Дядя Сэм следит за тобой, Сеня
В последнем номере журнал "Новое время" опубликовал мою статью об Арсении Яценюке "Дядя Сэм следит за тобой". Менее корректно, но более уместно было бы назвать текст "Дядя Сэм следит за тобой, Сеня"
На днях Арсений Яценюк в интервью европейскому изданию Politico похваcтался непопулярными реформами в Украине. Правда, премьер стушевался, когда речь зашла о его близком соратнике Николае Мартыненко, находящемся под следствием в Швейцарии и Чехии за взяточничество и отмывание денег. По его словам, проводить расследования ни в парламенте, ни внутри партии Народный фронт не нужно, поскольку Мартыненко "решительно опровергает все обвинения".
На моей памяти последним украинским чиновником, признавшимся в коррупции, был Павел Лазаренко. Это произошло в 2000 году в присутствии прокурора из Швейцарии, где против экс-премьера расследовали уголовное дело. Лазаренко пошел на этот шаг лишь после полутора лет под арестом в США, пытаясь избежать экстрадиции в Берн, который мог передать Лазаренко в руки режима Леонида Кучмы. В иных случаях политики до последнего отрицают свою причастность к коррупции. И ожидать такого признания от Мартыненко будет верхом наивности.
Однако коррупционные скандалы сопровождают Яценюка с момента создания правительства. Ринат Ахметов, Игорь Коломойский, Леонид Юрушев, Николай Мартыненко – неполный список денежных мешков, в интересах которых работает нынешний премьер.
Общественное мнение Украины неспособно заставить главу Кабмина очистить свое окружение. Но есть силы, влияющие на него значительно больше. Речь идет о правительстве США. В свое время американцы сделали ставку на Яценюка, увидев в этом молодом англоязычном яппи потенциального реформатора. Во времена Януковича он был единственным коммуникатором с Вашингтоном среди лидеров оппозиции: ни Олег Тягныбок, ни Виталий Кличко, ни Александр Турчинов на эту роль не годились, а Юлия Тимошенко была изолирована в тюрьме.
Родная сестра Яценюка натурализовалась в Америке и живет в Санта-Барбаре. Когда произошел Евромайдан, американцы поддержали его притязания на пост премьер-министра. Особо дружеские отношения у Яценюка сложились с заместителем госсекретаря Викторией Нуланд.
После выборов президента в 2014 году, на которых победил Петр Порошенко, премьер смог "продать" себя американцам в качестве главного противовеса новоизбранному главе государства, который бы сдерживал его от соблазнов авторитаризма.
О высоком доверии говорит тот факт, что летом того же года, находясь в Вашингтоне, Яценюк встретился не только с вице-президентом Джо Байденом, но и с главой государства Бараком Обамой. Это противоречит протоколу, но американская сторона пошла на своеобразное поощрение Яценюка. До него с президентом США в Белом доме виделся лишь один украинский премьер – Виктор Ющенко.
Правда, уже во время тех встреч были заметны серьезные знаки недовольства. На украинско-американском инвестиционном форуме в Вашингтоне Джо Байден выступил с жесткой критикой ситуации в Украине, то и дело прибегая к слову коррупция.
Если разобраться, "проданная" американцам конструкция сдержек и противовесов не работает. Вместо взаимного контроля команды Порошенко и Яценюка вступили в сговор. Они поделили сферы влияния и ответственности, чтобы не пересекаться и не конфликтовать. Например, в сфере влияния Яценюка находятся Ощадбанк, Энергоатом и госкомпания по добыче титанового сырья, а в пирамиде Порошенко – Укрэксимбанк, Центрэнерго и Укрспирт. Власти безвольно позволяют паразитировать на этих активах компаниям-посредникам, приближенным к окружению президента и премьера. Даже на завод Электротяжмаш, где министру экономики Абромавичусу удалось сместить коррумпированное руководство, на днях вернулся старый директор, назначенный по "квоте" Мартыненко.
Все это происходит в условиях, когда посол Джеффри Пайетт и американская администрация находятся на пике влиятельности за всю историю независимой Украины. Вашингтон всячески поддерживает нынешнюю команду деньгами МВФ и гарантиями правительства США, направляя в Украину военных инструкторов и детективов ФБР, склоняя европейцев к удержанию санкций против России. Именно под американским давлением удалось добиться создания в Украине Антикоррупционного бюро и появления полиции. Штаты влияют на принятие решений, которые наша власть самостоятельно неспособна принять в силу кумовства или недостатка политической воли.
Однако коррупция и отсутствие реформ наращивают недовольство нынешней властью. Температура в обществе накаляется. Популисты стригут купоны. У провластных политиков, кроме Михаила Саакашвили, негативные рейтинги соотношения доверия / недоверия. Этим пользуется оппозиция, жаждущая реванша через досрочные выборы.
Если это очевидно нам, очевидно и американцам. Поражение Украины нанесет удар по идее демократических трансформаций через протесты, продвигаемой американцами, и может привести к геополитическому фиаско администрации Барака Обамы.
Сегодня еще можно спасти положение путем перезагрузки власти в рамках нынешней коалиции, но убедить Яценюка добровольно уйти с должности способны только в Вашингтоне. При этом и Порошенко стоит очистить свое окружение и сменить генпрокурора, дискредитировавшего не только себя, но и всю власть.
Вопрос уже даже не в Мартыненко и ему подобных, а в том, что напишут о Майдане в учебниках истории.
Колонка опубликована в журнале "Новое время" за 6 ноября 2015 года и на сайте "Новое время"