Украина прощается с демократией
Более года страна ожидает реформ, и одна из самых ожидаемых – реформа МВД. Правозащитники, активная общественность и специалисты предлагали и горячо обсуждали ключевые моменты реформы – децентрализация, открытость, подотчетность общественности. Были предложены на обсуждение несколько законопроектов от разных инициативных групп. И вот в четверг, 21 мая, Верховная Рада рассматривает законопроект N2822 "О Национальной полиции". Этот документ – очередной на тему реформирования МВД в соавторстве Яценюка – Авакова – Згуладзе.
Открывая его, хотелось увидеть, как реализовались заявленные самим же руководством МВД принципы и идеи реформирования. К сожалению, даже неглубокий анализ данного документа приводит к выводу, что в нем нет никаких реформ. Он не только не позволяет надеяться на достижение целей и реализацию мечты гражданского общества – сделать полицию защитником гражданина, но, напротив, его имплементация приведет к противоположным результатам.
Беглое знакомство с законопроектом N2822 приводит к заключению, что власть не хочет децентрализации. Нет даже намека на нее. В документе не упоминаются ни региональный, ни муниципальный уровни, без которых не может быть перераспределения полномочий и этой самой децентрализации. В статье 15 (полномочия министра) прямо заложены старые советские нормы: "утверждает планы работы" и "принимает решения о распределении бюджетных средств".
"Открытость" и "подотчетность" в документе озвучены, но и только. Фактически, никакой отчетности перед местной громадой нет. Не прописаны механизмы. Популистская фраза о гражданском контроле тут же перечеркнута "обязательным составом комиссии": трое от полиции, два представителя общественности. Говоря языком футбольных фанатов, со счетом 3:2 всегда будут побеждать "менты".
Идем дальше. В действующем пока еще законе "О милиции" есть такое: "В подразделениях милиции не допускается деятельность политических партий. При выполнении служебных обязанностей сотрудники милиции независимы от влияния политических партий и других гражданских объединений". В проекте, как и в реальной жизни, об эту норму вытерли ноги. Чтобы не мешала строить светлое оруэлловское будущее?
Революционно новым в этом документе является, пожалуй, использование слова "однострій". Видимо, позаимствованное у англосаксов слово "униформа" показалось законодателю чересчур не патриотичным.
Появление этого законопроекта приобретает зловещий оттенок. Не так давно Яценюк и Аваков вынесли на рассмотрение другой документ: "Проект Закона об органах внутренних дел" N2561. Правозащитники о нем сказали просто: рождается монстр. В подчинение министерства МВД должны войти полиция, пограничная служба, миграционная служба, служба чрезвычайных ситуаций и Национальная гвардия. Заметьте, все это – военизированные и военные формирования.
Какая связь между этими законопроектами и в чем признаки угрозы? Опыт показывает, что ничего не происходит просто так. Особенно в политике. "Политический момент" сегодня примерно такой – группа "Народный фронт" растеряла остатки доверия и вряд ли имеет политическое будущее. В связи с обвинениями в масштабной коррупции и конфликтом с остальными политическими силами, будущее конкретных людей из этой группы вне политики выглядит уж очень непрезентабельно. Один из возможных сценариев остаться у власти – удержать ее силой. Что для этого нужно?
Моделируем ситуацию: принимаются оба закона и дальнейшее реформирование замораживается. Что там недавно сказала Эка Згуладзе? Что-то типа: "Реформы будут идти еще 10 лет. Это непрерывный процесс". И мы получаем вертикально интегрированную, жестко централизованную структуру. Какие еще условия необходимо выполнить? Нужно убрать контроль. То есть, реформировать прокуратуру по-настоящему, как и обещали избирателю. Прокуратура лишится функции следствия и надзора, сконцентрируется на государственном обвинении, и МВД лишится своего партнера-контролера.
Кто останется после этого на "силовом поле"? Кто сможет противостоять новому монстру? Коррумпированное СБУ? Армия? "Укрощать" МВД с помощью армии, это все равно, что убирать заусеницу бензопилой. Такие вещи называются "чрезвычайная ситуация", "военное положение" и "гражданская война".
Принятие 21 мая депутатами Аваковского законопроекта N2822 вполне вероятно будет означать прощание с демократией. И с Петром Алексеевичем Порошенко, заодно.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.