''Дело Мартыненко''. Секретный договор, изъятый при обыске в Чехии
Решение Николая Мартыненко сложить полномочия депутата вызвало бурные дискуссии в начале этой недели. Некоторые пользователи соцсетей даже начали восхвалять его за героизм. На самом деле, этот шаг – знак отчаяния премьер-министра Арсения Яценюка.
Мартыненко принесен Яценюком в сакральную жертву во имя добрых отношений с вице-президентом США Джо Байденом, который на следующей неделе прилетает в Киев.
Мне удалось побывать в Вашингтоне на этой неделе, когда службы Байдена, Госдепартамент и аналитические центры готовили визит американского лидера в Украину. На всех встречах звучали три фамилии – Мартыненко, Кононенко и Шокина – как людей, которые своим присутствием в окружении Яценюка и Порошенко убивают доверие не только к нынешнему премьер-министру и президенту, а ко всей постреволюционной Украине, только усиливая нарастающую зарубежом "усталость от Украины".
Решение Мартыненко уйти, которое еще должен утвердить парламент, снимает только одну проблему – его пребывания в высшем законодательном органе. Однако его интересы продолжают работать на ключевых государственных предприятиях Украины, зарабатывая деньги в собственные карманы.
Несколько недель назад я писал о том, как Мартыненко поставил свою австрийскую прокладку Steuermann ("Штауэрманн") для трейдерских операций на стопроцентно государственном предприятии урановой отрасли Восточный горно-обогатительный комбинат.
Мартыненко отрицает связь с компанией Steuermann, однако мной были получены доказательства, что данная фирма находится под его контролем, а также контролем бизнес-партнера Мартыненко Давида Жвании.
Так, источники в офисе компании Steuermann сообщают, что с середины 2000-ых там постоянно видели тогдашнего помощника Жвании и главу наблюдательного совета "Диамант-Банка" (принадлежит Жвании и Мартыненко) Игоря Керезя.
Steuermann являлась партнёрской компанией для фирмы "Бринкфорд" Жвании, а также выступает миноритарным акционером Запорожского абразивного комбината, где контрольный пакет находится в руках Жвании. Сотрудники фирмы Steuermann Вольфганг Айбергер и Мария Лапиньш знакомы со Жванией с 1990-ых годов. Сам Жвания тоже регулярно бывал в офисе Steuermann в Вене.
Сегодня, когда поднялся шум из-за роли Steuermann в поставках урана госкомпаниям Украины, Жвания обвинил Мартыненко в том, что тот использовал компанию без его согласия для операций с ураном.
Эти же фигуранты – Вольфганг Айбергер и Мария Лапиньш – являются номинальным владельцем и директором другой прокладки Bollwerk, которая вывозит продукцию с другого украинского государственного предприятия титановой отрасли – "Объединенная горно-химическая компания", которая управляет Иршанским и Вольногорским горно-обогатительными комбинатами.
По оценке источников, за девять месяцев 2015 года "Объединенная горно-химическая компания" экспортировала 150 тысяч тонн титанового концентрата на общую сумму 1,17 миллиарда гривен, при этом 80% этого объема на сумму 959 миллионов ОГХК экспортировала в 35 стран мира, но почему-то через австрийского посредника.
Однако если деятельность Мартыненко на урановых и титановых активах только предстоит изучать правоохранительным органам, история со взятками Мартыненко за контракты на "Энергоатом" уже расследуется прокурорами в Швейцарии и Чехии.
После публикации документов швейцарского запроса по делу Мартыненко, а также обнародования этих документов на брифинге в парламенте и передачи их лично в руки премьер-министру Яценюку, в социальных сетях началась кампания ботов якобы из-за того, что обнародованные файлы не являются убедительными.
Главные претензии сводятся к тому, что не опубликован основной договор между чешским заводом "Шкода" и панамской компанией Мартыненко Bradcrest, на швейцарские счета которой перечислялась "комиссия" (иными словами – "откат") за поставки оборудования на атомные электростанции Украины.
Сегодня я обнародую этот документ, изъятый на заводе "Шкода" при обыске в Чехии в декабре 2014 года, который является попыткой легитимизировать платежи на счета Мартыненко.
В договоре сказано, что компания Мартыненко будет "поддерживать "Шкоду" и предоставлять услуги по продвижению продаж оборудования и услуг "Шкоды" на украинском рынке по согласованному сторонами соглашения списку номенклатуры".
"Украинский рынок" в данном случае – это государственный "Энергоатом". Сами списки поставок содержатся в дополнениях к контракту.
Так, на продаже оборудования по хранению отработанного ядерного топлива на Ровенскую АЭС при контракте 3,3 миллиона евро комиссия Мартыненко составила 15%. На поставках такого же оборудования на Запорожскую АЭС при размере контракта 3,4 миллиона евро он получал аналогичный 15-процентный "откат".
На поставках 70 единиц "control rod drive mechanism", которые стоили 13,6 миллиона евро, Мартыненко полагалось 18% "отката". И так дальше. Максимальная "комиссия" составляла 20% на контракте в размере 5,5 миллионов евро.
Депутат от "Народного фронта" – не единственный коррупционер при власти. Однако "Дело Мартыненко" примечательно тем, что уже проработано независимыми следователями, а его проступки должны стать назиданием для других.
Это классический кейс "преступлений белых воротничков" – коррупционных злоупотреблений, которые часто сложно доказать, потому что компании открывают на подставные лица, а банковская тайна охраняется суровыми законами. Однако в случае с Мартыненко, как и 20 лет назад в истории с Лазаренко, сама Швейцария взяла инициативу в свои руки и выявила всю цепочку получения взяток и отмывания денег на своей территории.
В сложившихся условиях Украине только оставалось завершить проделанную работу и выдвинуть обвинения Мартыненко и его подельникам. Но, вопреки тому, что вся доказательная база была передана Швейцарией в Украину еще в марте 2015 года, генпрокурор Шокин не открывает уголовное производство в отношении Мартыненко.
Почти год бездействия привел к потере доверия не только со стороны граждан, депутатов, но и западных лидеров, которые содержат украинское государство за счет европейских и американских налогоплательщиков.
Ни в Вашингтоне, ни в Брюсселе, ни в Берлине, ни в других столицах не понимают, почему жители их стран должны жертвовать своими деньгами – в условиях неспособности Украины ни собрать налоги со своих олигархов, ни наказать своих же коррупционеров, разграбивших страну. Тем самым Шокин подписал себе политический приговор – его отставка с должности остается вопросом времени. Надеюсь, приезд Байдена приблизит этот момент – в условиях неспособности властей разорвать коррупционный сговор, остается надежда на иностранных друзей Украины.