9 квітня 2014, 17:07

Прошлое, которого не должно быть в политике Будущего

Россия как историческая площадка и территория всегда была, есть и будет (?) протоимперией. Поэтому действия Кремля, с точки зрения интересов самого Кремля, понятны. Российская власть аннексировала Крым, фактически объявила войну Украине, именно в то время и при тех обстоятельствах, когда это было единственно возможным.

Катастрофично другое. То, что это стало реализуемым только при содействии украинских политиков. Одних – на уровне прямого предательства и пособничества – они давно играют с Путиным собачий вальс в две руки. Других – на уровне пассивном – они ведут политику, работающую на разъединительные процессы в стране. Базовые политические практики, используемые всеми субъектами политики, завели страну в тупик.

1.Упрощенное понимание способов удержания власти

Лозунг "Хлеба и зрелищ" – политическая формула, используемая всеми властями для удержания власти – как любая популистская конструкция очень сильно упрощает решение любых проблем. Или стабильность, или радикализм. То есть, политики делали акцент либо на стабильности, которая сводилась к соцвыплатам и тезису "Лишь бы не хуже", либо – на радикальных публичных действиях, громких разоблачениях и арестах как определенной форме реформ. Борьба с бандитами, олигархами и коррупцией – стандартный лозунг, начиная с 1994 года. Или "Разделяй и властвуй". Или "Ошеломляй и властвуй".

В итоге – полное отсутствие реформ.

2. Спекуляция на идеологии

Использование региональных ментально-культурных различий в своих целях – стандартная политическая практика. Ориентация на узкорегиональные доктрины c игнорированием общеукраинского контекста в условиях реальных различий по факту означает работу на раскол. Однако такой одномерный подход позволял побеждать на выборах с наименьшими ресурсными затратами и при использовании упрощенных политтехнологий. Все президентские выборы строились по алгоритму чередований "кандидат от Запада – кандидат от Востока", а парламентские – на постоянном использовании спекулятивных лозунгов вокруг неоднозначно воспринимаемых в обществе тем (язык, история, религия, герои и т.д.). Партия регионов – это универсальное название для всех политических сил в Украине. В том смысле, что все украинские партии – это партии региона. Притом, что сама идеология не имела значения, идеологические проекты использовались как спецпроекты, а наиболее популярные политики – вообще вне идеологии.

В итоге – полное отсутствие содержания, идеи государственности.

3. Кратковременная тактическая выгода

Использованеи власти для достижения сомнительных, с точки зрения целесообразности в долгосрочной перспективе, результатов – отличительная черта всех украинских политиков. Тактические политические победы всегда ставятся выше долгосрочных интересов, все политические цели – краткосрочного характера. Поэтому, как только меняется власть – тактическая победа тут же оборачивается поражением. Вот, скажем, "Свобода", чувствуя дыхание в спину "Правого сектора", тут же обострила националистическую риторику с целью мобилизации своего электората (имею в виду отмену закона о языках), не думая о последствиях долгосрочного характера, вообще последствиях для страны. Виктор Янукович, боясь потерять власть, пошел на сговор с Кремлем, хотя, как мы знаем, "предателей не любят нигде". Еще один классический пример – газовый контракт от 2009 года, когда Юлия Тимошенко, стремясь любой ценой устранить из газового рынка Фирташа, пошла на очень невыгодные условия для Украины, очевидно, думая, что когда придет к власти, то отыграет все назад. Но все пошло иначе: на выборах в 2010 году победил Янукович, после чего Фирташ укрепил свои позиции в украинской политике и экономике, Тимошенко оказалась в тюрьме, а вся страна стала заложником газового контракта с РФ.

В итоге – украинские элиты пропустили момент реальной угрозы целостности страны.

Все годы независимости Украина готовилась к тому, чтоб не воевать. Фундаментальными раскладами, в том числе в вопросе безопасности страны, вообще никто не занимался. Нет раскладов, кто друг, кто враг. А ведь если есть фронт, то должен быть и тыл. Поэтому сегодня, когда политики должны за пару месяцев принять больше решений, чем за все последние десять лет, в том числе решений стратегического характера, очень важно, чтобы ошибки прошлого не повторялись в политике будущего.

Про "червоні лінії"

Взагалі, вираз "червоні лінії" трохи про епоху, що відходить. Про систему, що склалася після Другої Світової війни, де інструмент "червоних ліній" виконував, передусім, функцію запобігання...

Про заборону релігійних організацій, афілійованих з РПЦ

Рішення щодо заборони в Україні релігійних організацій (265 голосів за у другому читанні), що мають відношення до РПЦ, є закономірним. Підхід "ми проти агресії, але не називаємо агресора" (а були ж іще хресні ходи за мир, щоб показати, що ніби-то в Україні йде внутрішня війна), згадуємо Кирила (бо такі канони) і тд в умовах повномасштабного вторгнення є непрацюючим...

Курський бумеранг для Росії

Декілька висновків з прецеденту у Курській області. 1. Дії Сил оборони України у Курській області змінюють ситуацію військового статусу-кво (це зрозуміло, навіть, для невійськових) не стільки у кількісному, скільки у якісному вимірі...

Про таймінг

Є така робота Роберта Уітмена під назвою "Ущільнення". Її премʼєра відбулася у нью-йоркському кінотеатрі "Синематика кінематографіста" ще у 1965 році...

Ready-made

Художник і скульптор Марсель Дюшан якось сказав, що одна з його ідей полягала у тому, "щоб вкласти мізки туди, де завжди були лише очі". Щось подібне, в плані трансформацій (які десь уже почались, а десь лише визрівають), переживає зараз на рівні процесів міжнародна система взаємовідносин...

Про різноманітні мирні ініціативи

Бачимо, зʼявляється багато "мирних планів"/їх анонсів (маю на увазі західних політиків та представників їх команд). Хоча правильніше їх назвати ініціативами в рамках можливих майбутніх конкретних підходів...