24 квітня 2015, 02:22

Ринат Ахметов шантажирует государство (документ)

У украинских олигархов сдают нервы. Вслед за охраной Игоря Коломойского, сорвавшейся в защищать активы Привата, в Киев приехали гонцы Рината Ахметова, чтобы отстоять позиции ДТЭКа. Вооруженных людей сменили шахтеры.

Но если действия Игоря Коломойского и по форме, и по сути были нервными спонтанными, Ринат Ахметов куда более системный, а последствия от реализации его планов могут поставить крест на реформе энергетического сектора.

У меня есть основания утверждать, что события последних дней в Киеве, а именно – забастовка шахтеров, съезд шахтерских профсоюзов, требования об отставке министра энергетики и атаки на правительство и президента якобы со стороны отрасли – это часть единого плана по защите интересов компаний Рината Ахметова на энергорынке. А если быть точнее, попытки бизнесмена приостановить любые действия по реформированию рынка электроэнергии и сохранения статус-кво монополиста.

В моем распоряжении есть детальное описание всех мероприятий, которые планирует реализовать менеджмент компаний Рината Ахметова в ближайшие месяцы.

Этот документ был разработан директорами компании ДТЭК под руководством генерального директора компании Максима Тимченко.

Внутреннее название документа – "Крепость". Само его существование не является секретом – о нем уже давно говорят на рынке, его обсуждают эксперты и чиновники отраслевых госучреждений.

Документ состоит из четырех Модулей, описывающих стратегию по защите интересов ДТЭК и тактические шаги в период с января по май текущего года. Дедлайны некоторых мероприятий, приведенных в документе, запланированы на июль-август. Между тем, большая часть мероприятий уже должны быть выполнены.

План "Крепость" был принят на уровне правления компании, а за его реализацию отвечают девять директоров различных направлений и дочерних предприятий, входящих в состав ДТЭК.

Здесь я публикую только общее описание этого плана без указания фамилий и должностей лиц, причастных к его разработке (все они указаны в детальном плане).

Ниже, под документом я привел доступный анализ ситуации для тех, кто не обладает специальными знаниями в сфере энергетики, но хочет понять, что вообще происходит.











Я уже направил в Генеральную прокуратуру, СБУ и МВД соответствующие запросы с просьбой проверить причастность менеджмента компании ДТЭК к организации и финансированию отраслевых протестов, вмешательство в деятельность органов государственной власти, попытках оказания незаконного воздействия на чиновников с целью защиты коммерческих интересов.

Помимо этого, понимая, что под праведным предлогом борьбы с монополиями могут осуществляться попытки передела энергорынка, предлагаю Ринату Ахметову и компании ДТЭК предоставить общественности и правоохранительным органам всю имеющуюся у них информацию и документы, подтверждающие факт недобросовестной конкуренции или давления на менеджмент компании. В том числе, со стороны президента, премьер-министра, бизнесмена Константина Григоришина и главы Минтопэнерго Владимира Демчишина.

В случае, если менеджмент компании ДТЭК будет отрицать существование подобного документа, готов предоставить и опубликовать перечень всех лиц, ответственных за реализацию проекта "Крепость", а также более детальный план мероприятий, часть которых уже реализована. Помимо этого в ближайшее время я передам детальный план "Крепости" общественным организациям для анализа и подготовки ответных шагов.

О ЧЕМ РЕЧЬ. КРАТКО

В целом монополия – это не зло, если она, во-первых, таковой признается, а во-вторых, контролируется.

Тот факт, что компания ДТЭК Рината Ахметова является абсолютным монополистом на рынке угля, необходимого для генерации электроэнергии, известен экспертам и чиновникам на протяжении многих лет.

Однако все эти годы компаниям господина Ахметова удавалось уходить от этого определения банальным назначением на ключевые должности лояльных менеджеров. В частности, главы Антимонопольного комитета (АМКУ) и НКРЕ (Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг).

Схема была простая. Манипулируя различными цифрами регулятор признавал, что на самом деле Ринат Ахметов контролирует не Х% рынка (угля, электроэнергии и т. п.), а Y%. Эти цифры передавались в АМКУ, деятельность компаний признавалась законной, и на этом вся антимонопольная активность государства заканчивалась.

Но если монополист долгое время не контролируется, рано ли поздно его главным инструментом коммуникации с обществом и государством становится шантаж.

В данном случае речь идет о рынке электроэнергетики. Уголь составляет примерно 70% в структуре себестоимости электроэнергии производимой тепловыми станциями. ДТЭК поставляет примерно 67% этого объема угля.

Таким образом, пользуясь своим монопольным положением, Ринат Ахметов может диктовать практическую любую цену на свою продукцию, влияя на конечную стоимость электроэнергии. Ситуация усугубляется еще и тем, что в течение последних 23-х лет государство вынуждено было дотировать убыточные шахты и покрывать потери производителей электроэнергии из государственного бюджета, то есть из нашего с вами кармана.

В минувшем году ДТЭК выставлял цену для своего угля в размере 1100 грн/тонна. По этой цене уголь входил в себестоимость электроэнергии, и исходя именно из этой цены устанавливались тарифы, в том числе на электроэнергию, которую производит ДТЭК.

В этом году компании Рината Ахметова заявили, что тот же уголь будет стоить 1500 грн/тонна. И поскольку ДТЭК монополист, отказаться от угля государство не может.

Теперь давайте посмотрим в структуру этой новой цены и выясним, что же случилось – почему возросла цена. Согласно отчетам самой компании, львиную долю надбавки составляют затраты на покрытие разницы курса валют при переоценке кредитного портфеля и собственно проценты по кредитам.

То есть, фактически, ДТЭК требует у государства учитывать свой уголь по завышенной цене, чтобы иметь средства для выплаты процентов по своим долларовым кредитам и компенсации роста курса доллара. Чтобы было понятнее: кредитный портфель ДТЭК составляет $3 млрд (!).

Иными словами Ринат Ахметов вынуждает налогоплательщиков разделить с ним потери ДТЭКа из-за повышения курса валют и помочь выплатить проценты по кредиту. А чтобы "просьба" о помощи выглядела убедительней, в Киеве появляются шахтеры, бастующие против невыплаты зарплат и банкротства отрасли.

Но самое интересное в этой схеме то, что согласно данным самого ДТЭК, повышая себестоимость своего угля, компания не заложила на повышение зарплат шахтерам ни одной копейки. (Для понимания, с первого квартала 2014 года до первого квартала 2015 года ДТЭК увеличил себестоимость угля на 86%; зарплата шахтеров не менялась)

Еще раз. У Рината Ахметова большие валютные кредиты. Растет курс доллара. Он растет не только для ДТЭК, но и для шахтеров, которые добывают уголь на шахтах ДТЭК. Видя приближающийся дефолт, менеджеры господина Ахметова включают в себестоимость угля свои потери по кредитам и предъявляют государству новую цену, ни минуты не задумываясь о зарплатах шахтеров. А когда государство отказывается принять новую цену, ДТЭК выводит на улицу тысячи шахтеров, протестующих против банкротства отрасли и требующих отставки министра.

На данный момент Ринат Ахметов преследует две цели. Первая, краткосрочная, – выиграть время для реструктуризации долгов ДТЭК, в том числе за счет государства. Вторая, более важная – сохранить монопольное положение на энергорынке и не допустить пересмотра тарифообразования на энергоносители.

Главный враг Рината Ахметова – министр топлива и энергетики Владимир Демчишин. Я не берусь здесь защищать господина Демчишина или давать оценку его работе, это дело экспертов. Главная угроза, которая исходит от министра для компаний ДТЭК состоит в переоценке доли энергорынка, контролируемой Ринатом Ахметовым и, как следствие – возможное использование антимонопольного законодательства для принудительной реструктуризации монополии.

Как с этим бороться – в следующий раз. Пока давайте ждать реакции президента, премьера и правоохранительных органов.

powered by lun.ua

Законопроект #3822 – єдиний шлях до інвестицій в оборонну промисловість

Інвестиції – головна причина, чому оборонці потрібен законопроект #3822. Це не політика, а проста арифметика та здоровий глузд. 💸 Щороку в Україні на розробку нових зразків озброєння та військової техніки українські оборонні підприємства витрачають не більше 2-3% чистого прибутку...

Законопроект #3822 – чому ''Укроборонпрому'' потрібна корпоратизація

Сьогодні в управлінні "Укроборонпрому" – 99 державних унітарних комерційних та 7 казенних підприємств. Це і заводи, і конструкторські бюро, і компанії-спецекспортери...

Укроборонпром не має контрактів з Російською Федерацією з 2014 року

Стокгольмський інститут досліджень проблем миру (SIPRI) розповсюдив інформацію, що нібито Російська Федерація входить у трійку найбільших покупців українського озброєння...

''Укроборонпром'' розпочав інвентаризацію інтелектуальної власності

Ми готувались до цієї новини майже чотири місяці. Сідайте зручніше, розкажу вам про свій самий амбітний проект у Концерні "Укроборонпром". Впевнений, для багатьох з вас слово "активи" здебільшого асоціюється з майном – спорудами, устаткуванням, земельними ділянками тощо...

Все, що в оборонці, має залишитись в оборонці

Чотири місяці тому я зайняв посаду директора з активів Державного концерну "Укроборонпром". Наприкінці минулого року деякі дружні видання назвали мене "державним рейдером", який начебто переписав на Концерн сотні тисяч квадратних метрів оборонних заводів на майже на мільярд гривень...

Геополітичний ексгібіціонізм

Уряд Російської Федерації ввів економічні санкції відносно Державного концерну "Укроборонпром" та однієї з наших компаній "Укрспецекспорт". Санкції передбачають блокування безготівкових грошових коштів, бездокументарних цінних паперів і майна, а також заборону на перерахування коштів та виведення капіталу за межі території Російської Федерації...