Города-сироты. Славянск, Краматорск, ...
Сегодня я был в Славянске.
Полупустой город. Света нет. Вода – роскошь. Магазины закрыты. Кто живет в городе так и осталось загадкой. Либо уехали, либо попросту испугались.
При въезде удалось поговорить с несколькими местными жителями. Людмила Степановна лет шестидесяти много рассказывала о том, что ей не платили пенсию, о разрушенных домах и несобранном урожае. Все время повторяла, что очень рада, что все закончилось и что "давно ждала своих". А на прощание как бы невзначай, вежливо поинтересовалась: "А вы это...вы же с Украины приехали, да?".
Ее земляк, мужчина лет шестидесяти был более откровенным. Грустно и как-то отрешенно рассказал, что у его кума сын погиб на блокпосту, на соседней улице – знакомая девушка, а вчера ночью в сторону леса убежало человек десять-пятнадцать "этих, ну вы поняли..." с рюкзаками. Говорили долго, а потом он не выдержал и таки спросил: "А зачем вы вообще к нам? Ну жили бы вы там у себя, а мы тут у себя – всех же все устраивало". Я спорить не стал, не было смысла. Спросил только, хорошо ли было с "этими, ну вы поняли..."? Замолчал ненадолго. Потом выпалил: "Не знаю. Ху...во было. Еды не было, сна не было, но и вас не было".
Светлым пятном оказались только две девушки, со сдержанной радостью разгуливавших в толпе солдат и расспрашивавших, когда в городе появится свет. Одна в красном, другая – в черном. У той, что в красном муж уже три недели в заложниках у сепаратистов, а у той, что в черном – погиб.
Долго в городе пробыть не удалось. Обстоятельно удалось осмотреться только в здании горадмиистрации. Все очень знакомое, но совсем другое. Вы помните захваченное здание КМДА во время Майдана? Вот тоже самое. Только рядом с кучками матрасов и еды еще и горы разного рода оружия и боеприпасов. И фортификация пограмтоней.
Оружие складывали прямо в коридорах. Уходя расставили много ловушек, растяжек и фугасов. В здание можно было войти только после саперов и то, по ходу находили еще и еще. Еду хранили в подвале – коробки с сосисками, огурцы, помидоры, лука, картошка и соответствующий запах. Там же в подвалах матрацы и много одеял – видимо готовили как бомбоубежище.
И тир. Длинный коридор, обсыпанный гильзами, по которому расставлены приспособления для тренировки стрельбы лежа и сидя. А вместо мишени почему-то портрет Юлии Тимошенко. (Позже в кабинетах нашли фотографии и других врагов – на стенде для метания дротиков висели крупные планы Александра Турчинов, Игоря Коломойского и Дмитрия Яроша).
Это из запомнившегося. Завтра все эти кадры завтра будут в первом репортаже из Славянска на hromadske.tv.
Потом был Краматорск, стрельба танком по старому автомобилю, совсем молчаливы жители? но и еще одно светлое пятно – девочка лет семи-девяти с украинским флагом и мужчина, выбежавший на площадь с шампанским.
Назад на базу ехать было тоскливо. Еще две недели назад взятие Славянска казалось победой. Это и правда победа. Но сегодня от этого грустно. Потому что уже скоро мнгие города станут осиротевшими детьми, которые сначала почувствовали себя преданными родной матерью, а теперь их цинично и жестоко покинула еще и мачеха-самозванка.
(фото по приезду в Киев)