Арсен Аваков Міністр внутрішніх справ

Интеллигенция: кризис или трудная миссия

21 липня 2008, 19:46

Жанр предлагаемой статьи я определил бы как "историческая реминисценция". Или – "интеллигентная перекличка". По сути, читателю предлагаются некие "размышления о размышлениях", своеобразные заметки и правки на полях статьи С.Н.Булгакова "Героизм и подвижничество", написанной в 1909 году. Подобное исторически-философское сопоставление я бы и назвал реминисценцией. Перекличка, в моем применении к данной публикации, – это форма ее восприятия аудиторией. Насколько современная интеллигенция готова откликнуться на вопросы (пусть и риторические!), поднятые в статье? Или же она в очередной раз промолчит, как это было и сто лет назад...

____________________________

"Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует...

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует..."

(Федор Тютчев, "Наш век")


1. Констатация

Украина пережила революцию. Эта революция не дала того, что от неё ждали. Положительные приобретения народного движения 2004 года, без сомнения, имеют место. Но то ли это, чего ожидали люди в итоге?

Украинское общество, истощённое предыдущим напряжением и неудачами, находится в каком-то оцепенении, апатии, духовном разброде, унынии.

Украинская государственность не обнаруживает пока признаков обновления и укрепления, которые ей так необходимы.

Разброд, абсурдность во внутригосударственном механизме порождают разрушительные тенденции на всех уровнях государственной власти, давая дорогу циникам и авантюристам, что как ржа разъедают остатки принципов и морали в чиновничестве, замыкая круг развала государственного порядка.

Пресса и литература залиты мутной волной демагогии, порнографии, грязных разоблачений, псевдоинтеллектуальных мыльных опер и постановок шароварных неопатриотов-авангардистов.

Украина всё чаще получает из-за рубежа неприятные, зачастую унизительные реакции на происходящее внутри страны.

Есть от чего прийти в уныние относительно будущего Украины.

2. Осознание

После кризиса политического наступит (а, возможно, уже наступает) кризис духовный, требующий глубокого, сосредоточенного раздумья, анализа, дискуссии, самокритики.

И если украинская элита действительно еще жива и дееспособна, если она таит в себе семена светлого будущего, то эта жизнеспособность должна проявиться, прежде всего, в готовности учиться у истории. Учиться! А значит – и извлекать уроки.

Ведь история, пусть и недавняя, – это не просто хронология событий, это – жизненный опыт, опыт добра и зла, составляющий условия духовного роста! И ничто так не опасно, как нравственная апатия в сердцах людей, циничный консерватизм, при котором отмахиваются от уроков жизни.

Всмотритесь в пережитое нами за последние годы! Нельзя видеть во всём этом историческую безысходность или одну лишь игру стихийных сил.

Революционная элита общества не привела к тем результатам, к которым должна была привести, не внесла примирения, обновления. Она не привела пока к укреплению государственности и к подъёму народного хозяйства не потому только, что оказалась слишком слаба для борьбы с "тёмными" силами. Нет, она еще и потому не смогла победить, что и сама оказалась не на высоте своей задачи. Она сама страдала слабостью от внутренних противоречий...

Многие в Украине после революции, в качестве результата ее опыта, испытали острое разочарование в интеллигенции и ее исторической дееспособности.

Революция обнажила, подчеркнула, усилила такие стороны духовного облика интеллигенции, которые ранее во всем их действительном значении угадывались лишь немногими.

Революция оказалась как бы духовным зеркалом для всей Украины и особенно для интеллигенции. Замалчивать эти черты теперь было бы не только непозволительно, но и прямо преступно. Ибо на чем же и может основываться теперь вся наша надежда, как не на том, что годы общественного упадка окажутся вместе с тем и годами спасительного покаяния, в котором возродятся силы духовные и воспитаются новые люди, новые лидеры.

Обновиться же Украина не может, не обновив (вместе со многим другим) прежде всего и свою интеллигенцию. И говорить об этом громко и открыто – есть долг убежденного патриота.

Так или иначе, хорошо это или нет, но судьбы Украины находятся в руках интеллигенции, как бы ни казалась в данный момент слаба и даже бессильна эта интеллигенция.

3. Тревога

Интеллигенция! Сколь устрашающе огромна ее историческая ответственность перед будущим нашей страны, как ближайшим, так и отдаленным! Вот почему для патриота, любящего свой народ и болеющего нуждами украинской государственности, нет сейчас более захватывающей темы для размышлений, как об императивах украинской интеллигенции. И вместе с тем нет вопроса более томительного и тревожного, как о том, поднимется ли на высоту своей задачи украинская интеллигенция, получит ли Украина столь нужный ей образованный класс с украинской душой, просвещенным разумом, твердой волей!? В противном случае, интеллигенция погубит страну.

С интеллигентским движением происходит нечто вроде самоотравления. Нетерпимость и распри настолько известные черты нашей партийной интеллигенции, что об этом достаточно лишь упомянуть.

Из противоречий соткана душа нашей интеллигенции. Нельзя ее не любить, и нельзя от нее не отталкиваться. Наряду с чертами отрицательными, представляющими собою симптом некультурности, исторической незрелости и заставляющими стремиться к преодолению интеллигенции, в страдальческом ее облике просвечивают черты духовной красоты, которые делают ее похожей на какой-то совсем особый, дорогой и нежный цветок, взращенный нашей суровой историей.

Интеллигенции необходимо (это не принуждение и не побуждение, это – социальная доминанта) выправляться не извне, но изнутри, причем сделать это может только она сама – собственным духовным подвигом, незримым, но вполне реальным.

4. Действие

Современная украинская интеллигенция уже не задается сакраментальным "Что делать?" Сейчас ей ближе другая конфигурация извечного вопроса – что нельзя делать. Историческая ирония, но ответ на этот вопрос, причем именно в запретительной формулировке дал Александр Солженицын. Вот его замечательные слова: "И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий!..." Писателям же и художникам доступно большее: победить ложь!".

Ведь совершенно очевидно, что читать и понимать Солженицына надо шире: писатели и художники – это и есть священнослужители Интеллигенции. И значит интеллигенция (и только она!) в состоянии победить ложь.

Но почему же так далеко до победных маршей?

Почему выдающиеся украинские интеллигенты, живущие не по лжи, так и не смогли развернуть всё общество к Правде?

Почему интеллигенция вновь оказалась "прослойкой общества", только на сей раз не между рабочими и крестьянством, а между властью и народом?

Может быть, в этом вопросе и просматривается некий ответ: вся проблема в расслоении общества. Не в естественном расслоении, когда моральные принципы, образованность и энергичность индивидуумов структурируют общество "по заслугам". А в искусственном расслоении, очень похожем на номенклатурную модель советского общества: одни имеют право жить, остальные имеют право мечтать.

И рождается совершенно другая, потрясающая цинизмом формула современного выживания – уровень жизни прямо пропорционален уровню конформизма.

И понятно стремление многих и многих интеллигентных людей жить в другой стране. В иной стране. В той стране, где отношения с государством предельно прозрачны, понятны, основаны на законе, который позволяет защитить себя, свою семью и свое дело, если понадобится, в нормальном суде. В той стране, где отношения между гражданином и государством не строятся по каким-то "правилам игры", которые меняются всякий раз со сменой людей у власти.

Потому, что хочется не играть, а жить.

И дай Бог, чтобы наша Украина стала иной. Иначе они уедут в другие страны. Чтобы жить, а не бороться.

Они могут покинуть страну и по-другому: внешне оставаться ее гражданами, а внутри быть совершенно отрешенными и освобожденными от ее проблем и императивов. И такая моральная эмиграция на порядок страшнее, нежели эмиграция физическая...

* * *

В этих заметках я умышленно отказался от прямого цитирования замечательного философа С.Н.Булгакова (1871-1944гг.). Его размышления чрезвычайно актуальны, но в контексте статьи его цитаты читались бы как приговор интеллигенции. Ведь и сто лет назад интеллигенция не смогла... Не спасла демократию, не сохранила идеалы, не защитила от большевизма, а, напротив, бежала из советской России под пропагандистское улюлюканье. Это ли ей предрекал Булгаков? И это, в том числе.

Не станут ли современные рассуждения о месте и роли интеллигенции предвестником ее социального бессилия?

Надеюсь, что нет.

...Я бы очень хотел верить, что интеллигенция станет Интеллигенцией. И с ней будут вновь общаться на "Вы".

Только мало верить и ждать. Чудовищно мало!

Надо делать. Делать – Творить и Создавать. И обязательно Словом, а не словами. И только Делом, а не делишками.

powered by lun.ua
Коментарі — 136
Unique _ 22.07.2008 16:43
IP: 91.124.21.---
22.07.2008 16:38___ дримба
Всі ми різні. Родом із совдепії...
дримба _ 22.07.2008 16:38
IP: 77.91.151.---
___ Unique
"Вони ніколи не були залежними від капризів і заскоків пролетаріату і трудового селянства, на відміну від нас.
І ми – родом із совдепії – ніколи не зможемо з ними конкурувати."

Я б не узагальнював.
Може, на відміну від вас:)
ЮРКО_НЕРОЗУМНИЙ _ 22.07.2008 16:35
IP: 77.121.157.---
22.07.2008...14:52...Unique
Тільки для Вас.Цілком таємно. Тому що з нерозумних не можно спитати, і нерозумні як і
блазні дозволяют собі сміятись над "розумними", або дошкуляти їм, щоб відчували своє місце серед нас смертних. З повагою...
ЮРКО_НЕРОЗУМНИЙ _ 22.07.2008 16:23
IP: 77.121.157.---
22.07.2008...15:18...Vlad...iz...Kharkova.
Чомусь я Вас розумію, а Ви не хочете уважно читати те,що мною написано. Скажіть будь ласка чи не є нав'язування власної думки пересмикуючи співрозмовника банальним словоблудієм?
Я Вам казав, що інтелігенція сподівалась на дембільшисть у ВР, а вже справа більшості, підкреслюю дембільшості визначатись з постатью прем'ера. До чого тут ЮВТ?
Не жахайтесь самі та не лякайте інших "чудовіськами сплячого розуму" (Якщо пам'ятєте
звісно великого іспанця). Здається можно здогадатися звідкиля підкидаються страхіття ці,
слава Богу, ми пройшли Майдан-2004, і ЮВТ з нами пройшла його.
Unique _ 22.07.2008 15:55
IP: 91.124.21.---
22.07.2008 15:18___ Nick_M
Дякую. З Федорчуком, чи з Гладчуком, вже не пам'ятаю, на якомусь блозі – теж не знаю точно де, але щось було. Приснився я йому кошмаром літньої ночі, став глухонімим і паралізувало бідаку...
А з жіного полку на блогах одні аристократки залишилися, реінкарновані хто в дятла тупого, хто в дауна з претензіями на вчену ступінь, то я їх вібраторами імпортними, де ж їх – мужиків – набрати?
Та й Арсен Борисович – давній знайомець, від "ремінісценції" починаючи, гріх не підсобити з кількістю коментів, рівно як і з дуже інтелігентно закучерявленими питаннями до всенароднообраного альпініста...
NELLI _ 22.07.2008 15:54
IP: 77.123.111.---
22.07.2008 13:46___ ЮРКО_НЕРОЗУМНИЙ

http://pravda.com.ua/news/2008/7/22/79029.htm
Тимошенко хоче продавати землю іноземцям.
А як предвиборні гасла? А як мораторій на землю? Чи це для укарінців мораторій, а для росіян обійми?
Ваша відповідь каже, що нема аргументів, щоб спростувати те, про що пишу. А коли нема аргументів, то колись публікували російскі інет видання, що надо відповідати. Дякую. Ваша відповідь є у тих рекомендаціях бригадникам. Це звичайний прийом прибічників Тимошенка. Хворого на голову я не беру до уваги, бо ще вчора його в ігнор, а воно весь час потякає чомусь, бо його навіть у бригаду дебілів не приймуть.
Nick_M _ 22.07.2008 15:18
IP: 194.44.242.---
___ Unique
Яка благодатна для Вас тема,скільки коментарів інтелігентних від Вас! І всі на одному блозі, і всі унікальні. І достойні справжнього інтелігента. Цікаво було б побачити Ваше спілкування з Федорчуком (грубіян,скажу Вам ще той). А Bи все з жінками та з жінками, інтелігентно так спілкуєтесь. Куди там Пітєрбуржцю. А він, нажаль,тільки до Серебрякової на блоги заглядає. А та зовсім перестала писати. А вже пора. Образилась, напевно, на Пітєрбуржця і на Вас, що на останній блог її навіть не заглянули. А така романтична зав'язка з квітами була.
Vlad_iz_Kharkova _ 22.07.2008 15:11
IP: 195.26.93.---
22.07.2008 14:22_ ЮРКО_НЕРОЗУМНИЙ Одна ЮВТ робить что? То, что она делает, создает в Украине основы демократического, развитого государства или возвращает нас в авторитарный круг, в котором мы уже столько временинахомся? Вот ведь о чем вопрос. 228 голосов д.б. быть не у ЮВТ, а у коалиции. Вы эту мелочь не заметили. Вот у Меркель в Германии коалиция. Меркель хочет строить АЭС, а партнеры не дают и никто не кричит про "зраду". И Вы, и ЮВТ рассматривают коалицию как марионеток ЮВТ, а это не одно и то же.
Но это к слову, я о другом. То, что делает ЮВТ, ест возврат к системе авторитарзма, от которой мы только начали отходить. То, что интеллигенция Киева осуждает авториатризм в обличье Брежнева, Кучмы или Януковича, но восторженно одобряет его в лице ЮВТ, и есть самое ужасное. Если Кучма ставил всех в строй, а нежелающих лишал всего, его киевская инделлигенция осуждала. Когда ЮВТ это же делает с криком "Корурпция" киевская интеллигенция ее поддерживает. Когда все окажутся в строю, кто поддержит свободу слова? Выпускник психушки Угикум? Да он сам с дубиной будет бегать громить редакции, где не хвалят ЮВТ. Почему Вы поддерживаете авторитаризм под красивый голос и культурные манеры?
Unique _ 22.07.2008 14:52
IP: 91.124.14.---
ЮРКО_НЕРОЗУМНИЙ

Юра, а чому НЕ?
Ви ж розумний...
Unique _ 22.07.2008 14:48
IP: 91.124.14.---
22.07.2008 14:09___ дримба
Чому довго?
В спину Тимошенко вже дихають політики нової генерації, які виросли із репетиторами з іноземної мови, не жили без інтернету, які навчалися разом із своїми однолітками в Кембріджах і Оксофордах, ніколи не були комсомольцями і тому ніяк не розуміють необхідності робити вигляд, ніби ти поважаєш ідіота і вважаєш його не тільки розумним, але й своїм благодійником.
Вони ніколи не були залежними від капризів і заскоків пролетаріату і трудового селянства, на відміну від нас.
І ми – родом із совдепії – ніколи не зможемо з ними конкурувати.
Unique _ 22.07.2008 14:39
IP: 91.124.14.---
22.07.2008 14:22___ ЮРКО_НЕРОЗУМНИЙ
Може й не хотів, але образив.
І класову ненависть потомственного пролетаря заслужив.
Адже суть Вашого допису:"Всяк сверчок..."
І що за тенденція в Україні пішла, кожен, кому не ліньки, бидлу справедливе і заслужене місце під лавкою показують і ще й гавкати не дозволяють?
Скоро взагалі бити будуть.
Ох і часи пішли...
ЮРКО_НЕРОЗУМНИЙ _ 22.07.2008 14:22
IP: 77.121.157.---
22.07.2008 12:03...Vlad...iz...Kharkova
Шановний, ну чому потрібно все зводити до захоплення і закоханності.Більш корисно подивитись незаангажованими очима на С П Р А В И, а не -слова. Цитую автора "Надо
делать. Делать-Творить и Создавать. И обязательно Словом,а не словами. И только Делом, а не делишками" Відчуваєте, до якого города камінці? А робить поки що тільки ЮВТ,треба це визнати. Питання – а чи довго ій дадуть таку можливість?
Інтелігенція Києва сподівалась,що це буде надовго після отримання 228 голосів у ВР.
І де ми зараз сімь місяців по тому? Мабуть це "інтриги" БЮТ довели коаліцію до 225,та й ще
з голосами ЕЦ – цією темною балогинською конячкою?Мабуть теж витвір БЮТ той самий ЕЦ? Не треба слухати по TV-новинах про доброго з чистими руками пана та про злу мегеру,
що тільки спить та бачить про свої злокозні, а неупереджено дивитись на справи,а не слова, думать власною головою і мати власну думку завжди були ознакою інтелігента.
Боронь Боже,не подумайте,що хотів образити Вас.
дримба _ 22.07.2008 14:09
IP: 77.91.151.---
Есть старый анекдот об американце, который хотел такой же газон, как у английского лорда. Для этого нужно было взять семена, посеять, два раза в неделю поливать и раз в неделю стричь. Газон получится точно такой же, как у лорда. Через 300 лет.
Так и здесь – о какой интеллигенции и ее миссии можно говорить?
Лучшие планомерно уничтожались.
Физически, экономически, ментально.
Появления следующей генерации еще очень долго ждать.
Yuri_D _ 22.07.2008 13:52
IP: 91.124.106.---
22.07.2008 01:18___ pogorelly
...страдающая ЗА НАРОД интеллигенция – изобретение 19 века российской империи в форме РАЗНОЧИНЦЕВ.
Согласен, мне вообще не нравится слово "интеллигенция" из-за его неопределенности – в других языках такого аналога нет. Возможно потому, что в российской империи это было тоже каким-то отдельным сословием, своеобразной "кастой". Более того, в совковые времена появились новые понятия – "прослойка!!" (между "рабочим классом" и "крестьянством"), "трудовая интеллигенция", потом даже деление на "творческую" ("из гуманитариев" – тоже странноватое слово) и "научно-техническую", естественно с эдаким пренебрежительным оттенком со стороны "чистых гуманитариев".
Что характерно – действительно, было модно "страдать за народ", вся русская литература пронизана этой мыслью, но если вдуматься – ведь тем самым эта "интеллигенция" дистанциировала себя от "простого народа", позиционируя себя "над народом". К сожалению, и сейчас люди такого сорта продолжают лишь ныть и мусолить извечные и набившие оскомину вопросы так называемой "русской интеллигенции" – "Кто виноват? "что делать?" "с чего начать?.
ЮРКО_НЕРОЗУМНИЙ _ 22.07.2008 13:46
IP: 77.121.157.---
22.07.2008 10:27...NELLI
За Вашими виразами так і відчувається "інтелегентна" людина. У Вас в ЕЦ вся така "партійна інтелігенція"?Поздоровляю,якщо так! Спочатку я гадав,що Ви є Ліллі з таким
співзвучним ніком,бо маєте лікарняний диплом і є палкою шанувальницей того,зза якого декотрі поливають себе гасом, і що Вам потрібне в ВР місце поруч або з брандмейстером,
або біля брандспойнта. Але потім зрозумів, що це схоже скоріш за все на маніакально-депресивний псіхоз. Ну добре-добре в спілкуванні з Вами я не буду торкатись всенароднообраного. Тільки у вас "розумних" важко знайти якусь логіку в спілкуванні. Я Вам про недофінансування освіти,науки,охорони здоров'я, а Ви за Губського (який до речи
голосував за зміни до "бьюджету проїдання"на відмину від таких як Ви) Заспокоїлись? Ось
і ладненько. Моя порада – не слухайте тих,що з випнутими очами хочуть щоб і надалі Ви
здригались при словах корупція,гроші,ЮВТ,БЮТ,пожар!
А вже для того,щоб бути довершеною бабою Палажкой треба дотримуватися орігиналу, бо
не "Каждый сверчок...", а "Всяк сверчок..." На том і бажаю Вам самовилікування.
Unique _ 22.07.2008 13:10
IP: 91.124.14.---
22.07.2008 12:50___ NELLI
Я надзвичайно чистоплотний.
І навіть пахучий, на відміну від вібраторів...
В БЮТ поки що 30 млрд. і ніяких проблем...
Unique _ 22.07.2008 13:08
IP: 91.124.14.---
22.07.2008 12:44___ Историчка
Попробуйте вийти з образу тупого голодного дятла: Вас три місяці тому заклинило.
Ви вібратором не по голові себе товчіть, це не помагає, Ви спочатку інструкцію почитайте.
Як не зрозумієте, я Вам поясню, як ним користуватися...
Unique _ 22.07.2008 13:02
IP: 91.124.14.---
22.07.2008 11:20___ Enki
Так для цього ж і блоги: поспостерігати, посміятися, це ж набагато цікавіше, ніж баночка з павучками?
І павучків більше, і павучки різні-всякі...
Unique _ 22.07.2008 12:59
IP: 91.124.14.---
22.07.2008 10:27___ NELLI

Дауни і Нострадамус знають, що буде в майбутньому.
Життя показало, що провидець ні разу не помилився.
Поживемо – побачимо, хто ви така...
Unique _ 22.07.2008 12:56
IP: 91.124.14.---
22.07.2008 10:23___ жекка
А хіба зміг би наш інтелігент без нас – рабів – самостійно всенароднообраному інтелігентне таке питання сформулювати: "Ти, альпініст хрєнов, ..." – ну і далі по тексту...
Северянин _ 22.07.2008 12:54
IP: 194.54.187.---
22.07.2008 12:22___ командор – Подполковник – командир батальйона/дивизиона/полка. Полковник – командир полка/дивизии. Либо к ним приравненные. К остальным обращаются не "Товарищ полковник!", а "Эй! Ты, полковник!". Не очень знаю Москву, но если это там где стоял памятник Дзержинскому, то это не то. Я говорил о уважаемой военной авиационной научно-исследовательской части.
Unique _ 22.07.2008 12:52
IP: 91.124.14.---
22.07.2008 10:07___ ЮРКО_НЕРОЗУМНИЙ
Щодо Неллі, то я цілком обходжуся значно меншою кількість букв:"Пшла вон".
Їх аж 7.
Взагалі-то і цього забагато. Буде час, прийде натхнення, - і придумаю я щось ще коротше...
NELLI _ 22.07.2008 12:50
IP: 77.123.111.---
Unique
Если такое поддерживает Тимошенко, то дела у нее откровенно плохи.
Не позорьте нашего премьер-министра, поскольку, каков поп, таков и приход. Дауны это понимают. Поэтому повторюсь – не доросли в своем развитии до этих людей, И оставьте мой ник в покое, поскольку после этого надо идти в душ, чтобы смыть ваше пожизненную немытость.
Unique _ 22.07.2008 12:48
IP: 91.124.14.---
22.07.2008 09:52___ Андрей-с-Востока
Резонно. Респект.
Ну і хто з нині чинних політиків є реальним політиком, на якусь конкретику спроможним?
Підкорення Говерли не рахується. Навіть щорічне. Я там теж був. Але раз. Думаю, що на це життя мені цього цілком вистачить, на друге таке підкорення мені просто часу шкода. Він у мене дорогий.
А Вам воно треба? Маю на увазі президента, що по горах шастає, а справами ваги державної не займається, відвертою, перепрошую, дурнею, мається...
Историчка _ 22.07.2008 12:44
IP: 91.124.209.---
22.07.2008 12:26___ Unique --------Тому я й категорично проти доступу до освіти тих, хто хоче вчтится, але не може...

Уважаемый Unique, двумя руками поддерживаю. Особенно опасны те, которые тырят у Ешкилева.
ONLINE
Корупція1443 Зеленський75 Україна та Європа1132 Aтака Путіна1289 Мовне питання189
АВТОРИЗАЦІЯ І ВХІД ДЛЯ АВТОРІВ


УвійтиСкасувати
Ви можете увійти під своїм акаунтом у соціальних мережах:
Facebook   Twitter