23 листопада 2009, 09:49

Луценко и коррупция: неожиданный поворот

Не секрет, что наиболее коррумпированной службой в системе МВД является ГАИ. Но и там есть свои лидеры.

Это без сомнения МРЭО. Особенно те, что выдают водительские удостоверения. Тема взяток по окончании автошкол и непосредственно при сдаче экзаменов уже набили оскомину. Для того, чтобы узнать способ разрушения этой системы криминальной наживы и профанации водителей, давайте уточним цену вопроса.

За год в Украине получают права около 2 000 000 счастливчиков. Как выяснили журналисты "Надзвичайних новин" в среднем за водительское удостоверение гаишникам надо дать на лапу $50. Когда я озвучил эту цифру на "Свободе слова", то зрители стали меня поправлять – они уже платили по $200. Но даже если $50 умножить на 2 000 000, выходит 100 миллионов долларов в год.

Понятно, что часть этих денег из карманов сотрудников МРЭО перетекает в карманы вышестоящих командиров. Чтобы те в свою очередь закрыли глаза на проделки подчиненных. Так возможно ли поломать схему, ценой в 100 миллионов в год? Оказалось – можно. И инициатива принадлежит самому МВД.

Что греха таить, я очень критически подхожу к анализу работы нынешнего МВД, но в данном случае просто снимаю шляпу.

Способ этот, как кажется с первого взгляда, довольно толковый. Хотя, если вникнуть, возникает много вопросов. Не совсем по теме, однако, непосредственно ей сопутствующих.

Но все по порядку. С октября в экзаменационных подразделениях столичного ГАИ началось внедрение новой автоматизированной системы "Водитель", которая обновила все билеты и изменила саму программу приема тестов для будущих водителей. С этого момента вмешательство в ход экзамена инспектором МРЭО исключалось, а визуальный контроль за сдачей экзамена в режиме on-line велся из помещения Депатамента ГАИ МВД.

Буквально сразу после такого нововведения число желающих получить права в этих МРЭО снизилось более чем вполовину. Но даже при таком уменьшении количества абитуриентов, "счастливчики", сдавшие экзамен составляли всего 8 – 10 процентов. Выводы из этой ситуации очень простые. Во-первых, очень низкий уровень подготовки курсантов в автошколах, материальная база которых не обновлялась с советских времен. Во-вторых, явные злоупотребления сотрудников МРЕО. И если со вторым бороться проще – надо попросту уволить мздоимцев, то первопричину – систему подготовки будущих водителей оперативно изменить невозможно. Тем более, что ее менять не хотят довольно сильные фигуры в органах госвласти.

На протяжении многих лет в стране действует афера, участие в которой невольно принимает каждый, кто уже получил либо же собирается получить водительское удостоверение. Стоимость этого почти двадцатилетнего узаконенного мошенничества – сотни миллионов долларов.

Стать владельцем прав водителя можно тремя способами: закончить курсы водителей, специализированное ПТУ либо же купить права. Третий путь криминальный, а потому нам не подходит. Остается два – идти учиться на механика-автослесаря или на ближайшие курсы вождения. Курсы обычной автошколы менее длительны по срокам обучения и дешевле. Их небольшой недостаток: по окончании курсов вы не получите диплом, подтверждающий, что вы можете самостоятельно собирать-разбирать автомобильные двигатели. Но как показывает практика – этот документ большинству автолюбителей попросту не нужен.

В поддержку основной части будущих водителей, не желающих становиться профессиональными автослесарями, выступила ГАИ. Госавтоинспекция предложила сократить время на детальное изучение устройства двигателя внутреннего сгорания (что автоматически приведет к уменьшению стоимости обучения в автошколе), а оставшиеся часы потратить на более предметные вещи – изучение ПДД и практику вождения.

Как рассказал заместитель начальника Департамента ГАИ Сергей Будник, по предложению Госавтоинспекции автошколы должны будут кардинально изменить обязательные программы подготовки, очень давно утвержденные Министерством образования и науки. Ученикам не станут более преподавать устройства двигателя и других автомобильных агрегатов, санитарную гигиену и основы охраны труда. Причем, нововведения не распространяются на те учреждения, которые должны профессионально готовить водителей-таксистов, дальнобойщиков и других автомобилистов, управление транспортом для которых – жизненная профессия.

В принципе, инициатива гаишников понятна и логична. Большинство водителей при поломке машины не закатывают рукава, и, поднимая капот, не перебирают прямо на трассе кривошипно-шатунный механизм. В лучшем случае – вызывают эвакуатор, для отбуксировки автомобилей на СТО. Тот же, кто хочет зарабатывать себе на хлеб "баранкой", права должны получать в специализированных учебных заведениях.

Однако инициатива МВД напоролась на открытое противостояние Минобразования. Оказывается, все автошколы, независимо от профиля – для профессиональных шоферов или же для автолюбителей – обязаны получить в Министерстве образования и науки лицензию. Правильно, которая сама по себе платная, да к тому же нуждается в постоянном обновлении. На сторону чиновников МВД стали многие руководители автошкол, готовящих автолюбителей, которым надело проплачивать лицензии.

В свою очередь, руководители Минобразования поставили ультиматум: все участники дорожного движения без исключения должны быть водителями-профессионалами. А посему все автошколы должны получать "добро" на свою деятельность от Минобразования. Заместитель директора Департамента профессионально-технического образования МОН Украины Вячеслав Супрун заявляет, что на предоставление образовательных услуг автошколы обязаны получать лицензии, в противном случае можно доупрощаться до того, что водительские права будут дариться на день рождения.

Однако такую "принципиальность" Минобразования просто объясняют руководители многочисленных курсов для автолюбителей. Директор обычной Киевской автошколы Константин Крылов, уверяет – нежелание отпускать из-под своей опеки курсы водительского мастерства кроется в трех магических буквах – НДС. Крупным центрам по подготовке водителей лицензия Минобразования очень нужна. Те школы, которые покупают лицензии у Минобразования, получают почетное звание ПТУ и получают льготы – они не платят НДС. Малым же организациям представляющим аналогичные услуги подобные послабления не нужны, цена самой лицензии значительно больше стоимости предполагаемой прибыли.

Получаемое вместе с лицензией МОН право не оплачивать налог на добавленную стоимость тоже стал причиной, по которой ГАИ хочет лишить Минобразования возможности выдавать лицензии на подготовку водителей. По данным правоохранителей, за лицензированием водительских курсов кроется махинация национального масштаба. Ныне в Украине насчитывается около 2 000 автошкол, имеющих лицензии Минобразования. В прошлом году эти заведения закончило приблизительно 660 000 слушателей. Средняя стоимость обучения кандидата в водители – 2 000 гривен. Двадцать процентов от этой суммы нужно было перечислить в государственный бюджет. То есть каждый слушатель должен был бы пополнить казну на 400 гривен, или на 50 долларов США. За год эта сумма составит 33 000 000 долларов, которую бюджет никогда не увидит.

А вот это тоже цена вопроса. И если МВД удалось сломать криминальную схему в своем ведомстве ценой в 100 миллионов долларов, то сможет ли милиция навести порядок в "делах" Минобразования – вопрос. Хотя автолюбители очень надеются на это.

''ДНР'' перехватила данные журналистов ''Надзвичайних Новин'' и охотится за ними

Съемочная группа "Надзвичайних Новин" снимала сюжеты в зоне АТО. Конкретнее – в Марьинке и Мариуполе. Дело было в последних числах июня. Стандартная процедура предполагает подачу заявления и предоставление данных вместе с фотографиями в СБУ и пресс-службу АТО...

Что бы сказал судья Иванковского суда, окажись он сам на месте жертвы?

В октябре 2014-го военная прокуратура Южного округа сообщила, что боец АТО получил два года тюрьмы за утрату автомата. И это всего лишь один из вереницы случаев...

Насколько реален атомный терроризм?

В предсказания Кассандры, дочери царя Трои Приама, никто из соотечественников не верил. Но Троя погибла и все несчастья, которые напророчила Кассандра, пали на головы тех, кто над ней смеялся...

Украинские власти и СМИ пользуются особой разновидностью английского?

Украинские власти и СМИ пользуются особой разновидностью английского? Читаю в украинских СМИ на тему погашения трехмиллиардного долга Украины перед Россией...

Наказание – не самое приятное занятие. Но, видимо, подходит время

Предвыборные лозунги поражают своим откровенным популизмом. "Финансировать детские садики не из карманов граждан, а из бюджета!". А бюджет разве наполняется не из карманов граждан? Удивляют своим циничным отношением к избирателю: "Уменьшим налоги!"; "Сделаем контрактную армию!"; "Повысим пенсии!"...

Пусть лучше Россия умрет от зависти

В первых числах сентября украинцы узнали о том, что с 1 сентября 2015-го минимальная пенсия в Украине составляет 1074 грн, а минимальная зарплата – 1378 грн...