''Народный список'' Королевской сформирует Первый национальный и Савик Шустер Студия
Первый национальный запускает новый проект – "Народный список". По неизвестному пока стечению обстоятельств название нового телепродукта идентично названию проекта Натальи Королевской – "Народный список".
Ведущим проекта станет Савик Шустер.
Суть проекта состоит в соревновании молодых активистов за звание народного кандидата, победитель которого получит место в партийном списке Натальи Королевской. Всего в каждом выпуске 12 героев. Большая часть из них – участники давнего проекта Дарки Чепак "Стань лидером".
Во время эфира участники будут отвечать на вопросы экспертов и, в зависимости от голосования живой аудитории, зарабатывать баллы. Неизменным гостем всех эфиров станет сама Наталья Королевская, у которой будет право начислять участникам бонусные очки.
Проект будет состоять из шести выпусков, четыре из которых уже сняты и готовы к показу. Первый эфир – 20 июня.
В целом ничего предосудительного в этом проекте нет. Более того, при должном исполнении, он может оказаться даже занимательным. Интерес всех сторон тоже понятен. Первый национальный получает продукт, возможно, еще и за оплату. Студия Савика Шустера, очевидно, тоже заработает хорошие деньги. А Наталья Королевская получит эфир канала со стопроцентным покрытием.
Но есть несколько нюансов.
В силу объективных причин, у меня есть сомнения в том, что производство проекта – это самостоятельное решение президента НТКУ Егора Бенкендорфа и руководителей независимой Студии Савика Шустера. Я не поверю, что такой проект был возможен без санкций сверху.
Наталье Королевской и ее партии следовало было перестать называть себя оппозицией, открыто признать поддержку власти и прекратить требовать отставки Николая Азарова. Поскольку, напомню, согласно законодательству НТКУ напрямую подчиняется Кабинету министров.
Но я могу быть не прав. Возможно "Народный список" – исключительно коммерческий проект. В таком случае хотелось бы сделать несколько ремарок.
Первое. Было бы справедливо, все выпуски проекта маркировать как политическую рекламу. Конечно, юристы могут обойти этот момент. Но для репутации госпожи Королевской и Савика Шустера это, мягко говоря, большой риск, поскольку суть не меняется: журналист ведет проект для политика за деньги. Соответственно зритель в течение всего эфира имеет право и должен знать, что смотрит не продукт журналистики, а политическую рекламу. Подчеркну, в течение всего эфира, а не только в титрах и из реплик участников.
Второе. Если это коммерческий проект и он напрямую касается выборов, Наталья Королевская и ее партия должны отобразить эти затраты в своей партийной кассе. Соответственно, раз это политическая реклама, руководству Первого национального придется отобразить это в своем бюджете и дать внятное объяснение нерыночной стоимости размещения такого рекламного блока. Если же стоимость будет рыночной, возникает логичный вопрос: на чем зарабатывает Савик Шустер Студия?
Третье. Самое важное. Если это коммерческий проект, он должен быть доступен всем партиям без исключения. По одинаковой цене. А раз так, то соответствующий прайс было бы логично публично обнародовать.
Кстати, насколько я понимаю, руководство Савик Шустер Студии уже обратилось или собирается обратиться с соответствующими предложениями в разные штабы. Первым побратимом Натальи Королевской может стать, например, Виталий Кличко. Наверняка над предложением задумаются и в штабе объединенной оппозиции, и, может даже у Свободы.
Со стороны всех этих политических сил было бы также логично и последовательно обнародовать суть этих предложений с указанием их стоимости.
И напоследок. Откровенно говоря, если перевести подобные коммерческие предположения Первого национального и его агентов на уличный жаргон, это называется простым руским словом рэкет.
Напомню, НТКУ – государственный канал, существующий за счет денег налогоплательщиков.
В условиях, когда львиная доля информационного вещания государственного канала отстаивает точку зрения власти, коммерческие предложения в адрес оппозиции – это откровенное вымогательство и использование государственной машины для личного обогащения всех участников процесса.