Эти слова скорее о том, как не надо разговаривать с Востоком.
Во – первых, надо осознавать, что люди на Востоке Украины (а тут мы касаемся и Юга, и всех регионов, которые не очень поддерживают Майдан) НЕ глупее тех, кто стоит на Майдане. Понаехавшие в Киев дешевые наемники на автобусах "Икарус" – это не лицо Восточной Украины, это ее ж...па, заросшая паутиной от голода и нищеты. Принимать этих людей за носителей неких идей можно, но давать им слово в эфире – нельзя. Эти идеи в основном – о том, как прокормить детей за нищенскую зарплату и не потерять благосклонность начальника. Но, на Востоке есть мыслящая элита, в Одессе и Харькове ее не меньше, чем в Западной Украине. Надо искать общения с этим людьми, даже если они – противники Майдана.
Во – вторых, не надо никого "лечить", не надо "открывать людям глаза", и без вас тошно. Разумные люди на Восточной Украине все понимают. Просто находятся в состоянии оцепенения, и не могут пока признаться себе самим, что их обманули. Это медленный, долгий процесс. Например, вы вложили деньги в недвижимость, а дом не строится, но вы пять лет верите в то, что его все-таки построят. Также бывает, когда вы отдали свой голос подонку. На Востоке идет глубокая работа над собой. Рано или поздно, результат мы увидим, и он будет неплох.
В-третьих, не надо говорить, что на Востоке живут рабы, "совки", люди, которые не разделяют ваши ценности. Это неправда, различия между регионами в Украине не столь уж значительны. Дело в том, что смысл понятий "права человека", "верховенство права", "свобода слова" в этих местах малоизвестен. Ни университетские кафедры, ни НГО в свое время об этом не позаботились, а бессменная Партия регионов и не собиралась никому объяснять эти вражеские для нее термины.
Тем не менее, это не значит, что европейские ценности, ценности среднего класса, являются чуждыми для "немайданной" элиты. Просто так случилось, что "свобода слова" по-донбасски, например, это уже давно не журналистика, а чистейшая пропаганда интересов власть имущих вкупе с переработанно на украинский лад российской ахинеей. Непосредственную роль в превращении журналистов в проституток сыграл Ринат Ахметов, структуры которого выкупили почти всю прессу Донбасса, постепенно превратив ее в мусор.
Но изменить ход истории невозможно, его можно только замедлить, скрывая от людей правду, но ненадолго. Европейское будущее одинаково для всей Украины, и это сознают мыслящие люди во всех регионах.
В-четвертых, огромное количество людей на Востоке недовольны нынешней властью не меньше, чем проактивная часть "майдановцев". Однако, им не нравятся методы борьбы, предложенные оппозицией на данном этапе, и от личностей оппозиционеров их тоже тошнит. Если не вести диалог с этими людьми, то в следующий раз они опять проголосуют за что-то типа Януковича.
В -пятых, большинство украинцев – вполне рассудительные люди, не исповедуют крайние националистические или крайние "советско-антифашистские" идеологии. Когда по телевизору показывают изображения Сталина в руках полоумных деятелей, это прекрасно формирует в людях взвешенное отношение к действительности и желание быть подальше от крайних политических проявлений.
И последнее, смена региональных элит – дело самих регионов. Жители Донецка или Луганска отчетливо осознают, что их местная власть находится гораздо дальше от простых граждан, чем власть в Ивано-Франковске или Львове, они завидуют западенцам, которые лучше могут организвать свою жизнь даже в глубинке. В их сердцах есть глубокие сомнения относительно порядочности, честности и компетентности местных руководителей. В силу природной нерешительности они внимательно смотрят, чем закончится Майдан. И победа Майдана даст им больше шансов для организации общественных движений на местах, а проигрыш Майдана загонит назад во внутреннюю эмиграцию.
Все будет решаться в Киеве, но Майдан в Киеве одинаково нужен и в Черновцах и в Торезе, даже если основная масса наблюдает за происходящим по телевизору. Майдан не менее важен для тех, кто против Майдана, чем для тех, кто за. Такой парадокс.