Будущее всего мира зависит от Украины. Предложение проведения межрелигиозной международной конференции в Украине. Встреча в институте философии и религиоведения АН Украины. Часть 2
Вопрос: Ваш анализ ситуации в Украине в контексте геополитики чрезвычайно глубок и заслуживает особенного внимания. Мы, по сути, за эти два года уже привыкли к этой ситуации. Со стороны вы ее видите лучше. Что касается вашего предложения о всемирной конференции религиозных лидеров и той миссии, с которой вы пришли, провести такую конференцию с инициативой выслушать, мне это очень нравится. Это миссия вестника мира. Вы встречались уже тут с двумя религиозными лидерами. Интересно, как они отреагировали, и блаженный Гузар, и представитель ислама. Может быть, вы встречались и с другими. Как они воспринимают все эти ваши идеи и предложения? Находите ли вы общий язык?
Сэнсэй: Саид выразил сильное желание сотрудничать и поддерживать. Но прежде всего большинство церквей должны согласиться и сделать точные конкретные шаги по осуществлению совместной инициативы. Им нужна полная поддержка Государственного комитета по делам религий. Мусульманская сторона полностью готова сотрудничать и участвовать. С бывшим патриархом, кардиналом, с которым я встречался вчера, у нас был очень глубокий разговор. У него очень ясное сознание, и он хорошо понимает реальную политику, и опасность, в которой находится Украина, и многовековую имперскую историю России. И он знает, что Европа не защитит Украину, если Россия решит захватить ее. Европа не готова защищать Украину, он это видит, он очень реалистичен. Но он готов донести мою идею до других церквей. Он думает, что нужно больше действовать. Необходима объединенная совместная акция – вот что он сказал. Поэтому я и пришел сюда сегодня, чтобы попросить вас связаться с Украинской православной церковью Киевского Патриархата. Если УПЦ КП и Римско-католическая церковь вместе выступят, у нас уже будет совместная инициатива. Я хотел бы, чтобы вы тоже выдвинули такую совместную инициативу.
Вопрос : У вас есть намерение встретиться с представителями православных церквей Московского Патриархата, Киевского Патриархата?
Сэнсэй: Я готов, но лучше, если это сделаете вы. Если ситуация сложится благоприятным образом, мы готовы присоединиться к вам.
Вопрос: В одном из ваших интервью я прочитал такую оригинальную мысль, вы сформулировали ее тремя словами: "Let them in". С точки зрения вашего пацифизма вы призывали украинцев позволить агрессорам войти в Украину и потом начать тяжелую партизанскую борьбу или гражданское сопротивление. Сейчас, когда вы приехали в Украину и увидели текущую социальную ситуацию, вы продолжаете предлагать такую идею или же отказываетесь от нее, признаете частичную нецелесообразность этой идеи? И еще я хотел бы, если позволите, спросить о выступлении религиозных лидеров. Есть множество международных институций, таких как Всемирный совет церквей, Саммит религиозных лидеров мира, которые уже десятилетиями призывают политических лидеров остановить агрессию разных стран мира, прекратить производство и распространение ядерного оружия. Но политические лидеры не прислушиваются, поскольку мы живем в секулярном мире, где религиозные лидеры не играют какой-то заметной роли. Можно ли получить от вас ответы на эти два вопроса. Продолжаете ли вы призывать украинцев к отказу от вооруженной борьбы с агрессором? И кажется ли вам достаточно эффективным выступление именно религиозных лидеров, или же необходимо обязательно привлекать политических лидеров или военных к этим выступлениям.
Сэнсэй: По первому вопросу. Это было своего рода провоцирование людей в Украине. Такой вариант возможен: пассивное, ненасильственное сопротивление. Это одна из основных ненасильственных стратегий, которая всегда остается как одна из опций. Но для эффективности этой стратегии вам необходимо обучить ей весь народ, а также чтобы был настоящий лидер и чтобы было достигнуто национальное согласие. Такая стратегия рассчитана не на один-два года, а на 10-20 лет. Но она всегда остается как вариант, как великая стратегия, особенно когда размеры стран – Украины и России – настолько разные, равно как и военная мощь их несоизмерима. С военной точки зрения немыслимо сопротивляться России. Поэтому такая стратегия остается как один из вариантов. Но достижение национального согласия требует очень трудного обсуждения между людьми.
Филиппович: Уважаемый Сэнсэй, на ваше предложение собрать религиозных лидеров в Украине от себя скажу: я бы включилась в эту работу, тем более, что у нашего отделения и у меня лично есть большой опыт проведения таких мероприятий и участия в них. Вы знаете, что мы с Анатолием Николаевичем Колодным были на всемирных парламентах в Риге и собираемся ехать в этом году в Америку, в Солт-Лэйк-Сити в штате Юта на мероприятие, где ожидается 10 тысяч участников, 80 национальностей и 50 вер. В программе этого мероприятия мы видели, что пригласили Далай-Ламу, и мы очень хотели бы поприсутствовать и пообщаться с этим человеком.
И поскольку мы задействованы и знаем рамки таких встреч, я хочу сказать вам прямо: у вас романтическая идея, это идеалистическая идея, если можно так выразиться. Но я думаю, что без таких идей, наверное, человечество никуда бы не двигалось. Если есть возможность ее продвинуть, надо продвигать, потому что в 2013 году тоже это была совершенно безумная идея – выступить против преступного режима Януковича. И видите, как вышло. Правду говорят, мы не ожидали, а оно произошло. Я хочу, возможно, немного разочаровать и себя, и вас. К сожалению, наше украинское общество еще не достигло такого масштаба мышления, который необходим, чтобы решать такие задания.
Ни наш президент, ни наш премьер-министр, ни министры нашего правительства пока что не мыслят глобальными категориями. И мы понимаем почему: ситуация в Украине такая, что нужно решать насущные вопросы, а не вопросы будущего. Я очень слабо верю в то, что такая встреча может состояться в Украине. И это не неверие в наши силы, а это неверие в силу западных правительств и силу религиозных лидеров за рубежом. А что им мешало зимой 2013 года дать такую поддержку Украине?
Со стороны Папы Римского это только молитвы и плачи. Со стороны Вселенского Патриарха – это снова только молитвы и плачи. Они никуда не обращались, только отделывались общими словами. А отчет Всемирного совета церквей вообще был скандальным для Украины, поскольку нам Всемирный совет церквей рекомендовал, чтобы УПЦ МП была единственным миротворцем в Украине. Но до сих пор присутствие этой церкви, особенно на фоне результатов Майдана, говорит о том, что это единственная церковь, которая не является миротворческой. Как можно агрессора назначать миротворцем? А она практически является агрессором. Очень хотелось бы увидеть на украинской земле религиозных лидеров, но, наверное, масштаб их понимания еще не такой, чтобы приехать сюда и решать это дело. Мне сдается, что наши философы, в частности мы, больше готовы для таких инициатив, чем политики и религиозные лидеры. Мы очень разочарованы в европейских лидерах и европейских религиозных лидерах. Даже не знаю, что сказать. Но мы будем прикладывать все усилия.
Сэнсэй: Я понимаю ваш пессимизм, основанный на вашем личном опыте. Но знаете, ядерная война стала сейчас очень реальной угрозой. В этом отличие сегодняшнего дня от последних нескольких лет. Поэтому могут появиться люди, которые поймут срочность такой инициативы.
Вопрос: Я хочу спросить, можно ли согласиться с таким тезисом. У меня много статей, которые касаются миротворческих операций, анализирую я и, собственно, дела Иоанна Павла Второго, Бенедикта Шестнадцатого. Но я, возможно, сейчас хочу услышать резонанс, потому что проблемы экономики, проблемы политики, проблемы войны – это проблемы кризиса духа. Этот кризис колоссальный, европейский и мировой. Это раз. Значит, выход должен быть в преодолении этого кризиса духа. Дух этот всегда индивидуальный, это всегда ответственность за то, что ты делаешь, какую сторону духа ты выбираешь – сторону войны или сторону мира.
Мы выбираем на своих рубежах сторону войны. Мы потребуем ответа от тех людей за ту их сторону зла, которую они нам предложили. Для нас это конкретная ситуация, а не глобальная, потому что это наши семьи. Ситуация моего сына, который простоял весь Майдан, а потом 4 месяца отлежал в больнице с кровотечением, потому что кто-то безответственно осуществил этот акт насилия над его свободой и над его духом. Поэтому мне кажется, что возвращение к миру – это проблема духовной революции каждого отдельно взятого человека.
Принцип ненасилия – это не потворство злу, это ответственность каждого человека за выбор позиции по отношению к злу. И поэтому, когда мы говорим о принципе ненасилия, это колоссальная активность – не делать всего того, что размножает зло, что размножает братоубийственную войну. Это активность, причем мощная. Активность в том, чтобы ограничить зло, в том числе даже путем такой братоубийственной войны. Иного способа на сегодняшний день ограничить насильника я не вижу. Поэтому необходимо срочно произвести эту революцию духа. Она нам понятна, эта революция может быть на основе христианской этики, потому что она логична и исторична для Украины. Эта революция может быть на основе религиозных систем Востока: буддизма, джайнизма, даосизма – всего что угодно. Согласны ли вы, что мир начинается с индивидуальной революции духа, с принципа ненасилия, через насилие над злом?Допускаете ли вы насилие над злом, над его распространением?
Сэнсэй: Хотел бы отметить один момент, который упускается во всех дискуссиях. Что касается духовности, сознание каждого не является отдельным, оно связано с другими. И в конфликтных ситуациях, ситуациях разделения, то, что происходит внутри вашего сознания, одновременно происходит и снаружи. То есть, когда вы демонизируете другую сторону конфликта, она точно так же демонизирует вас. Как сломать это – вот ключевой вопрос.
Вопрос: Преодолеть демона в нас?
Сэнсэй: Да. Но это легко сказать. Но как применить этот динамизм к реальным действиям, к массовому сознанию, когда обе стороны видят друг в друге демона – это ключевой вопрос.
Колодный: Еще один вопрос.
Вопрос: Пускают ли Дзюнсэя Тэрасаву сейчас в Россию?
Сэнсэй: Еще нет.
Вопрос: Демоны не пускают?
Сэнсэй: Да. (смеется)
Вопрос: Украина – потерпевшая сторона от агрессора. Скажите, пожалуйста, не могли бы вы эти самые идеи мира предложить нашему агрессору – России. Весь мир стал заложником ее агрессии. Закончилась Вторая мировая война, и состоялся Нюрнберг, где были достигнуты некоторые компромиссы, вычеркнули одно, второе, пятое, десятое, и с того времени мир стал заложником, потому что агрессор находится в Совете безопасности ООН, и так далее. Вы не могли бы предложить свой проект мира агрессору, чтобы снизить его агрессивность, чтобы он задумался над ядерным концом мира?
Сэнсэй: Достучаться – очень важно. У вас есть какие-нибудь предложения, как достучаться до России?
Мнение зала: Никак. Другая реальность.
Колодный: Заканчиваем. Идея Сэнсэя интересная. И, возможно, действительно то, что Людмила Александровна Филиппович говорила, что мы едем на Парламент религий мира, и там мы делаем отдельную секцию, будут представители всех религий. Но на Парламенте религий мира они между собой как-то дружны. А попробуйте Папу Римского посадить рядом с Московским Патриархом. Они же смотрят друг на друга, как кошка на собаку, или наоборот. Поэтому прежде чем собирать их по поводу Украины, их нужно между собой помирить в религиозной сфере. Они же друг на друга смотрят как на дьявола, как на черта, потому что он, видите ли, в другую религию верит. Поэтому очень сложная проблема – реализовать предложение Сэнсэя, но оно благородное. Он думает, что, возможно, все эти лидеры испугаются, что скоро будет атомная мировая война и что в ней мы все погибнем, и тогда до них дойдет, что нужно мириться. Но дойдет ли до них, если за все это время до Путина не дошло. Что он затеял, и что он делает!
Но все равно спасибо, дорогой Сэнсэй, что пришел к нам с добрым словом. Вспоминаю, как мы ходили по Японии вместе. Так что у нас память осталась, мы вспоминаем и благодарны тому, что принимал нас там у себя дома, и когда мы ходили по Японии, мы немного узнали Японию. Там был тогда Конгресс историков религии, который проводил брат императора. Вот я не знаю, будет ли таким же конгресс в Германии, на который мы скоро едем, а тот был шикарный, и Сэнсэй принимал в нем активное участие. Так мы познакомились и уже не первый раз встречаемся, когда он приезжает в Украину. И в следующий раз, когда приедешь,скажи, что приедешь, мы тебя примем у себя дома так же, как ты принимал нас у себя дома в Японии. Спасибо.
Перевод Феликса Шведовского
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.