Неизвестная афганская война: восстание советских пленных в Бадабере. Ровно двадцать один год назад закончился вывод армейских частей СССР из Афганистана. Ч.2
Принятие мусульманства было одним из главных условий сохранения жизни для советских солдат. Правда, решением добровольным. Выжить иначе в плену было почти невозможно.
К сожалению, из-за смены имен со славянских на мусульманские и появления как бы людей без прошлого, стопроцентно установить, кто был участниками Бадаберского восстания, сейчас практически нереально. Только по рассказам упомянутого выше узбека Рустамова, который уже ушел в мир иной, и еще нескольких очевидцев того сражения. Спецслужбы предоставляют какую-то информацию, но процентов восемьдесят документов доныне засекречены.
А с мамой Сергея Коршенко я общался. Она все еще не верит в смерть сына. Рассказала сон, приснившийся ей, когда она была беременна им. Сон, убеждена она, вещий. Дрались четыре воробья, три покрупнее и совсем маленький. Его те, что постарше, забили совсем, и он исчез. Мать испытала дикий ужас потери родного существа, но в этот миг малыш снова появился возле нее. У этой женщины четверо сыновей вместе с Сергеем и она верит, что он жив, что вернется, – воспоминает Валентин Ровнера.
Те, кто находился в Бадабере, тоже приняли Ислам. Но это не помешало им держаться вместе. Абдурахмон вел себя скрытно. По мнению видевших его военнопленных, никаким водителем, попавшим в руки моджахедам при перевозке чая, он, конечно, не был. Пытался поддерживать форму, занимался специфическими упражнениями. Как-то в шутку предложил охраннику ногой разбить лампочку, подвешенную к потолку. Тот, понятно, и воспринял это как шутку: потолки два с половиной метра. А шурави присел на корточки, расслабился, потом напрягся как пружина и взлетел в воздух. Лампочка лопнула от удара ноги. Со всего лагеря сбежались моджахеды, чтобы увидеть цирковой трюк. А потом усилили охрану пленников. Они прекрасно видели, как возле Абдурахмона сплочаются другие советские.
Что касается "трюкача", то и в плен он, как выяснилось, попал не так как сотни других военнослужащих. Виктор Духовченко был одним из основных элементов крупнейшей войсковой операции по освобождению захваченных в неволю солдат. На тот момент у него за плечами было семь лет службы в спецназе Главного разведывательного управления Министерства обороны СССР.
Условия содержания ужесточили, но издеваться над пленными моджахеды не стали. Они вообще мучили и пытали далеко не всех, преимущественно делали это даже со своими, афганцами. Шурави слишком дорого стоили, поэтому, по словам самих душманов, шкуру им старались не портить. А вот провинившегося охранника, допустившего побег, вполне могли подвергнуть самой страшной для мусульман каре: отсечь голову. Впрочем, не в Бадабере. Оттуда никто не убегал: вокруг пустыня, горы, арабы и сотни километров до своих. Не выжить беглецам. Моджахеды это понимали, поэтому могли слегка расслабиться, тем более, относились они к шурави так, чтобы у тех и желания особого не возникало бежать. Например, кормили в основном тем, что и сами ели. Но чего-то они все же не досмотрели, не уловили. В лагере зрел план, который, по-видимому, стал наиболее дерзким и, быть может, самым трагичным во всей десятилетней миссии интернациональной дружбы. В Бадабере он, вернее сказать, дозревал до финальной стадии, непосредственной операции по физической реализации, а рожден был далеко за пределами Афганистана, в кабинетах руководителей ГРУ.
Каждую пятницу моджахеды заставляли пленных чистить привезенное в лагерь оружие, хотя надобности в этом принципиальной не было – все оно, смазанное и обернутое вощеной бумагой, могло нетронутым храниться десятилетиями. Во время очередной такой чистки Абдурахмон обратил внимание, что в лагере кроме охраны никого не остается. Пятница все-таки, святой для каждого мусульманина день, нужно идти молиться в мечеть. Туда воины Ислама и отправлялись, оставляя для присмотра за пленными всего двух вооруженных сторожей – одного непосредственно у ворот, второго на крыше склада с оружием. Чтобы узнать сколько все охранников, а также выяснить план тюрьмы и лагеря, спецназовец пошел на хитрость. Он предложил душманам сыграть в футбол: сборная СССР против сборной Афганистана. Через несколько дней матч состоялся и завершился со счетом 7:2. В пользу советских военнослужащих, разумеется. Четыре мяча оказалось на счету Абдурахмона. А еще спустя несколько суток пробил час "Икс".
Окончание следует.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.