Мустафа Найем народний депутат України

Турция: думайте и разбирайесь

16 липня 2016, 02:21

Я понимаю радость многих наших сограждан от возможного прихода к власти в Турции военных. Но я бы был очень осторожен в параллелях. Думайте и разбирайтесь. Дело в том, что переворот в Турции (или его попытка – покажет время) – это еще один удар по политике Европейского союза. Противостояние Тайипа Эрдогана с армией имеет куда более глубокие, сложные и неоднозначные корни.

Три года назад в эти дни я провел в Стамбуле почти неделю, готовил большой аналитический материал для "Зеркала недели". В стране уже тогда назревал большой конфликт между военным сословием и режимом Тайипа Эрдогана.

Дело в том, что в юные годы Эрдоган окончил религиозный лицей имамов-хатыбов, долгое время пребывал в рядах впоследствии запрещенной исламистской Партии благоденствия. Правда, в более поздний период религиозные взгляды Тайипа Эрдогана скрылись под умеренно-консервативной идеологией основанной им Партии справедливости и развития.

Истинные устремления Эрдогана проявились в годы его премьерства, когда началось прямое противостояние нового правительства с военными. В действительности это была борьба между религиозной Турцией Эрдогана и доктриной светского государства Кемаля Ататюрка.

Дело в том, что согласно доктрине Кемаля Ататюрка, упразднившего монархию с помощью солдатских штыков, именно военные должны были гарантировать невмешательство религиозных лидеров и общин в государственные дела.

С приходом к власти Тайипа Эрдогана влияние армии начало падать. Почуяв неладное, генералы армии вступили в открытую войну с Эрдоганом и его исламистской доктриной. Борьба светских военных за влияние длилась недолго. Точку в их непокорности поставил референдум 2011 г, по итогам которого влияние армии на политическую и общественную жизнь было значительно ограничено. (Помимо этого была отменена юридическая неприкосновенность организаторов военного переворота 1980 года).

Изменения были направлены на приведение конституции Турции в соответствие со стандартами Европейского союза! Правящий класс надеялся, что конституционная реформа ускорит процесс принятия Турции Европейским союзом. Таким образом, подспудно смещению военных с политической арены и, как следствие, усилению религиозных настроений содействовал и Европейский Союз.

Исторически европейцы критично оценивали большое влияние военнослужащих на жизнь страны, и одним из лозунгов политики Эрдогана по устранению военного сословия стала европеизация мусульманской Турции.

Что интересно, курды референдум 2011-го года проигнорировали. Сегодня курдов практически открыто поддерживает Россия. И сегодняшний переворот в Турции цивилизационно и исторически выгоден именно Кремлю.

Поэтому еще раз: думайте и разбирайтесь.

Обсуждение и комментарии тут

powered by lun.ua
Коментарі — 210
mihaylenco _ 16.07.2016 11:06
IP: 37.54.123.---
Виктор Тарасов
Саме тому всі розслідування по Майдану заходять у глухий кут. Кілька днів тому Матіос сказав – "...ви будете дуже здивовані, якщо взнаєте хто заважає слідству..."

Матіос ляпнув не подумавши. Він зараз дуже шкодує за свій дурний язик. За таке можна втратити язика разом качаном, до якого дурний язик причеплений.

А сказав він ось що: "Ви, дурні, вважаєте, що янукович побоявся великої крові. Ви вважаєте, що янукович просто так віддав владу. Власноруч знищив своє корито. Побоявся натовпу. Ну то тіште себе! Дурень думкою багатіє. А ми знаємо, як, і що тоді відбувалося."
valsh01 _ 16.07.2016 11:05
IP: 37.203.21.---
Vladimir Khotenko:
valsh01:
уровень местных украинских яйцеголовых – это как раз пример Найема и его тексты
Ну, для меня Наем, не "яйцеголовый" (читайте – умный, профессиональный, просчитывающий на много ходов вперед), а среднестатистический украинский журналист: на людях – честный и правдивый, в реале – лживый и продажный. Мне трудно поверить, что он в 2010 действительно не понимал, что для страны всё равно, что уголовник, прорвавшийся во власть, что харизматичный политический лидер, который мог сделать достаточно много для страны. Поэтому ответственность за кровь погибших на Майдане и после него, в том числе, и на руках найемов-лещенков, которые помогли Януковичу захватить страну. Да и сейчас Найем ведет себя очень странно – он своим имиджем "нового лица" помог ПАПе стать президентом, но когда участие в команде ПАПы грозит крахом политической карьеры, он уходит в другую партию, при этом из президентской не выходит из за мандата
Andrey Kononenko _ 16.07.2016 11:05
IP: 188.163.73.---
Олександр Палій:
Палий, вы определитесь, хорошо ли то, что президент превращает себя в султана, или плохо. А то похоже, что у вас двоемыслие.
lohik _ 16.07.2016 11:04
IP: 46.133.134.---
Військовий переворот і прихід Хунти до влади був успішним тільки в Чилі, коли був скинутий Альєнде...Але цей переворот був підготовлений і проведений США...Які прогавили і не хотіли другоі Куби у себе під боком
.Висновок. Любий внутрішній переворот потребує зовнішньоі воєнноі підтримки...Таке відбулося у нас на Донбасі...
mihaylenco _ 16.07.2016 10:56
IP: 37.54.123.---
Хто поставив на трибуну бариг? А куди бариги поїхали отримувати булаву? Фірташ виконав роль весільного генерала. Благословив. І поставив основні задач. Задав курс.
mihaylenco _ 16.07.2016 10:55
IP: 37.54.123.---
Vladimir Khotenko
Я щось бачу тi ж самi персоналii, якi стояли на трибунi майдану i збурювали народ – я Їх зараз бачу в парламентi, в урядi...

Хто ті негідники? Та я вже писав. Їх поставив на трибуну не Майдан. Їх поставили на трибуну ті, хто вирішив, що яника пора прибирати. Хто поставив? Звісно, хто – путін+олігархи.
Олександр Палій _ 16.07.2016 10:38
IP: 93.73.120.---
Путчисти поставили на залізо і програли. Перемогло бажання людей мати законність, не бути приниженими узурпацією.

П. С.
НІЯКОЇ економічної кризи в Туреччині нема. Російське ембарго і обмеження на туристів Туреччина пережила дуже легко. Зростання ВВП в крані коливалося від 9,2% у 2010 до 4% у 2015 і 4,8% у першому кварталі цього року.

П.П.С. Росія традиційно обгадилася. Заява Пескова про те, що Росія може розглянути надання Ердогану політичного притулку, коли ніхто в них його не просив і просити не міг, дещо схожа на два контрольні привітання Януковичу.
Олександр Палій _ 16.07.2016 10:36
IP: 93.73.120.---
Отже, що відбулося в Туреччині.
Зіграла своє стара руйнівна традиція яничарських переворотів і велетенської ролі армії, яка мала місце ще в Османські імперії і лишилася після Ататюрка.
Змовники вирішили скористатися невдоволенням, яке накопичувалося у зв'язку з тим, що президент Ердоган збирався змінити конституцію на більш пропрезидентську.
Це, враховуючи потружні традиції сильної влади, різко посилить позиції першої особи, перетворивши її на подобу султана. Така зміна викликає чималу кількість невдоволених у суспільстві, де раніше парламентська республіка балансувала авторитарні тенденції. Від Ердогана багато-хто втомився. Взагалі, Туреччина – це країна, яка показує, що іноді армія може бути більш небезпечна для власної країни, ніж для ворогів.
Натомість, Ердоган спирався на електоральну більшість і здоровий глузд середнього класу, якому є що втрачати. Власне, тому він і виграв. Саме тому ми бачили великі демонстрації за законну владу і майже жодної за заколотників.
Vladimir Khotenko _ 16.07.2016 10:35
IP: 195.189.48.---
valsh01:
Поскольку именно придуманный ими слоган "Покажем единство страны и остановим Россию, избрав в первом туре Порошенко", и помог избрать в президенты одного из самых неудачных кандидатов
Тут согласен, идея "компромиссности" Порошенко была очень умна и вброшена очень точно и хитро. Напомню кандидатов в гаранты при свержении Януковича: Тягнибок, Яценюк, Кличко. Цену и уровень всех этих деятелей мы все уже успели оценить. Так Порошенко – это компромис между Яценюком и Кличко? Ха! Заказчик – это да. Но ваш тезис был о военных – что они могут... Так вот – не могут. Яйцеголовые -да, но тогда надо говорить, что это не местные яйцеголовые, потому что уровень местных украинских яйцеголовых – это как раз пример Найема и его тексты. Ну -понимаете? А значит...
sadam _ 16.07.2016 10:32
IP: 194.0.206.---
vurobnuk:
sadam:
sadam:
vurobnuk:
sadam:
Про "помощь из вне" Ви могли більш докладно сказати? В чім вона заключалась?
В существенной материальной поддержки Майдана, что США и не скрывают... и, в полной политической поддержке – Нуланд, Байден... ну Вы в курсе.
Як же я міг забути стару мантру про пєчєнькі...
Про "печенки" – это не я, заметьте, – это Вы написали.
Я говорю про миллиарды долларов, потраченные Штатами на финансирование Майданы, что сами Штаты и продекларировали и, о чём Вы хорошо осведомлены.
И, вообще, наша полемика мягко "съехала" с турецкой темы.
Andrey Karimov _ 16.07.2016 10:27
IP: 95.133.91.---
Підривати Європу х_йлу сьогодні вигідніше ніж кацапів в хрущовках – піднімає рейтинг всяким підкормленим лепенам, провокує відтік капіталів. Впринципі безпрограшний на сьогодні варіант. Звісно завтра х_уйло оступиться як наприклад комуняки з Гітлером.

Але то буде завтра.
valsh01 _ 16.07.2016 10:25
IP: 37.203.21.---
--
Про яйцеголовых – смешно) Это кто?...В случае бучи не будет военных и яйцеголовых – сценарий уже ясен. Орлы Авакова, а это в первую очередь Азов – будут мочить протестующих, новая полиция как всегда разбежится, добробаты будут отжимать собственность...
--
Ну, Вам смешно про яйцеголовых, а мне не очень. Поскольку именно придуманный ими слоган "Покажем единство страны и остановим Россию, избрав в первом туре Порошенко", и помог избрать в президенты одного из самых неудачных кандидатов – труса, лжеца, приспособленца, тяготеющего к автократии, зацикленного на личном обогащении, не желающего менять существующую систему. Так что не надо недооценивать "яйцеголовых" политологов и политконсультантов – они приносят порой не меньше вреда, чем президент-барыга.
А по поводу "орлов Авакова", поглядим. "Орлы Захарченко" тоже чувствовали себя вполне уверенно. Пока не столкнулись с еще большей силой. И эта сила была не в вооружении или выучке, а в ощущении за собой правды и любви к стране
sadam _ 16.07.2016 10:24
IP: 194.0.206.---
ytkr:
. На додаток, російський військовий корабель з танками на борту, тут, як тут, чомусь був виявлений біля кордону з Туреччиною. Висновок напрошується однозначний!!!

Вы хотите сказать, что Путин собирался подбросить турецким заговорщикам танки?
Вам бы романы писать – не научно фантастические.
Vladimir Khotenko _ 16.07.2016 10:22
IP: 195.189.48.---
vurobnuk:
Vladimir Khotenko:
М-да... і чим ваш текст на предмет здорового глузду відрізняэться від Наэма? Нічим.
мiй текст маячня? Ну, можливо i так. Але зауважте – я це я, нас мiллiони, висловився, та й годi... А маячня Наэма – мене лякаэ... бо це ж цiлий депутат, та ще й провласний... вiн закони приймаэ. Керманич, егеж... З такою вавкою в головi, з таким рiвнем аргументiв – що вiн i такi як вiн там наприймають? Оце вже бiда.
Виктор Тарасов _ 16.07.2016 10:21
IP: 46.175.78.---
mihaylenco:
Я вважаю інакше. Владу януковича звалив народ. Тобто, революцію здійснив народ. А ось вже після перемоги її очолили негідники. Класика. Вони ж і скористалися наслідками.

Трибуну я не вважаю центральним органом. То була недоторкана територія. Їх можна було перестріляти, як куріпок. Але жодного пострілу по них не було. Маєте якісь припущення, чому? Та тому, що це був договорняк. Януковича злили. І владу замість них вже призначили. Виставили на трибуну Майдану. Люди, як завжди, виявилися лохами. Вважали, що на трибуні вожді-революцінери, а там стояли поставлені кремлем нащадки риговонялів.
Саме тому всі розслідування по Майдану заходять у глухий кут. Кілька днів тому Матіос сказав – "...ви будете дуже здивовані, якщо взнаєте хто заважає слідству..."
ytkr _ 16.07.2016 10:17
IP: 78.111.190.---
Попередній теракт в Туреччині спровокувала росія. Це вже доведено. Хто спровокував теракт у Франції – питання часу, хоча велика дружба путіна з Саркозі – не новина. Чомусь саме російські ЗМІ розтрубили дезу, що військові захопили владу, а Ердоган втік і попросив політичного притулку у Німеччини. На додаток, російський військовий корабель з танками на борту, тут, як тут, чомусь був виявлений біля кордону з Туреччиною. Висновок напрошується однозначний!!!
vurobnuk _ 16.07.2016 10:10
IP: 95.135.97.---
sadam:
sadam:
vurobnuk:
sadam:
Про "помощь из вне" Ви могли більш докладно сказати? В чім вона заключалась?
В существенной материальной поддержки Майдана, что США и не скрывают... и, в полной политической поддержке – Нуланд, Байден... ну Вы в курсе.
Як же я міг забути стару мантру про пєчєнькі...
vurobnuk _ 16.07.2016 10:09
IP: 95.135.97.---
Vladimir Khotenko:
М-да... і чим ваш текст на предмет здорового глузду відрізняэться від Наэма? Нічим.
valsh01 _ 16.07.2016 10:08
IP: 37.203.21.---
sadam:
vurobnuk:
sadam:
Про "помощь из вне" Ви могли більш докладно сказати? В чім вона заключалась?
--
В существенной материальной поддержки Майдана, что США и не скрывают... и, в полной политической поддержке – Нуланд, Байден... ну Вы в курсе.
Тыц, пез...ц, и сбоку бантик. Опять пластинка про тлетворное влияние запада и про мирового дестабилизатора – США. Политическая и материальная поддержка Майдана, говорите... Наверное вы забыли, как Нуланд и Байден после раздачи печенюшек (а почему не оружия?) на Майдане шли у Януковичу, и уговаривали его (именно уговаривали, а не заставляли) пойти на компромиссы. Он, по причине, что он мудак от природы, к ним не прислушался, за что и поплатился. Так при чем тут США?
Andrey Karimov _ 16.07.2016 10:08
IP: 95.133.91.---
В принципі ж х_йло теж прийшов до влади, в результаті перевороту. Не військового щоправада.
А пітушино гебешнього.
Vladimir Khotenko _ 16.07.2016 10:03
IP: 195.189.48.---
valsh01:
Как по мне, то аргументы Найема, что этот военный переворот выгоден России, очень сильно притянуты за уши...
Аргументы? Где вы у Найема увидели аргументы для этого тезиса? Это вывод. Констатация, резко но мощно притянутая за уши в конце текста. Прост данность в голове Найма без всяких там аргументов. Сам Эрдоган, кстати, говорит, что переворотом управляли из... США. Но то такое... Согласен с вашей формулировкой про "провластного депутата", хоть он и пытается изображать что-то там... но на самом деле именно он, он и Порошенко, Яценюк и прочие гройсманны являются бенефициарами нынешней ситуации в стране... Про яйцеголовых – смешно) Это кто? Нет никаких военных, способных на переворот и поэтому нет никакого сходства Украины и Турции. В случае бучи не будет военных и яйцеголовых – сценарий уже ясен. Орлы Авакова, а это в первую очередь Азов – будут мочить протестующих, новая полиция как всегда разбежится, добробаты будут как всегда отжимать собственность...
vurobnuk _ 16.07.2016 10:01
IP: 37.52.34.---
sadam:
Інформація про американський слід
Прем'єр-міністр Туреччини Біналі Йилдирим заявив, що ситуація в країні під контролем.
Про це повідомляє Reuters.
Водночас він звинуватив в організації спроби військового перевороту опозиційного мусульманського проповідника Фетхуллаха Гюлена.
А не військових що там навчались. На таке навчання відправляють не тільки грамотних військових, але ще й "морально и идеологически" стійких.
sadam _ 16.07.2016 09:59
IP: 194.0.206.---
vurobnuk:
sadam:
Про "помощь из вне" Ви могли більш докладно сказати? В чім вона заключалась?
В существенной материальной поддержки Майдана, что США и не скрывают... и, в полной политической поддержке – Нуланд, Байден... ну Вы в курсе.
Евгений Дубровский _ 16.07.2016 09:59
IP: 79.135.195.---
Жаль, что в Украине нет таких военных как в Турции.
sadam _ 16.07.2016 09:56
IP: 194.0.206.---
vurobnuk:
sadam:
sadam:
И сегодняшний переворот в Турции цивилизационно и исторически выгоден именно Кремлю.

После приведённого текста, такое заключение выглядит... странно.
Будь-яка дестабілізація в Туреччині вигідна москвинам.
Я думаю, что это не так. Не "любая дестабилизация". По крайней мере, не такая дестабилизация, которая однозначно приведёт к усилению влияния США на политику Турции. А переворот, осуществлённый военными, прошедшими обучение в Штатах, к другим последствиям привести не может по определению.
Зеленський76 Корупція1445 Мовне питання190 Україна та Європа1133 Aтака Путіна1291
АВТОРИЗАЦІЯ І ВХІД ДЛЯ АВТОРІВ


УвійтиСкасувати
Якщо ви новий читач, будь ласка, зареєструйтесь
Забули пароль?
Ви можете увійти під своїм акаунтом у соціальних мережах:
Facebook   Twitter