Богдан Хмельницкий был атлантом
О, ради бога, не считайте, что любить родину
– значит ругать иностранцев.
(Фёдор Достоевский)
По дороге в Суботов, мы не стали надолго останавливаться у Матронинского монастыря. Да, этот "украинский Шоа Линь" помнит древнерусских иноков, казаков Наливайко и Хмельницкого, гайдамаков Зализняка и Чучупака. Но нынче это женский монастырь и пара десятков смиренных монахинь навряд ли хранят традиции лихих казаков-характерников, которые были нам особенно интересны.
В интерьере типичной украинской хаты Национального историко-культурного заповедника "Чигирин"
Подольше мы остановили свой внедорожник лишь в селе Суботов. Оно раскинулось на правом берегу реки Тясмин километрах в десяти от города Чигирин и является историко-архитектурным заповедником.
Пока спутники фотографировались у дорожного знака, разговорился с местным старожилом. Седовласый, в ветхих "вышиванке" и "трениках", он пас коз на околице села. Старорежимный дедушка не был похож ни на эпического казака, ни на былинного волхва, однако немало озадачил меня ребусом:
От Богдана ты рождён в пятницу это хорошо, сегодня же пятница.
А село так называется, потому что было основано в субботу?
Нет, это от костра у нас название такое, старик увидел, что к нам подходят мои спутники, закончил аудиенцию и отошёл к своим козам.
Мама говорила, что родила меня в пятницу, но откуда загадочный козопас это узнал, ума не приложу! Остальные его слова и вовсе не поддавались пониманию. До поры.
Оказывается, суботка – это жертвенный очаг, что вечно курился пред идолом древнеславянского божества Перуна. Вечный огонь, что полыхает перед памятниками ВОВ, стало быть, имеет происхождение от перуновой суботки. Наверняка помните детскую речёвку:
Гори, гори, ясно,
Чтобы не погасло!
Это, надо полагать, говорится про суботку на Перуновом капище, ведь детский фольклор зачастую хранит стародавнюю память народа.
Издревле Суботов было местом поклонения громовержцу Перуну покровителю князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне. С распространением христианства, славяне Перуна стали называть иначе – Илиёй-пророком. Среди русского народа Илия-пророк пользуется особенным уважением. И даже признан покровителем воздушно-десантных войск.
Как известно, в XVII столетии Суботов был родовым имением и резиденцией Богдана Хмельницкого. Тогда же по приказу и на деньги гетмана Хмельницкого построили Ильинскую церковь. В ней в 1657 году он и был похоронен.
Символическая рака-усыпальница праха Богдана Хмельницкого
Несмотря на попытки турков, поляков, а потом и большевиков разрушить храм Илии (Перуна), церковь уцелела. А вот мраморный саркофаг-усыпальница в ней пуст. Сотрудник Национального историко-культурного заповедника "Чигирин" Виктор Гугля склонен думать, что староста гетманской разведки Лаврентий Капуста перезахоронил тела Богдана, его сына Тимофея. Существует легенда, что последнее пристанище прах Хмельницкого нашёл на Пасхальной горе возле Суботова.
Ограбленный итальянскими пиратами саркофаг-усыпальница епископа Николая Мирликийского, храм во имя св. Николая, город Демре, Турция.
Нахожу определённое сходство Ильинской церкви с пустым саркофагом Хмельницкого в Суботово и церковью св. Николая Чудотворца в городе Мира (Демре, Турция). В IV веке епископом города был святитель Николай; здесь же он был захоронен в мраморном саркофаге. В мае 1087 года мощи святителя были вывезены итальянскими пиратами в город Бари. Но опустевшему саркофагу, украшенному орнаментом из свастики, по сей день поклоняются паломники и освящают на нём иконы.
Храм во имя пророка Илии в селе Суботов, Чигиринский район, Черкасская область, Украина.
Вне всякого сомнения, Суботинская церковь во имя святого Ильи – место не менее сакральное и широко известное. Когда мы осматривали её интерьеры, то краем глаза наблюдал за другими посетителями, приехавшими к церкви на дорогом кроссовере с российскими номерами "регион 199". Это московский номер. Москвичи-родители привезли в Ильинскую церковь худенькую дочку с большими и больными глазами. Мне по роду деятельности приходилось видеть много наркоманов. Девушка явно была из их числа. Полторы тысячи километров преодолели москвичи, чтобы привезти свою больную дочь в это древнее чудодейственное место, дабы обрела она исцеление. Бог всех хранит. Только срок хранения разный.
Казалось бы, каких только христианских святынь ни сосредоточено в Москве. Тут тебе и мощи блаженной старицы Матроны, и святого Валентина, и святомученников, да страстотерпцев! А едут иные москвичи всё равно к нам в Украину, в Суботов, в Ильинскую церковь, что стоит на древнем Перуновом капище. Может, от того, что панк-молебен Pussy Riot выявил всю алчную неприглядность московского института РПЦ?
Церковная хвала прогнивших вождей
Крестный ход из черных лимузинов
В школу к тебе собирается проповедник
Иди на урок – принеси ему денег!
Патриарх Гундяй верит в Путина
Лучше бы в Бога, сука, верил
Пояс девы не заменит митингов -
На протестах с нами Приснодева Мария!
(из панк-молебна Pussy Riot)
Уникальные кресты древних казачьих могил близ Ильинской церкви села Суботов.
Сразу за Ильинской церковью можно обнаружить намогильные каменные кресты, зарисованные в своё время Тарасом Шевченко. Вне всякого сомнения, они сохранились только благодаря рисунку поэта.
Те кресты старинного казацкого кладбища, что не запечатлело шевченковское перо, были уничтожены большевиками. Один из сохранившихся памятников имеет форму мальтийского креста, а другой – кельтского. Почему? Загадка. Такая же, как фигура пленного казака в главном храме мальтийских рыцарей в Валлетте.
Ильинская церковь изображена на пятигривневой купюре. Туристы имеют обыкновение фотографироваться у стен храма с этой синей банкнотой в руках.
Метрах в трёхстах от Ильинской церкви расположено "замчище" Богдана Хмельницкого. Так называют место его бывшего поместья. В наши дни имя Богдана Михайловича связывают с подчинением царству Алексия Михайловича. Мол, если бы не гетман Хмельницкий, Украина не попала бы в зависимость от Москвы на триста лет. Всё кажется простым, если сам ничего не делаешь.
Богдан Хмельницкий в Чигирине, Нестор Махно в Гуляй Поле, Василий Чучупака в Холодном Яру, Семён Петлюра в Киеве, зачинатели Западно-Украинской республики и Карпатской Руси все они, пусть не надолго построили государства с демократическим укладом, который мы опять пытаемся воссоздать на много лет позже. Люди, которые говорят что этого сделать невозможно, не должны мешать тем кто это делает.
Богдан Михайлович, в отличие от многих предшествующих и последующих "гетманов-атаманов" был политиком с государственным мышлением. И среди обычных людей того времени он выделялся с первого же взгляда. Для начала ростом – около двух метров. По словам Виктора Гугли, личная боевая сабля Богдана Хмельницкого позволяет иметь представление о его росте – не менее 1 м. 90 см. В Суботово помнят о великом росте Богдана Михайловича и, наверное, поэтому рослых мужчин порой называют "от Богдана".
Мне сразу вспомнился высоченный царь индейцев майя Пакаль. Он тоже был двух метровый, в отличие от своих полутораметровых подданных, что позволяет утверждать учёным-атлантистам, будто бы Пакаль был родом из атлантов, обучивших майя математике и астрономии.
Наш Богдан Хмельницкий точно является атлантом, на ком держится наша украинская государственность.
Уместно вспомнить и о двухметровом российском атланте императоре Петре I. Сходство царя и гетмана ещё и в том, что оба любили кофе и оба стали зачинателями традиции потребления этого напитка среди своих подданных. Младший Пётр, как известно, пристрастился к кофе в Голландии, а старший Богдан, надо полагать, привёз эту привычку из турецкого плена.
Композиция с казаками. Музейно-этнографический комплекс "Дикий хутор", село Буда, Чигиринский район. Черкасская область, Украина.
В Суботове настоящим открытием для нас стали сведения об уже упомянутом мною соратнике гетмана – Лаврине Капусте. Это исторический персонаж и, вместе с тем, какой-то сказочный. Говорят, что видел он людей, что называется, насквозь и о собеседнике знал сразу же такое, чего тот и сам не помнил или скрывал от других. Потому-то Капусту и назначил Хмельницкий старостой своей разведки. Прозвище своё Лаврентий получил от умения фехтовать сразу двумя саблями – рубил противника "в капусту", сразу с двух сторон. И казаков для охраны "замчища" Капуста подбирал таких живучих даже в самых тяжелых условиях, с насмешливым отношением к смерти и опасности.
Есть люди с которыми ты общаешься в силу общей среды действий. А есть те, для общения с которыми, ты эту среду формируешь. Это твои люди. Сомневаться не приходиться, Лаврин Капуста был казаком-характерником.
В 1654 году Суботов посетил антиохийский патриарх Макарий, едущий из Чигирина. Сопровождавший его Павел Алеппский писал: "... гетман [Богдан Хмельницкий – авт.], чтобы увеличить пышность дворца, строит насупротив него, на возвышенности, каменную церковь св. Илии пророка. Мы заметили в её строении несколько громадных камней, величина которых возбудила в нас изумление. На вопросы наши нам сообщили, что камни эти привезены из города, принадлежавшего татарам, в пяти милях отсюда, где татары имели большую мечеть. Гетман разрушил её и увез камни для сооружения из них этой церкви".
Два ровных прямоугольных белых камня из татарской мечети в основании сторожевой башни "Замчища" Богдана Хмельницкого в селе Суботов.
Известно, что Богдан Хмельницкий разобрал татарскую мечеть на стройматериал в отместку татарам за вероломство. Две тысячи татар сначала союзничали с Хмельницким, а потом переметнулись на сторону польского короля. Хмельницкий не даром провёл годы в турецком плену, он знал чем можно особенно досадить крымским мусульманам. Их мечеть была особенная, камень для неё брался не местный, его привезли аж из Крыма. И вот частично этот крымский камень присутствует в кладке Ильинской церкви, а частью его можно найти в обустройстве каменной сторожевой башни.
Рассказывают, будто бы ровные белые ступени из камней мечети Лаврентий Капуста коварно приказал положить перед входом в полуподвальное помещение, где велись конфиденциальные переговоры с турецкими и татарскими посланниками. Ежели посол строптивился, то ему сообщали, де, прошёл по ступеням, сделанным из стен мечети – попрал пророка Мухаммеда ногами своими. Сюда шёл – не знал этого, простительно. Отсюда выйдешь, значит, ногами своими нечистыми осквернишь ещё раз исламскую святыню!
В обмен на то, чтобы мусульманского посла пронесли над ступенями на руках или ковре, приезжие переговорщики были готовы идти на многие уступки, лишь бы не выйти из башни кощунником. Такое было время.
Кто знает, может и наличие мечетных камней в крепостных стенах иных украинских городов спасало их от пушечного обстрела турецкой армии. Не могли турки в свои святыни стрелять, вот и становились осадой на долгие месяцы, да штурмовали стены по-старинке с приставных осадных лестниц, теряя от нерешительности больше, чем от неверного решения. Кто-то назовёт такую защиту коварством, а кто-то казачьей смекалкой.
Обыкновенная вода, мягкая, прохладная. "Три колодца" в селе Суботов.
В южной части Суботова в глубокой балке, называемой "Скалка", находятся три колодца, что выкопаны по приказу Богдана Хмельницкого. В "Скалке" во времена Чигиринской республики находился полевой казацкий госпиталь. Из двух колодцев поили казацких коней, один предназначался для людей. А нынче эти три колодца символизируют Беларусь, Россию и Украину. Так было или иначе стало, только пусть представления ультра-националистов о том, как всё должно быть, не мешают нам наслаждаться тем, как всё есть.
Памятный камень у "Трёх колодцев", установленный в годы Советской власти.
Колодцы заполнены целебной водой с ионами серебра. Так говорят. Впрочем, не вооружённым глазом ионов не видно, только листики и веточки. По преданию, надо испить водицы из всех трёх колодцев, дабы преисполнится братской любви. Тут же лежит черпак для паломников. Зачерпнул, отведал. Мир, братцы, принадлежит тем, кто ему рад!
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.