Арсен Аваков Міністр внутрішніх справ

Интеллигенция: кризис или трудная миссия

21 липня 2008, 19:46

Жанр предлагаемой статьи я определил бы как "историческая реминисценция". Или – "интеллигентная перекличка". По сути, читателю предлагаются некие "размышления о размышлениях", своеобразные заметки и правки на полях статьи С.Н.Булгакова "Героизм и подвижничество", написанной в 1909 году. Подобное исторически-философское сопоставление я бы и назвал реминисценцией. Перекличка, в моем применении к данной публикации, – это форма ее восприятия аудиторией. Насколько современная интеллигенция готова откликнуться на вопросы (пусть и риторические!), поднятые в статье? Или же она в очередной раз промолчит, как это было и сто лет назад...

____________________________

"Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует...

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует..."

(Федор Тютчев, "Наш век")


1. Констатация

Украина пережила революцию. Эта революция не дала того, что от неё ждали. Положительные приобретения народного движения 2004 года, без сомнения, имеют место. Но то ли это, чего ожидали люди в итоге?

Украинское общество, истощённое предыдущим напряжением и неудачами, находится в каком-то оцепенении, апатии, духовном разброде, унынии.

Украинская государственность не обнаруживает пока признаков обновления и укрепления, которые ей так необходимы.

Разброд, абсурдность во внутригосударственном механизме порождают разрушительные тенденции на всех уровнях государственной власти, давая дорогу циникам и авантюристам, что как ржа разъедают остатки принципов и морали в чиновничестве, замыкая круг развала государственного порядка.

Пресса и литература залиты мутной волной демагогии, порнографии, грязных разоблачений, псевдоинтеллектуальных мыльных опер и постановок шароварных неопатриотов-авангардистов.

Украина всё чаще получает из-за рубежа неприятные, зачастую унизительные реакции на происходящее внутри страны.

Есть от чего прийти в уныние относительно будущего Украины.

2. Осознание

После кризиса политического наступит (а, возможно, уже наступает) кризис духовный, требующий глубокого, сосредоточенного раздумья, анализа, дискуссии, самокритики.

И если украинская элита действительно еще жива и дееспособна, если она таит в себе семена светлого будущего, то эта жизнеспособность должна проявиться, прежде всего, в готовности учиться у истории. Учиться! А значит – и извлекать уроки.

Ведь история, пусть и недавняя, – это не просто хронология событий, это – жизненный опыт, опыт добра и зла, составляющий условия духовного роста! И ничто так не опасно, как нравственная апатия в сердцах людей, циничный консерватизм, при котором отмахиваются от уроков жизни.

Всмотритесь в пережитое нами за последние годы! Нельзя видеть во всём этом историческую безысходность или одну лишь игру стихийных сил.

Революционная элита общества не привела к тем результатам, к которым должна была привести, не внесла примирения, обновления. Она не привела пока к укреплению государственности и к подъёму народного хозяйства не потому только, что оказалась слишком слаба для борьбы с "тёмными" силами. Нет, она еще и потому не смогла победить, что и сама оказалась не на высоте своей задачи. Она сама страдала слабостью от внутренних противоречий...

Многие в Украине после революции, в качестве результата ее опыта, испытали острое разочарование в интеллигенции и ее исторической дееспособности.

Революция обнажила, подчеркнула, усилила такие стороны духовного облика интеллигенции, которые ранее во всем их действительном значении угадывались лишь немногими.

Революция оказалась как бы духовным зеркалом для всей Украины и особенно для интеллигенции. Замалчивать эти черты теперь было бы не только непозволительно, но и прямо преступно. Ибо на чем же и может основываться теперь вся наша надежда, как не на том, что годы общественного упадка окажутся вместе с тем и годами спасительного покаяния, в котором возродятся силы духовные и воспитаются новые люди, новые лидеры.

Обновиться же Украина не может, не обновив (вместе со многим другим) прежде всего и свою интеллигенцию. И говорить об этом громко и открыто – есть долг убежденного патриота.

Так или иначе, хорошо это или нет, но судьбы Украины находятся в руках интеллигенции, как бы ни казалась в данный момент слаба и даже бессильна эта интеллигенция.

3. Тревога

Интеллигенция! Сколь устрашающе огромна ее историческая ответственность перед будущим нашей страны, как ближайшим, так и отдаленным! Вот почему для патриота, любящего свой народ и болеющего нуждами украинской государственности, нет сейчас более захватывающей темы для размышлений, как об императивах украинской интеллигенции. И вместе с тем нет вопроса более томительного и тревожного, как о том, поднимется ли на высоту своей задачи украинская интеллигенция, получит ли Украина столь нужный ей образованный класс с украинской душой, просвещенным разумом, твердой волей!? В противном случае, интеллигенция погубит страну.

С интеллигентским движением происходит нечто вроде самоотравления. Нетерпимость и распри настолько известные черты нашей партийной интеллигенции, что об этом достаточно лишь упомянуть.

Из противоречий соткана душа нашей интеллигенции. Нельзя ее не любить, и нельзя от нее не отталкиваться. Наряду с чертами отрицательными, представляющими собою симптом некультурности, исторической незрелости и заставляющими стремиться к преодолению интеллигенции, в страдальческом ее облике просвечивают черты духовной красоты, которые делают ее похожей на какой-то совсем особый, дорогой и нежный цветок, взращенный нашей суровой историей.

Интеллигенции необходимо (это не принуждение и не побуждение, это – социальная доминанта) выправляться не извне, но изнутри, причем сделать это может только она сама – собственным духовным подвигом, незримым, но вполне реальным.

4. Действие

Современная украинская интеллигенция уже не задается сакраментальным "Что делать?" Сейчас ей ближе другая конфигурация извечного вопроса – что нельзя делать. Историческая ирония, но ответ на этот вопрос, причем именно в запретительной формулировке дал Александр Солженицын. Вот его замечательные слова: "И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий!..." Писателям же и художникам доступно большее: победить ложь!".

Ведь совершенно очевидно, что читать и понимать Солженицына надо шире: писатели и художники – это и есть священнослужители Интеллигенции. И значит интеллигенция (и только она!) в состоянии победить ложь.

Но почему же так далеко до победных маршей?

Почему выдающиеся украинские интеллигенты, живущие не по лжи, так и не смогли развернуть всё общество к Правде?

Почему интеллигенция вновь оказалась "прослойкой общества", только на сей раз не между рабочими и крестьянством, а между властью и народом?

Может быть, в этом вопросе и просматривается некий ответ: вся проблема в расслоении общества. Не в естественном расслоении, когда моральные принципы, образованность и энергичность индивидуумов структурируют общество "по заслугам". А в искусственном расслоении, очень похожем на номенклатурную модель советского общества: одни имеют право жить, остальные имеют право мечтать.

И рождается совершенно другая, потрясающая цинизмом формула современного выживания – уровень жизни прямо пропорционален уровню конформизма.

И понятно стремление многих и многих интеллигентных людей жить в другой стране. В иной стране. В той стране, где отношения с государством предельно прозрачны, понятны, основаны на законе, который позволяет защитить себя, свою семью и свое дело, если понадобится, в нормальном суде. В той стране, где отношения между гражданином и государством не строятся по каким-то "правилам игры", которые меняются всякий раз со сменой людей у власти.

Потому, что хочется не играть, а жить.

И дай Бог, чтобы наша Украина стала иной. Иначе они уедут в другие страны. Чтобы жить, а не бороться.

Они могут покинуть страну и по-другому: внешне оставаться ее гражданами, а внутри быть совершенно отрешенными и освобожденными от ее проблем и императивов. И такая моральная эмиграция на порядок страшнее, нежели эмиграция физическая...

* * *

В этих заметках я умышленно отказался от прямого цитирования замечательного философа С.Н.Булгакова (1871-1944гг.). Его размышления чрезвычайно актуальны, но в контексте статьи его цитаты читались бы как приговор интеллигенции. Ведь и сто лет назад интеллигенция не смогла... Не спасла демократию, не сохранила идеалы, не защитила от большевизма, а, напротив, бежала из советской России под пропагандистское улюлюканье. Это ли ей предрекал Булгаков? И это, в том числе.

Не станут ли современные рассуждения о месте и роли интеллигенции предвестником ее социального бессилия?

Надеюсь, что нет.

...Я бы очень хотел верить, что интеллигенция станет Интеллигенцией. И с ней будут вновь общаться на "Вы".

Только мало верить и ждать. Чудовищно мало!

Надо делать. Делать – Творить и Создавать. И обязательно Словом, а не словами. И только Делом, а не делишками.

powered by lun.ua
Коментарі — 136
Vlad_iz_Kharkova _ 21.07.2008 23:51
IP: 92.113.207.---
> 21.07.2008 22:53_ЮРКО_НЕРОЗУМНИЙ
> У більшості інтелігенції надії пов'язані з БЮТ!

Надеюсь, что под большинством интеллигенции Вы понимаете круг своего общения.
Но если это так, то это – приговор.
Именно об этом писал Булгаков.
Арсен Аваков _ 21.07.2008 23:50
IP: 194.6.231.---
Уфф – спасибо за повод перечесть.
Оригинал:
Игорь Северянин. Маленькая Эллегия

Она на пальчиках привстала
И подарила губы мне.
Я целовал ее устало
В сырой осенней тишине.

И слезы капали беззвучно
В сырой осенней тишине.
Гас скучный день – и было скучно,
Как всё, что только не во сне
Арсен Аваков _ 21.07.2008 23:43
IP: 194.6.231.---
21.07.2008 20:25___ Северянин
Не переживайте так за интеллигенцию, не пропадет. Действительно стала чуть свободней
Слава Богу – пусть будет так.

А вот Ваш замечательный ник напомнил мне мое любимое стихотворение Игоря Северянина.К ночи процитирую – уместно – наслодитесь:
(эх вспомнить бы точно...)

"Она на цыпочки привстала
И подарила губы мне
Я целовал ее устало
В сырой осенней тишине...
И слезы капали беззвучно
...

(боюсь таки переврать- найду если сейчас -воспроизведу точно.Оно того стоит)
NELLI _ 21.07.2008 23:39
IP: 77.123.111.---
21.07.2008 22:53___ ЮРКО_НЕРОЗУМНИЙ
У більшості інтелігенції надії пов'язані з БЮТ!

Це звідки таке виникло?
Дивлячись на дописувачів, що підтримуюють Тимошенко, таких думок не виникає, бо, якщо то є інтелігенція, то це КІНЕЦЬ.

Залишилось ще трохи, і наукова інтелігенція вимре. Щоб було швидше, та не плутались під ногами, Юлія Володимирівна навіть зменшила зарплату їм. Поки що на 15%. Поцікавтесь у будь-якому НДІ, скільки років наймолодшому доктору наук, на скільки зменшився склад інститутів за часи незалежності... Зразу після помаранчевих подій, до речі, був сплеск у молоді, яка потягнулась до аспірантури. Навіть конкурс був. А зараз почались проблеми зі студентами на технічні спеціальності. Що робити? Не останнє – статки, житло. Без цього ніхто не піде до НДІ.
Арсен Аваков _ 21.07.2008 23:33
IP: 194.6.231.---
21.07.2008 22:41___ Историчка
Уважаемый Арсен Аваков, а на чьей стороне были Ваши patriotic feelings в карабахской войне?
Поставьте палатки на площади Свободы. Обеспечьте едой и питьем. Завезите книгу Кушнарева для обогрева тела и травку для согрева души. И интеллигенция потянется к Вам на огонек. Уверена, что в таких благоприятных условиях поет Сергей Жадан сможет сочинить поэму из четырехэтажных конструкций.
Не в бурской,ни к карабахской войне не учавствовал, и...Сергей Жадан похоже тоже:))).Не старайтесь уколоть меня этим.Уже не раз вы выссказались на эту тему.
Жадан интерестный литератор -достаточно не стандартный – и слава богу!
Не для Вас? Сочувствую.
SIM _ 21.07.2008 23:30
IP: 62.221.55.---
Ну, блин... Последняя надежда на интеллигенцию! Так не нужна она "элите", к которой и Вы относитесь. А народ от такой жизни хочет опиума, и он есть в избытке (опять-таки поддерживаемый сверху).
Историчка _ 21.07.2008 23:25
IP: 91.124.209.---
21.07.2008 23:13___ letter

Уважаемая letter, разбазаривание и уничтожения Харькова – дело рук украинской элиты. Ей не нужен пророссийский город.
димко _ 21.07.2008 23:20
IP: 91.124.101.---
5. интеллигенция оказалась "прослойкой общества" между властью и народом

Ускользнуло от понимания. Трудно понять кто здесь кто. Кого Вы тут отнесли к интеллигенции (которая – прослойка), кого к власти, а кого – в народ. Наверное, это у меня от непонимания кто есть "партийная интеллигенция".
Арсен Аваков _ 21.07.2008 23:16
IP: 194.6.231.---
21.07.2008 22:38___ командор
Новая псевдоэлита пытается быть интеллегентной,но увы. Сложно удержать моральную планку интеллегента,а особенно в наше время полное соблазнов.
Увы...сложно спорить.О том собственно и речь тут.
димко _ 21.07.2008 23:13
IP: 91.124.101.---
4. партийная интеллигенция

ИМХО партийная интеллигенция появится в Украине в тот день когда появятся партии.
Мы же с Вами видим, что т.н. политические партии в Украине сегодня по содержанию не политические и не партии.

Так же эдак 20-25 лет тому (в эпоху советского дефицита) завотделом гастронома в областном центре был совсем не тем же по-сути, что завотделом в Wallmart.

Звучит одинаково а какая огромная разная в содержании.
letter _ 21.07.2008 23:13
IP: 77.247.20.---
Интеллигенция Харькова уже показала чего она стоит.Привести к власти Добкина с Кернесом много ума не надо.Где и чем занимается интеллигенция,когда Харьков из первой столицы Украины превращается в затрапезный провинциальный город.Культурное наследие города разбазаривается и уничтожается. Харьковская украинская элита терпит унижение со стороны пророссийских сил,дорвавшихся до власти! Налицо социальное бессилие интеллигенции.Автор прав: уровень жизни прямо пропорционален уровню конформизма
Unique _ 21.07.2008 23:07
IP: 91.124.14.---
21.07.2008 22:59___ Историчка
Безумовно. Вони ними призначаються, вони ними танцюються, крок вправо, крок вліво, і на їх місце наступна "шістка" із приставкою В.О., заступничок із закарпатського рекету, компромат-порнушка, – все, як і належить серед шпани блатної...
Unique _ 21.07.2008 23:04
IP: 91.124.14.---
Сам не тріскає і розрізати нікому – всі гидяться. Ну, не хочете різати – переобирайте. Враховуючи власний досвід добра і зла як засадничої умови духовного росту...
І колись-таки оберемо справді еліту, яка конкретними справами а не лапшою на вуха лохів прийде завдяким нашим – не лохів – голосам до влади і виключно на щирій електоральній підтримці зможе втриматися там. Нічого кращого цивілізація поки що не придумала.
Тоді й інтелігенція, без лапок котра, із підпілля покажеться. Вона є, але вона має право на гидливість і користується ним.
Можете не вірити, але мусите змиритися, що навіть для мене особисто перебування на одному гектарі із більшістю нині чинних – було б надзвичайно болісним приниженням і ганьбою. Ростроповича і Поплавського в одній компанії можете уявити? Ну ото ж бо: інтелігенцію теж треба вартувати.
Поки що вартуємо "співаючого ректора". До осені. Там побачимо. І еліту, і інтелігенцію, без лапок котра...
ser20 _ 21.07.2008 23:03
IP: 77.121.131.---
Арсен! Харьковская интеллигенция всегда была локомотивом. Хорошая статья. Читал как всегда с надеждой на конструктивную концовку, на призыв к действию, действиям, объединению на конструктивной основе. Потенциал есть, кто видел 04й год тот понимает.
Всегда с уважеием относился к Вашим инициативам и идеям. Что мешает Вам обратиться к украинской интеллигенции с конструктивными ИДЕЯМИ ДЕЙСТВИЯ во всеукраинском масштабе? И не обязательно острополитическими. Есть много человеческих проблем которые развились уже после 04 года. Пройдитесь по вечернему Киеву (да и Харькову) – грязь, алкоголь с лотков на кажом шагу, гопники с пивом, мусор под ногами, мат посеместно, "крутые" тачки запаркованные напоказ в траве, клумбах, поперек тротуаров, пьяные чуваки и мажоры за рулем сносящие прхожих, стройки на детских площадках и внутри исторических кварталов стирающие память о нашей истории – это Ваш и наш город. Это жлобы во власти и около, обычные жлобы, почувствовавшие, что настала Их власть. Во главе с президентом, считающим приличным опоздания на любые встречи (точность – вежливость кролей, это не про них), Поплавским, который опять всплыл, как то, что не тонет, (а ведь утонул в 04м году!), проффесором и его командой, Черновецким, Балогой, Допой и Гепой. Интеллигеция многое может этому противопоставить. Она безусловно входит в высшее общество, в тусовки, прессу, образование. Нужны общественные движения, союзы, тайные и явные общества для воздействия на общественное сознание свеху вниз.
Историчка _ 21.07.2008 22:59
IP: 91.124.209.---
21.07.2008 22:50___ Unique ----------Заберіть із публічного життя оцих двох Вікотрів із кількома сотнями їх шнирів – і Ви не впізнаєте країну.

Уважаемый Unique, а губернаторы входят в число "їх шнирів".
димко _ 21.07.2008 22:58
IP: 91.124.101.---
3. Наблюдение. Мы с Вами говорим:
"остатки принципов и морали"
"семена светлого будущего"
"силы духовные"
"спасительного покаяния"
"новые люди, новые лидеры"
"томительного и тревожного"
"высоту своей задачи"
"интеллигенция (и только она!) в состоянии победить ложь"

Этот стиль мы с Вами используем когда говорим о себе.

А вот как мы говорим о других:

"В той стране, где отношения с государством предельно прозрачны, понятны, основаны на законе, который позволяет защитить себя, свою семью и свое дело, если понадобится, в нормальном суде."

Мне кажется, тут есть сильный контраст. Может быть даже применена разная логика для "нас" и для "них". Мы не говорим об "их" духовных силах, покаянии, светлом будущем и новых лидерах. Мы говорим о судах, законах и правилах, т.е. о механизмах и правилах цивилизованного общества.
str_Kharkiv _ 21.07.2008 22:55
IP: 92.113.145.---
_Историчка Щось не так процитовано про націоналізм?
За правилами посилань кожне з тлумачень має право бути викиристаним. Як Ви відмітили, просто це слово є більш широке. А Ваше зауваження про "in a country controlied by another" дуже слуше, бо так воно і є. Досить включити TV, щоб у цьому переконатися.
І п. Аваков є справжнім патріотом України, за що йому низький поклін.
ЮРКО_НЕРОЗУМНИЙ _ 21.07.2008 22:53
IP: 77.121.157.---
Пане авторе! Дійсно не будемо притягувати С.Булгакова до Вашої статті.В якому кошмарі Вам приснилось,що саме інтелігенція повинна в тому бедламі,що коїться в країні?Знаєте,я декілька разів перечитав Ваше послання до нас (блазні теж хочуть бути серед тих, що проміж "владою і народом" – за Вашою задумкой) і мало що зрозумів в тієй мішанині слів, понять,констатацій і звінувачень.Чого коштують такі слова як "партийная интеллигенция",
"революционная элита общества","история это-...опыт добра и зла,составляющий условия духовного роста","обновиться Украина не может,не обновив...свою интеллигенцию" (це як,нас потрібно сдати в утіль?).Шановні коменти,ви щось зрозуміли в цьому "Перегуку"?Це
нам з вами про душу інтелігенції "Нельзя ее не любить и нельзя от нее отталкиваться
(?! – це мое).Наряду с чертами отрицательными,представляющими собой симптом некультурности (!?-це мое),исторической незрелости и заставляющими стремиться к преодолению интеллигенции...".Зрозуміли?Щось мені підказує, що не треба зводитись з розуму, бо цей "Перегук" є ніщо інше як "Лист до вченого сусіди" по А.П.Чехову, а перлини, що наведени мною,далеко не останні. Перегуку не буде,бо як на мене, Ви є великий плутанік,що перекладає з влади відповідальність за стан справ в країні (знайшов крайнього!) на інтелігенцію,,до якої ані президент зі всією своєю раттю,ані ПР,ані ЕЦ з БЛ ніякого відношення не мають, бо саме вони пов'язують рівень життя з рівнем конформізму
У більшості інтелігенції надії пов'язані з БЮТ!
Unique _ 21.07.2008 22:50
IP: 91.124.14.---
21.07.2008 21:15___ vedel
Чи варто так болісно, надривно і трагічно реагувати на цілком природну, органічну і прискорену трансформацію пострадянського тоталітарного суспільства в повноцінне, вимогливе і законослухняне громадянське суспільство? Адже шлях, пройдений Україної за 17-ть років інші прохрдили століттями.
Пвсля 2004-го щойно стали актуальними морально-етичні якості політиків. Зрадників щиро не люблять і за них просто не голосують.
Після відставки уряду Тимошенко в 2005-му суспільство усвідомило необхідність інтелекту та реальної освіти для політичної кар'єри, порівнюючи, наприклад, балет даунів на льоду у виконанні двох Вікторів із другим пришестяи Тимошенко. Саме вона щойно і вперше привідкрила реальні можливості держбюджету, закривши цим самим до нього доступ клептоманам. Кожне суспільство вартує своєї влади.
Байдужість київської громади до власного міста має наслідком відверте презирство Льоні Космоса до києвлян і продовження його неприхованого збагачення коштом лохів. Прикро, звичайно, але ніхто їх не шкодує, це і є "опыт добра и зла, составляющий условия духовного роста!" Побочимо, скільки київських прийде на наступні вибори і як вони будуть голосувуати.
Не менш переконливим досвідом добра і зла як засадничої умови духовного росту, але вже для всієї України, є оперативно-розпорядча діяльність Ющенка і Балоги. Заберіть із публічного життя оцих двох Вікотрів із кількома сотнями їх шнирів – і Ви не впізнаєте країну.
Чирячок такий, перезрілий.
navaho _ 21.07.2008 22:47
IP: 217.77.217.---
Поздно господа, поезд ушел.
димко _ 21.07.2008 22:42
IP: 91.124.101.---
2. Жизнеспособность элиты должна проявиться, прежде всего, в готовности учиться у истории. Извлекать уроки.

Опять все точно. И опять, к сожалению, мне невдомек, в чем именно по убеждению автора, заключаются главные уроки. Скажем 5 главных уроков... ну или 3... или один, но самый главный.

Если я правильно припоминаю главный урок в новейшей истории Украины, то он выглядит так: демократия является бутафорской без наличия у граждан контроля за властью (всякой: государственной, партийной, профсоюзной).

У нас есть свобода, есть выбор... но есть ли у граждан контроль? Не приняты ли кем-либо (в интересах защиты своих собственных политических карьер и своих возможностей приводить авантюристов во власть) намеренные действия, направленные на лишение граждан контроля за властью и наооборот – на усиление собственного контроля в ущерб общественному?

Для выживания демократии общество обязанно вернуть себе природный контроль за властью. Странно, что об этом уроке мне напомнил представитель власти.

Чему, на Ваш взгляд, следовало бы научиться из нашей истории?
Историчка _ 21.07.2008 22:41
IP: 91.124.209.---
21.07.2008 22:24___ Арсен Аваков ----Nationalism – patriotic feelings, Браво!Согласен.

Уважаемый Арсен Аваков, а на чьей стороне были Ваши patriotic feelings в карабахской войне?
Историчка _ 21.07.2008 22:39
IP: 91.124.209.---
21.07.2008 22:14___ str_Kharkiv

Уважаемый str_Kharkiv, не передергивайте:
Nationalism – 1 patriotic feelings, efforts, principles. 2 movement for political (economic, etc) independence (in a country controlied by another).
[Oxford student's Dictionary of current english by A.S.Hornby].
командор _ 21.07.2008 22:38
IP: 77.122.4.---
21.07.2008 22:02___ Арсен Аваков
"...Надеюсь.Не было б поздно..."

Как показала практика истребить интеллигенцию не просто,а свою долю в дело исправления исторических ошибок она вложила.
Новая псевдоэлита пытается быть интеллегентной,но увы. Сложно удержать моральную планку интеллегента,а особенно в наше время полное соблазнов.
Арсен Аваков _ 21.07.2008 22:24
IP: 194.6.231.---
21.07.2008 22:14___ str_Kharkiv
Треба бути ще націоналістом у тому сенсі, як це розуміє весь світ:
Nationalism – patriotic feelings, efforts, principles. [Oxford student's Dictionary of current english by A.S.Hornby].

Браво!Согласен.
ONLINE
Корупція1443 Зеленський75 Україна та Європа1132 Aтака Путіна1289 Мовне питання189
АВТОРИЗАЦІЯ І ВХІД ДЛЯ АВТОРІВ


УвійтиСкасувати
Ви можете увійти під своїм акаунтом у соціальних мережах:
Facebook   Twitter