15 травня 2015, 19:14

Диалог между Блаженнейшим Любомиром Гузаром и Достопочтенным Дзюнсеем Терасавой. Часть первая.

Гузар: Какая ваша коренная религия?

Сэнсэй: Буддизм, из Японии.

Гузар: Как давно существует буддизм в Японии?

Сэнсэй: Достаточно длительный период. Буддизм пришел туда из Кореи и Китая, но зародился в Индии около тысячи лет до этого и затем пришел в Центральную Азию, а оттуда – в Китай, Корею и, наконец, Японию. Только через тысячу лет после Будды буддизм пришел в Японию, где история буддизма насчитывает 1400 лет.

Гузар: Долгое время. Очень интересно. Должен признать, что, к сожалению, я знаю очень-очень мало о странах, которые вы упомянули, а также о религиях, распространенных в этих странах.

Сэнсэй: Я также должен признаться, что знаю совсем мало о вашей греко-католической традиции. Прошу вас заранее простить меня за примитивные вопросы о ней.

Гузар: Да, пожалуйста, продолжайте.

Сэнсэй: Где находится главная церковь вашей традиции, что-то наподобие Ватикана для католиков?

Гузар: Видите ли, для нас католическая церковь универсальна, едина, но существует в различных странах и имеет два аспекта. Это универсальный аспект и локальный аспект. Локальный – это язык, культура, искусства, духовность и так далее. Христианство пришло в Украину не через Рим. Если взять европейское направление, христианство пришло в Европу двумя путями – через Рим и через Византию. Когда мы говорим о Византии, то это время Юстиниана, VI век. И христианство также пришло на территорию, которая сегодня является Украиной, но формально оно пришло в Украину в конце X века. Князь Владимир сделал византийскую форму христианства официальной религией своего государства. Его государство включало сегодняшнюю Украину, а также части России и части Белоруссии. Там жили разные племена, и ему удалось собрать их на основе этой сильной веры. Он искал религию, которая объединит их, а также позволит Украине установить внешние контакты, которые с географической и культурной точки зрения для нас наиболее естественно складывались с Византией, то есть Константинополем. Киев является центром этой локальной религиозной структуры. Мы, греко-католики, с точки зрения нашего расположения здесь являемся украинцами и следуем византийской традиции христианства, которую очень часто называют православием. Но в то же время мы, греко-католики, признаем папу римского как преемника святого Петра, как того, кто является символической фигурой единства. Итак, мы почитаем папу римского, находимся в единстве с ним, но имеем свою собственную, специфическую форму христианства. Это означает, что христианство прежде всего универсально, поскольку везде всех христиан объединяет Писание, Откровение, Таинство, нравственное учение, но христианство также локально: язык, культура, формы молитвы, формы духовности, теология. Не вера, а теология разная. Вера – одна и та же у всех, но каждая поместная церковь по-своему пытается понимать веру, и это теология. Таким образом, наша теология в этом смысле особенная, также как и форма молитвы, культура, архитектура, музыка, иконы – все это специфически киевское. Киев мы называем матерью восточно-славянского христианства. Благодаря Киеву не только вся Украина стала христианской, но также и то, что сегодня называется Россией и Белоруссией, приняли христианство от Киева.



Сэнсэй: Каковы отношения между патриархом Московским и вашей церковью?

Гузар: Московская патриархия разработала свой особенный поместный аспект, но изначально она произошла от монастырей, от монахов, которые принесли христианство на территорию России. Есть три государства: Украина, Россия и Белоруссия. Это не один и тот же народ, а три разных. Киев стал центром племен, живших вокруг него. В Россию монахи и клир пришли из Киева, но они крестили местные народы там, которые отличаются от народов вокруг Киева. То же самое и с Белоруссией. Эта история насчитывает несколько столетий, и таким образовалось три различных общины. Русское государство и Русская церковь стали очень сильными и в 1589 году царь России объявил Русскую церковь патриархией. Наша церковь в то время была одной из митрополий Византийской империи. Россия, поскольку она была очень сильной политически, но также имела особенную поместную историю, уже в конце XVI века сформировала собственную патриархию, которая была признана другими патриархиями не сразу, но достаточно скоро и признается до сих пор. Мы, греко-католики, имеем много общего с Московской патриархией, но у нас нет никаких реальных контактов с ней. Но в Украине есть много христиан, которых мы называем конфессионально православными. Это означает, что они не признают папу римского, они образуют Московскую патриархию, и многие украинцы принадлежат к Украинской православной церкви, которая находится в общении с Московской патриархией. Мы, греко-католики, не находимся с ней ни в каком общении.

Сэнсэй: Насколько я знаю, у Византии нет никакой преемственности. В Константинополе исчезло христианство после того, как Турция стала Оттоманской империей...

Гузар: Мы находимся в общении с Византийским патриархом много столетий, но точнее говоря, православные в Украине, те, кто являются конфессионально православными, были в общении с патриархом Константинополя, который остается патриархом и при турецком правлении по сегодняшний день. Патриарх Константинополя признается первым среди равных. Традиционно среди всех православных юрисдикций он занимает первое место. Мы рассматриваем себя также православными. В нашей литургии мы так и называем себя, потому что слово "православный" означает того, кто правильно славит. Православие – это правильная форма восславления Бога. Но мы должны разделять православие как форму христианства и православие как конфессию. Например, Русская православная церковь и Украинская православная церковь являются поместными церквями, не находящимися в единстве с папой римским. А мы, принадлежа к православной традиции, тем не менее находимся в единстве с папой римским.

Сэнсэй: Понятно. Так называемое восточное христианство и восточная церковь... Я путешествовал по Центральной Азии, Индии, Пакистану и Китаю, а на самом раннем этапе своей истории христианство распространилось в Центральную Азию благодаря апостолу святому Фоме. И даже в Таксиле в Пакистане есть остатки сирийской несторианской церкви, которая распространилась в Китай и даже Японию на самом раннем этапе истории христианства. Есть ли у них какое-то отношение к вашей традиции?

Гузар: Нет. Иерусалим – это большой центр христианства. Другой большой центр – Антиохия, и еще один – Александрия, сейчас это Египет, христианство в Египте, в Африке. Антиохия – это сегодня Сирия. Когда император Юстиниан основал Константинополь и сделал его центром так называемой Восточной Римской империи, она приняла форму христианства, которая появилась в Иерусалиме, но испытала сильное влияние Сирии. Например, великий учитель византийской традиции – святой Иоанн Константинопольский, он родился в Сирии, но затем он принес иерусалимско-сирийскую традицию в Константинополь, где была очень сильная греческая традиция. В Византии на самом деле сложилась греко-сирийско-иерусалимская форма христианства. Апостол Фома не принадлежал к ней. Из всех апостолов он единственный, кто покинул Иерусалим, пошел на Восток и основал христианство в Индии. И это индийская малабарско-маланкарская традиция. Однако мы должны помнить, что христиане с Запада также пришли в Индию.

Сэнсэй: После Ренессанса?

Гузар: Да. Сейчас в Индии небольшая часть христиан принадлежат к традиции святого Фомы, а большая часть – это латинизированные христиане, последователи иезуитских проповедников Игнатия Лойолы. Они живут, например, на Гоа.

Сэнсэй: Меня очень интересует связь Среднего Востока, Иерусалима, и Индии во времена до Иисуса Христа. Александр Македонский за 300 лет до Христа из Греции добрался до Пенджаба. И многие греки и скифы с побережья Черного моря и с Кавказа вместе с Александром Великим мигрировали в Индию. Там после Александра и за 300 лет до Иисуса великий индийский царь Ашока, который был буддистом, также имел контакт с теми греческими солдатами, которых привел Александр Македонский. Они создали уникальную форму буддизма в Греко-Бактрии и Гандхаре, где глубоко перемешались греческая традиция и буддийская традиция, и процесс этот был инициирован Александром Великим и царем Ашокой. Ашока жил за 200 лет до Иисуса Христа, и Ашока направил буддийских посланцев в Афины и Александрию. И есть наскальные эдикты царя Ашоки, которые остались в современном Афганистане. Они были написаны на грамматике древнегреческого арамейского языка, на котором говорил Иисус. Царь Ашока использовал арамейский язык, и это запечатлено в его эдиктах на камнях, сохранившихся сегодня в Афганистане. Это означает, что за сотни лет до Иисуса существовало глубокое взаимодействие между индийской духовной традицией, буддизмом и греческой традицией благодаря человеческим связям. И когда Иисус из Назарета в молодости участвовал в дебатах в Капернауме со многими греками. И те греки и сирийцы находились на перекрестке индийской духовной традиции и греческой традиции, где они встречались и сливались. Эта предыстория кажется мне очень важной для того, чтобы понять, откуда родилась Благая Весть Иисуса. На мой личный взгляд, послание Иисуса опиралось не на иудаизм. В моем понимании, Иисус на самом деле воплощает 200 лет слияния и смешения от Греции до Индии благодаря Александру Македонскому и царю Ашоке, который пользовался арамейским языком за 200 лет до Иисуса.

Гузар: Но, знаете, для меня читать на этом языке оказалось очень трудным. Трудно, если не невозможно, понять Иисуса Христа без еврейской традиции. Какие отношения были. Если не возражаете, приведу пример того, каким осторожным следует быть. В 1975-1976 году прошлого века вместе с другими монахами мы хотели основать монастырь в Парагвае. И тогда большая группа японцев приехала в Парагвай. В Парагвае живут индейцы, которых называют гуарани. Весьма странно, японцы, приехавшие прямо из Японии в Парагвай, обнаружили, что есть большое сходство между японским языком и языком гуарани. Это объясняется тем, что они пришли из Японии в Азию, а потом – через Аляску в Латинскую Америку. Никто не знает, когда произошла эта миграция. А теперь, в том, что вы говорите о царе Ашоке и взаимоотношении культур, необходимо быть очень осторожным, потому что христианство как таковое является в основе своей еврейским. В нашем понимании истории, человечество начало нарушать заповеди, данные Богом, и Бог наказал людей, но обещал приход Мессии – Христа, то есть Помазанника Божия. И, как мы это понимаем, Бог установил общение с Авраамом. Еврейский народ происходит от Авраама, и миссия Авраама и его потомков была в том, чтобы сохранить это обещание Бога о Помазаннике, Мессии. В определенный момент истории Божественное обещание стало реальностью. Таким образом, миссия иудейского народа закончилась, потому что предназначение евреев заключалось в том, чтобы просто быть свидетелями исполнения этого обещания. После того, как обещание было исполнено, миссия Помазанника Божия потеряла связь с Израилем и Палестиной и стала вселенской. Это означает, что апостолы пошли в различные страны мира. Святой Фома – в Индию, святой Андрей – в Киев, и так далее. Вот как мы это видим.

Сэнсэй: Я хорошо понимаю это. Я слишком смело сказал, что предыстория Иисуса не связана с иудаизмом. Но корни того, что ситуация в мире, ментальность и культура созрели для того, чтобы вселенское послание, как вы сказали, воплотилось в личности Иисуса, Помазанника, Сына Божия, эти корни простирались от Греции до Индии. И за Его посланием я могу видеть широту и богатство подготовленной почвы, как в географическом, так и в духовном и культурном смысле.

Гузар: Я не знаю. Я знаю слишком мало для того, чтобы возражать. Я стараюсь придерживаться своего понимания, а то, что вы говорите, очень ново для меня, и мне нужно много чего изучить относительно греческого элемента в истории Индии, царя Ашоки и вообще всего этого исторического периода.

Сэнсэй: Я практикую буддизм, а в Японию буддизм пришел из этой части света – из Гандхары, где греки и индийцы перемешались и создали уникальную цивилизацию под названием Гандхара, в которой очень силен греко-романский элемент, равно как и элементы центральноазиатской кочевнической традиции и индийской традиции. Там произошло богатое смешение и слияние всех элементов духовной культуры и традиций, в результате которого родилось то, что мы называем идеалом бодхисаттвы, то есть самоотверженной жертвенности ради блага других. В этом я вижу много общего между посланием Иисуса и гандхарским идеалом бодхисаттвы.

Гузар: Что я могу сказать... Честно говоря, все, что вы говорите, очень ново для меня, я должен изучить это, исследовать разные элементы, а до тех пор я не буду пытаться говорить, так это или не так. Я просто не знаю. И я никогда раньше этого не слышал. Я знаю и понимаю важность Азии в истории человечества. Но что касается именно того, что вы упомянули, – я не знаю.

Сэнсэй: Есть неоспоримая вероятность того, что Иисус из Назореи глубоко взаимодействовал напрямую, лично не только с Египтом, Палестиной, Иерусалимом, но с гораздо более удаленными регионами Азии, через взаимодействие с греками и греко-бактрийцами, жившими в Персии и Центральной Азии, вплоть до Индии.

Гузар: Я слышал об этом, потому что есть люди даже в Европе, которые убеждены в том, что Иисус Христос, когда он был молодым... Ведь он начал проповедовать как учитель только в возрасте 33 лет. Но что он делал до этого?

Сэнсэй: Это тайна христианства.

Гузар: Я слышал и читал статьи, которые также были очень интересными и очень новыми для меня. Некоторые люди убеждены, что в этот период около 10 лет, между 20-летним и 30-летним возрастом Он путешествовал в Азии. И они даже заявляют, что есть подтверждения этого. Я, правда, не вдавался глубоко в их аргументы, но они говорят, что он был в Азии, и это совпадает с тем, что вы говорите.

Сэнсэй: Это одна из тем, которые интересуют меня лично. Я хотел поделиться с вами моим видением и услышать ваше мнение...

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Поворотний космічний момент. Духовна та інтелектуальна сліпота глобального півдня

Щоденник Тянь-шанського Місця Шляху Ранок осіннього рівнодення Намумьохоренгекьо! Після довготривалої та виснажливої 3-х місячної подорожі Індією, яка була завершена 3-денною безперервною Молитвою за Мир в Україні біля Шанті Ступи в Нью-Делі під час саміту G20, я майже відновився...

Розмова з д.ф.н. Г. Христокиним про війну в Україні, міжнародну політику, Дао, Небо та справжню українську ідентичність

20 травня 2022 року, Ірпінь ДЗЮНСЕЙ ТЕРАСАВА: Україна – захисниця вільного світу і демократії. Але у той самий час Україну використовують деякі групи людей в Америці й Європі, щоб зруйнувати Росію, й українці гинуть, щоб допомогти їм...

Скіфські кургани і буддійські ступи. Значення ступи та історія церемонії інавгурації ступи у Лондоні

15 травня 2022 року, Місце шляху біля Черкас, Україна Ми святкуємо повню місяця Весак. Від якогось часу ця дата стала найбільшим міжнародним святом у буддистів всього світу...

Весь світ – проекція нашої карми

3 липня 2022 року, тянь-шанське Місце Шляху У цей недільний вечір я хотів би подякувати друзям, які відвідали наше місце Шляху і приєднались до вечірньої молитви...

Отрута брехні – головна причина війни

Незабаром я залишу Киргизстан – післязавтра вирушаю в Індію, а потім в Японію. У ці кілька днів мого перебування тут я радий дорогоцінній можливості зустрітися з Вами і поділитися своїми думками про ситуацію у світі, оскільки майбутнє безпосередньо залежить від того, що відбувається сьогодні...

Стать глазом миров, богов и людей – в этом цель нашей молитвы

Мы живем в злом веке, наполненном страхом. В эти времена наша практика бодхисаттв заключается в том, чтобы хранить Наму-Мё-Хо-Рэн-Гэ-Кё, а значит – хранить вечную линию преемственности учения Будды Шакьямуни...